Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О внесении изменений в Федеральный закон «О банке развития» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (проект № 577603–7)

Рассмотрев Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон „О банке развития“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон), принятый Государственной Думой 21 ноября 2018 года, комитет отмечает следующее.

Проект федерального закона был внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации и разработан в рамках выполнения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», Стратегии инновационного развития Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р, Поручения Правительства Российской Федерации от 22 мая 2018 г. № ДМ‑П13‑2858, а также в соответствии с пунктом 3 протокола совещания у Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации — Министра финансов Российской Федерации от 4 июня 2018 г. № СА‑П13‑6пр о создании механизма координации действующих институтов развития.

Федеральный закон вносит изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации, предусматривающие:

— изменение наименования государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэконмбанк)» на наименование «Государственная корпорация развития „ВЭБ.РФ“ (далее – ВЭБ.РФ);

— расширение функций ВЭБ.РФ по координации деятельности институтов развития и организации их взаимодействия, в том числе в вопросах поддержки экспорта российской промышленной продукции (товаров, работ, услуг);

— новое понятие «утверждённый размер уставного капитала» и разъяснения правового режима уставного капитала ВЭБ.РФ, акционерного общества «Российский экспортный центр» (далее – АО РЭЦ) и акционерного общества «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» (далее – АО МСП);

— особенности правового положения АО РЭЦ и его дочерних структур.

Уточняется, что изменение наименования ВЭБ.РФ не является реорганизацией, не изменяет и не прекращает ее прав и обязанностей в отношении Российской Федерации и любых третьих лиц, включая кредиторов, в том числе иностранных.

Федеральный закон определяет, что ВЭБ.РФ на основании решения Правительства Российской Федерации обеспечивает координацию деятельности и организацию взаимодействия институтов развития по вопросам:

— долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации;

— создания условий для устойчивого экономического роста и устранения инфраструктурных ограничений;

— развития инфраструктуры и инноваций;

— развития и поддержки экспорта российской промышленной продукции (товаров, работ, услуг);

— повышения уровня жизни граждан, создания комфортных условий для их проживания;

— участия институтов развития в реализации национальных проектов (программ), государственных программ, федеральных целевых программ.

Критерии отнесения российских юридических лиц к институтам развития и (или) их перечень определяются решением Правительства Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом для целей решения поставленных задач ВЭБ.РФ участвует в управлении институтами развития, заключает с ними соглашения о координации деятельности и (или) взаимодействия, формирует процедуры совместной работы, обеспечивающие комплексное использование финансовых и нефинансовых инструментов поддержки проектов, включая меры государственной поддержки, обеспечивает информационное взаимодействие институтов развития и органов государственной власти и подготовку предложений о совершенствовании мер поддержки институтов развития.

На основании решения Правительства Российской Федерации ВЭБ.РФ осуществляет финансовую и гарантийную поддержку отдельных институтов развития, иными способами обеспечивает исполнение этими институтами развития обязательств, а также выступает агентом Правительства Российской Федерации по вопросам реализации мер государственной поддержки институтов развития.

Федеральным законом вводится понятие «утвержденный размер уставного капитала» ВЭБ.РФ, величина которого состоит из размера сформированной части уставного капитала и размера части уставного капитала, подлежащего формированию за счет последующего внесения дополнительных имущественных взносов Российской Федерации. Правительство Российской Федерации своим нормативным актом определяет:

— размер утвержденного уставного капитала и его составных частей;

— состав имущества, подлежащего внесению в качестве дополнительных имущественных взносов Российской Федерации, в том числе субсидий в виде имущественного взноса Российской Федерации;

— порядок, сроки и условия внесения имущественных взносов Российской Федерации;

— целевое назначение вносимых дополнительных имущественных взносов Российской Федерации;

— требования к показателям результативности использования дополнительных имущественных взносов.

Аналогичное полномочие Правительства Российской Федерации предусмотрено в отношении уставных капиталов АО РЭЦ и АО МСП, которые могут быть увеличены за счет последующих взносов в случае уменьшения финансовой устойчивости общества.

Таким образом, дополнительные имущественные взносы Российской Федерации будут вноситься только при возникновении признаков, подтверждающих необходимость увеличения уставного капитала, что позволит оптимизировать величину бюджетных ассигнований, направляемых на капитализацию конкретного института развития.

Комитет отмечает, что Федеральным законом не установлены ограничения по размерам уставных капиталов ВЭБ.РФ и других институтов развития, формируемых на основании решений Правительства Российской Федерации. Таким образом, размеры указанных уставных капиталов будут формироваться в соответствии с возможностями и приоритетами расходования средств федерального бюджета.

Федеральный закон предусматривает возможность передачи ВЭБ.РФ ста процентов акций в уставном капитале АО РЭЦ в собственность Российской Федерации.

Реализация Федерального закона позволит ВЭБ.РФ решить задачи по комплексному сопровождению, оценке рисков и эффектов от реализации проектов, будет способствовать совершенствованию механизмов запуска инфраструктурных и социальных проектов.

Также Федеральный закон будет способствовать повышению роли ВЭБ.РФ в координации и организации деятельности институтов развития Российской Федерации в вопросах обеспечения долгосрочного социально-экономического развития, а также развитию и поддержке экспорта российской промышленной продукции (товаров, работ, услуг).

Комитет отмечает, что в случае принятии Правительством Российской Федерации решений об утвержденном размере уставного капитала ВЭБ.РФ, АО «РЭЦ», АО «Корпорация МСП» могут возникнуть дополнительные расходы федерального бюджета.

Коррупциогенные факторы в Федеральном законе не выявлены.

Учитывая изложенное, комитет рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон „О банке развития“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации».