Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» (проект № 576637–7)

Рассмотрев Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» (далее – Закон), принятый Государственной Думой 21 ноября 2018 года, комитет отмечает следующее.

Рассматриваемым Законом предусматривается внесение изменений в Федеральный закон от 5 декабря 2017 года № 362-ФЗ «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» (в редакции Федерального закона от 3 июля 2018 года № 193-ФЗ (далее — Федеральный закон № 362-ФЗ) только в части показателей, утвержденных на 2018 год.

Закон сформирован на основе «базового» варианта ожидаемых итогов социально-экономического развития Российской Федерации на 2018 год, в котором учтено введение в апреле 2018 года ограничительных мер, принятых иностранными государствами в отношении отдельных российских компаний и физических лиц, а также мероприятий по снижению их негативного влияния.

В соответствии с ожидаемыми итогами социально-экономического развития Российской Федерации прогнозируется изменение большинства макроэкономических показателей на 2018 год, которое обусловлено, прежде всего, более благоприятной, чем прогнозировалось ранее, внешнеэкономической конъюнктурой.

Учитывая сложившуюся в текущем году благоприятную ценовую конъюнктуру на сырьевых рынках, прогнозируется увеличение цены на нефть с 61,4 до 69,6 долларов США за баррель. При этом комитет отмечает, что на 20 ноября цена на нефть установилась в районе 66,4 долларов США за баррель.

Курс рубля к доллару США пересмотрен в сторону его ослабления: согласно текущим оценкам среднегодовой курс национальной валюты может составить 61,7 рубля за доллар США против 58,6 рубля за доллар США, учтенным при формировании Федерального закона № 362-ФЗ. Этому способствовала повышенная волатильность на мировых финансовых рынках, а также санкционная политика США.

Прогноз инфляции повышен с 2,8% до 3,4%, что обусловлено ослаблением курса рубля и ускорением роста цен на продовольственные товары (за исключением плодоовощной продукции) вследствие удорожания кормов для животных на фоне ухудшения прогнозов урожая зерновых в мире. Дополнительно давление на цены окажет повышение НДС, частичный эффект от которого проявится уже в 2018 году.

Комитет отмечает значительное понижение прогнозируемого темпа роста инвестиций в основной капитал с 4,8% до 2,9% (по сравнению с оценкой, учтенной при формировании Федерального закона № 362-ФЗ). На снижение темпов роста оказало влияние ухудшение настроений бизнеса, обусловленное повышенной волатильностью на финансовых рынках, а также умеренная динамика кредитования компаний.

Менее динамичное, чем ожидалось ранее, оживление потребительской активности (прогноз по обороту розничной торговли понижен с 3,3% до 2,9%) связано с ускорением инфляции.

Прогнозная оценка прироста реальной заработной платы повышена (с 6,3 % до 6,9 %), что связано с повышением размера минимальной оплаты труда, проводившимся в 2018 году дважды (с 1 января и с 1 мая), а также с ускоренным ростом заработной платы отдельных категорий работников социальной сферы и науки в соответствии с майскими указами Президента Российской Федерации 2012 года. В то же время прогноз темпов роста реальных располагаемых денежных доходов населения понижен (до 3,4% по итогам 2018 года против 3,8%, учтенных при формировании Федерального закона № 362-ФЗ) в связи с ухудшением динамики незарплатных доходов.

Рассматриваемым Законом предусматривается увеличение номинального объема ВВП на 2 930 млрд. рублей, или на 3%, при замедлении темпов его прироста в 2018 году с 2,1% до 1,8 %.

Основными причинами пересмотра прогноза темпов прироста ВВП стали ухудшение настроений бизнеса из‑за объявлений о введении дополнительных санкционных мер, повышенная волатильность на финансовых рынках, ускорение оттока капитала и рост доходностей долговых ценных бумаг.

Комитет отмечает наличие рисков недостижения прогнозируемых макроэкономических показателей из‑за возможного ухудшения внешних условий.

Профицит федерального бюджета в 2018 году увеличится более чем в 4 раза по сравнению с показателем, утвержденным Федеральным законом № 362-ФЗ, и составит 2 138,7 млрд. рублей или 2,1% к ВВП, что обусловлено ростом поступления нефтегазовых доходов.

Ненефтегазовый дефицит в 2018 году составит 6 678,4 млрд. рублей (или 6,6% к ВВП). По отношению к ВВП ненефтегазовый дефицит снизится на 0,3% по сравнению с уровнем, установленным Федеральным законом № 362-ФЗ.

Внесение изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» потребовало изменений источников финансирования дефицита федерального бюджета.

Законом вносятся изменения в приложение 39 к Федеральному закону № 362-ФЗ (с изменениями), в соответствии с которыми совокупное сальдо по источникам финансирования дефицита федерального бюджета уменьшится на 1 657,0 млрд. рублей (или в 4,4 раза), и составит (-) 2 138,7 млрд. рублей, в том числе:

 по источникам внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета — (-) 2 044,4 млрд. рублей, что на 1 640,5 млрд. рублей (или в 5,1 раза) меньше утвержденных параметров;

по источникам внешнего финансирования — (-) 94,4 млрд. рублей, что на 16,5 млрд. рублей (или в 1,2 раза) меньше утвержденных параметров.

Предусматривается использование в 2018 году средств Фонда национального благосостояния в объеме 1 113,3 млрд. рублей, который уменьшится на 0,4 млрд. рублей за счет снижения объема использования в 2018 году его средств на софинансирование формирования пенсионных накоплений застрахованных лиц (5,1 млрд. рублей) по сравнению с объемом, предусмотренным Федеральным законом № 362-ФЗ (5,5 млрд. рублей), исходя из заявленной Пенсионным фондом Российской Федерации на 2018 год фактической потребности в трансферте.

При этом объем Фонда национального благосостояния на конец 2018 года увеличится и составит 3 818,0 млрд. рублей (за счет нефтегазовых доходов, сложившихся по итогам 2017 года, и курсовой разницы).

Объем государственного долга Российской Федерации на 1 января 2019 года сокращается на 158,1 млрд. рублей (или на 1,1%) до 13 761,1 млрд. рублей (13,6% к ВВП), в том числе по внутреннему долгу – на 459,3 млрд. рублей и увеличивается по внешнему долгу на 301,2 млрд. рублей.

Доходы федерального бюджета в 2018 году оцениваются в объеме 18 947,6 млрд. рублей (18,7% к ВВП). Законом предусматривается увеличение общего объема доходов на 1 874,7 млрд. рублей (или на 11,0%). Доходы федерального бюджета по отношению к ВВП увеличиваются на 1,3 процентных пункта и составят 18,7% к ВВП.

По сравнению с первоначально установленными Федеральным законом № 362-ФЗ показателями доходы федерального бюджета в 2018 году увеличиваются на 3 689,8 млрд. рублей или на 24,2%. По отношению к ВВП доходы увеличиваются на 3,0 процентных пункта.

При этом поступление нефтегазовых доходов увеличивается на 1 582,2 млрд. рублей (или на 1,4% к ВВП), ненефтегазовых доходов – на 292,5 млрд. рублей (объем ненефтегазовых доходов по отношению к ВВП не изменился). В результате прогнозируется снижение доли ненефтегазовых доходов в общем объеме доходов федерального бюджета в 2018 году с 57,6% до 53,5%.

Нефтегазовые доходы в 2018 году ожидаются в сумме 8 817,1 млрд. рублей или 8,7% к ВВП. Базовые нефтегазовые доходы рассчитаны на основании базовой цены на нефть 40,8 долларов за баррель и составят 4 723,8 млрд. рублей, что на 228,7 млрд. рублей или на 5,1% больше суммы, учтенной при формировании Федерального закона № 362-ФЗ. Дополнительные нефтегазовые доходы оцениваются в сумме 4 093,3 млрд. рублей, что на 1 353,5 млрд. рублей больше суммы, учтенной в Федеральном законе № 362-ФЗ.

Увеличение поступлений нефтегазовых доходов обусловлено повышением цены на нефть при одновременном росте курса доллара США по отношению к рублю, наблюдаемом в период с апреля 2018 года.

Также на увеличение нефтегазовых доходов повлияло изменение расчетной ставки налога на добычу полезных ископаемых в виде газа горючего природного с учетом повышения коэффициента Кгп для организаций-собственников Единой системы газоснабжения в IV квартале 2018 года (с 1,4022 до 2,055).

В составе нефтегазовых доходов поступления налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья вырастут на 23,1% по сравнению с суммами, учтенными при формировании Федерального закона № 362-ФЗ, а поступления от вывозных таможенных пошлин — на 19,4%.

Ненефтегазовые доходы федерального бюджета в 2018 году оцениваются в объеме 10 130,5 млрд. рублей или 10,0% к ВВП. По сравнению с Федеральным законом № 362-ФЗ ожидается увеличение поступления ненефтегазовых доходов на 3,0%.

На увеличение поступлений ненефтегазовых доходов повлиял рост поступлений налога на прибыль на 97,5 млрд. рублей или на 11,6% по сравнению с суммой, учтенной при формировании Федерального закона № 362-ФЗ. Увеличение обусловлено в основном ростом прибыли прибыльных организаций в отдельных секторах экономики на фоне роста курса доллара США по отношению к рублю и изменением структуры налоговой базы, а также увеличение поступлений налога на прибыль организаций с дивидендов.

Увеличение объема поступлений внутреннего налога на добавленную стоимость (НДС) на 79,5 млрд. рублей или на 2,3% связано с ростом номинального ВВП и изменением структуры налоговой базы.

Объем поступлений ввозного НДС увеличивается на 31,1 млрд. рублей или на 1,3% в связи с повышением курса доллара США по отношению к рублю и ростом объемов импорта.

Также увеличение поступления ненефтегазовых доходов по сравнению с прогнозными значениями ожидается преимущественно за счет роста поступлений:

— доходов от взимания ввозных таможенных пошлин на 53,5 млрд. рублей или на 9,3% (в основном за счет роста рублевой стоимости импорта на фоне ослабления рубля);

— доходов от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, на 39,2 млрд. рублей или на 8,3%;

— доходов от продажи материальных и нематериальных активов на 32,9 млрд. рублей или на 32,4% (в том числе за счет дополнительных доходов от выпуска материальных ценностей из государственного резерва в целях освежения запасов государственного материального резерва по истечении установленного срока их хранения);

— доходов от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат государства на 16,0 млрд. рублей или на 14,4% (в основном за счет погашения дебиторской задолженности прошлых лет);

— регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции (в виде углеводородного сырья) на 10,3 млрд. рублей или на 40,8%;

— штрафов, санкций, возмещений ущерба на 9,6 млрд. рублей или на 16,8%.

Наибольшее снижение прогноза поступления доходов обусловлено главным образом уменьшением:

— поступлений доходов от уплаты акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации, на 87,8 млрд. рублей или на 9,4%, что обусловлено снижением действующих ставок акциза на автомобильный бензин на 3000 рублей и на дизельное топливо на 2000 рублей за тонну с 1 июня 2018 года и норматива зачисления акцизов на нефтепродукты в федеральный бюджет с 1 июля 2018 года с 42,6% до 15,59%.

— платежей при пользовании природными ресурсами на 21,1 млрд. рублей или на 5,8%, что связано со снижением поступлений от разовых платежей за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии, при пользовании недрами на территории Российской Федерации, а также доходов, полученных от продажи на аукционе права на заключение договора о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов и (или) договора пользования водными биологическими ресурсами, находящимися в федеральной собственности;

— прочих неналоговых доходов на 4,2 млрд. рублей или на 1,8% в основном вследствие прекращения обязательств ряда банков, а также изменения порядка расчета дивидендов ряда банков, акции которых приобретены ГК АСВ в рамках имущественного взноса Российской Федерации в ГК АСВ.

По‑прежнему сохраняется значительным объем доходов, по которым не представлены расчеты (532,9 млрд. рублей, или 2,8 % общего объема доходов федерального бюджета, учтенных в Законе, преимущественно в части расчетов, содержащих служебную информацию ограниченного распространения).

В соответствии с пунктом 2 статьи 213 Бюджетного кодекса Российской Федерации общий объем расходов увеличивается на 217,7 млрд. рублей в пределах поступления дополнительных ненефтегазовых доходов и составит в 2018 году 16 808,8 млрд. рублей или 16,6% к ВВП, что на 0,3 процентных пункта ниже уровня, утвержденного Федеральным законом № 362-ФЗ (за счет роста прогнозируемого объема ВВП в 2018 году).

Кроме того, Законом предусматривается перераспределение бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2018 год по предложениям ответственных исполнителей (исполнителей) государственных программ Российской Федерации (далее – государственная программа) и главных распорядителей средств федерального бюджета в общем объеме 214,6 млрд. рублей.

Предлагается сокращение (экономия) бюджетных ассигнований в объеме 131,7 млрд. рублей по следующим основным направлениям:

социальные выплаты и компенсации в связи с уточнением численности получателей – 37,5 млрд. рублей;

бюджетные ассигнования, зарезервированные под изменение курса рубля к доллару США, в связи с ростом курса рубля – 14,5 млрд. рублей;

обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации – 10,0 млрд. рублей;

бюджетные ассигнования, по которым до 2 октября 2018 года получателями средств федерального бюджета не приняты бюджетные обязательства, связанные с поставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг в соответствии с доведенными до них лимитами бюджетных обязательств – 8,3 млрд. рублей;

федеральная целевая программа «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года» в связи с расторжением заключенных государственных контрактов, отсутствием положительных заключений на разработанную проектно-сметную документацию, а также нарушением графиков выполнения работ – 6,6 млрд. рублей;

бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства, проведение капитального ремонта в связи с отсутствием проектной сметной документации, банкротством подрядчиков – 3,8 млрд. рублей;

остатки по контрактам 2017 года, не использованные по состоянию на 2 июня 2018 года, – 2,6 млрд. рублей;

единая субвенция бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджету г. Байконура в части мероприятий по переводу в электронную форму книг государственной регистрации актов гражданского состояния в связи с переносом срока завершения работ – 2,5 млрд. рублей;

оказание финансовой помощи в целях осуществления бюджетных инвестиций и поддержки инвестиционной деятельности в Республике Южная Осетия и Республике Абхазия в связи с переносом расходов на 2019 год – 1,1 млрд. рублей;

реализация соглашения по проекту Международного банка реконструкции и развития «Реформирование лесоуправления и меры по борьбе с лесными пожарами в России» – 0,9 млрд. рублей.

Наибольшее увеличение бюджетных ассигнований (за исключением межбюджетных трансфертов) предусматривается по следующим направлениям:

— на реализацию Соглашения с Республикой Беларусь от 28 июля 2017 года – 27,2 млрд. рублей;

— взнос в уставный капитал ОАО «Российские железные дороги» в целях реализации проектов «Комплексная реконструкция участка М.Горький-Котельниково-Тихорецкая-Крымская с обходом Краснодарского узла» и «Развитие железнодорожной инфраструктуры Московского транспортного узла» — 22,8 млрд. рублей;

— предоставление субсидий российским производителям колесных транспортных средств на компенсацию части затрат, связанных с выпуском и поддержкой гарантийных обязательств по колесным транспортным средствам, соответствующим нормам Евро-4, Евро-5 в связи с уточнением производственных планов организаций-производителей – 16,8 млрд. рублей;

— взнос в уставный капитал АО «Объединенная двигателестроительная корпорация» (г. Москва) на финансирование затрат по разработке и созданию перспективного двигателя ПД-35 в целях ускорения реализации проекта создания двигателя для самолета ИЛ 96–400 – 7,9 млрд. рублей;

резервный фонд Правительства Российской Федерации, в том числе за счет средств, передаваемых в 2018 год в собственность Российской Федерации государственной корпорацией — Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, в сумме 2,1 млрд. рублей и возврата ранее выделенных средств из резервного фонда Правительства Российской Федерации – 6,7 млрд. рублей;

— строительство транспортного перехода через Керченский пролив в связи с опережением сроков выполнения работ – 6,0 млрд. рублей;

— предоставление субсидии Г1АО «Государственная транспортная лизинговая компания» (г. Салехард, Ямало-Ненецкий автономный округ) на строительство 11 судов класса «река-море» проекта RSD59, сухогруза и 2 пассажирских скоростных судов на подводных крыльях «Комета 120М», для их дальнейшей передачи по договорам лизинга, аренды в целях реализации государственной поддержки лизинга, аренды морских и речных судов отечественного производства – 5,9 млрд. рублей.

Также предусмотрено значительное увеличение бюджетных ассигнований на имущественные взносы в государственные корпорации и публично-правовую компанию в общем объеме на 43,7 млрд. рублей согласно приложению 212 рассматриваемого Закона, в том числе:

в государственную корпорацию «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» на реализацию приоритетных инвестиционных проектов на территории Дальневосточного федерального округа – 5,5 млрд. рублей;

в государственную корпорацию «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» на компенсацию части затрат по исполнению обязательств по внешним заимствованиям на рынках капитала и компенсацию убытков, возникающих в результате безвозмездной передачи активов в казну Российской Федерации, – 25,5 млрд. рублей;

в государственную корпорацию по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростех» для целей обеспечения особо важных и специальных полетов воздушных судов – 20,8 млрд. рублей;

в публично-правовую компанию «Фонд защиты прав граждан — участников долевого строительства» для осуществления мероприятий по финансированию завершения строительства объектов незавершенного строительства — многоквартирных домов – 5,0 млрд. рублей.

Кроме этого, увеличение бюджетных ассигнований предусмотрено на предоставление взносов в уставные капиталы АО «Россельхозбанк» в сумме 20,0 млрд. рублей в целях сохранения темпов роста аграрного производства и стабилизации работы АО «Россельхозбанк», ПАО «Промсвязьбанк» в сумме 20,0 млрд. рублей в целях обеспечения кредитования головных исполнителей, исполнителей государственного оборонного заказа, АО «ДОМ.РФ» в целях осуществления мероприятий по финансированию завершения строительства объектов незавершенного строительства — многоквартирных домов в сумме 7,8 млрд. рублей.

При этом следует отметить, что результаты контрольных и экспертно-аналитических мероприятий Счетной палаты Российской Федерации показывают, что значительные объемы средств, предоставленные государственным корпорациям и государственной компании в прошлые годы, используются не в полном объеме и размещаются на депозитах и счетах в кредитных организациях, по которым они получают проценты по неснижаемому остатку средств на счете.

Общий объем временно свободных средств государственных корпораций и государственной компании по состоянию на 1 января 2017 года составил порядка 140 млрд. рублей, на 1 января 2018 года — порядка 155 млрд. рублей и на 1 октября 2018 года — порядка 135 млрд. рублей. При этом доходы государственных корпораций и государственной компании от инвестирования временно свободных средств за 2016 год составили около 7,6 млрд. рублей, за 2017 год — около 7 млрд. рублей и за январь – сентябрь 2018 года — около 4,5 млрд. рублей.

Изменения объемов бюджетных ассигнований (открытой части) предусматриваются по всем разделам классификации расходов (приложение 132), при этом увеличение законодательно утвержденных бюджетных ассигнований по 9 разделам составило 281,9 млрд. рублей, сокращение по 5 разделам – 49,0 млрд. рублей.

Наибольшее увеличение бюджетных ассигнований (в абсолютном выражении) предусматривается по разделам: «Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам бюджетной системы Российской Федерации» – 112,3 млрд. рублей (или на 12,9%) (из них по подразделу «Иные дотации» — 115,0 млрд. рублей или на 61,4 %), «Национальная экономика» – 85,9 млрд. рублей (или на 3,9%), «Охрана окружающей среды» – 17,3 млрд. рублей (или на 18,1%), «Жилищно-коммунальное хозяйство» – 10,5 млрд. рублей (или на 7,2%).

Рассматриваемым Законом объем расходов на реализацию государственных программ (открытая часть) предусматривается увеличить на 159,6 млрд. рублей, или на 1,9 % годовых бюджетных ассигнований.

По 17 государственным программам бюджетные ассигнования увеличиваются на 213,8 млрд. рублей, по 23 — уменьшаются на 54,2 млрд. рублей. Перераспределение бюджетных ассигнований без изменения общего объема предусматривается по государственной программе «Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности на 2013 – 2025 годы».

Расходы федерального бюджета на реализацию государственных программ по состоянию на 1 октября 2018 года исполнены в сумме 5 789,95 млрд. рублей или 65,1 % показателя сводной росписи с изменениями (открытая часть), что на 0,3 процентного пункта ниже уровня исполнения указанных расходов за аналогичный период предыдущего года (5 441,1 млрд. рублей, или 65,4 % показателя сводной росписи с изменениями).

Счетной палатой Российской Федерации отмечается, что по состоянию на 1 октября 2018 года в рамках реализации государственных программ не осуществлялись расходы по 9 подпрограммам и 2 федеральным целевым программам в общей сумме 10,7 млрд. рублей или 0,1% бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию государственных программ.

Рассматриваемым Законом предусматривается увеличение общего объема бюджетных ассигнований на предоставление межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской федерации на 121,6 млрд. рублей в соответствии с приложением 312.

При этом общий объем субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации сократился на 7,5 млрд. рублей, в том числе в связи с уменьшением бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий:

 федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года» – 7,7 млрд. рублей;

федеральной целевой программы «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012–2020 годы» – 1,1 млрд. рублей.

Объем субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации сокращается на 21,7 млрд. рублей, в том числе в связи с уменьшением объемов финансирования на:

выплату государственных пособий лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию, на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и лицам, уволенным в связи с ликвидацией организаций (прекращением деятельности, полномочий физическими лицами), в соответствии с Федеральным законом от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» – 8,7 млрд. рублей;

социальные выплаты безработным гражданам в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-I «О занятости населения в Российской Федерации» — 7,7 млрд. рублей;

осуществление переданных полномочий Российской Федерации по предоставлению отдельных мер социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации, – 2,7 млрд. рублей;

единую субвенцию бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджету г. Байконура – 2,5 млрд. рублей.

Увеличение объемов иных межбюджетных трансфертов на 36,1 млрд. рублей связано с увеличением объемов финансирования на:

финансовое обеспечение дорожной деятельности в рамках Государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы» – 12,1 млрд. рублей (в целях реализации мероприятий, направленных на увеличение протяженности автомобильных дорог регионального значения, соответствующих нормативным требованиям и позволяющих обеспечить снижение доли автомобильных дорог, работающих в режиме перегрузки). Комитет отмечает, что выделение дополнительных средств по данному направлению потребует их скорейшего распределения между субъектами Российской Федерации;

реализацию основных мероприятий по подготовке мирового чемпионата по профессиональному мастерству по стандартам «Ворлдскиллс» в г. Казани в 2019 году – 9,5 млрд. рублей;

возмещение части прямых понесенных затрат на создание и (или) модернизацию объектов агропромышленного комплекса в целях стимулирования инвестиционной активности в отрасли – 11,6 млрд. рублей;

обеспечение поддержки юридических лиц, осуществляющих деятельность на территории Калининградской области, и резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области – 5,3 млрд. рублей;

возмещение расходов, понесенных при подготовке города Красноярска к проведению XXIX Всемирной зимней универсиады 2019 года – 1,5 млрд. рублей.

В рамках второго чтения законопроекта были приняты поправки, предусматривающих увеличение бюджетных ассигнований по целому ряду направлений.

В целях компенсации прямых затрат на строительство и модернизацию объектов агропромышленного комплекса дополнительно предусмотрены межбюджетные трансферты бюджетам субъектов Российской Федерации в объеме 6,3 млрд. рублей.

Также бюджетам субъектов Российской Федерации увеличены бюджетные средства на 1,9 млрд. рублей на компенсацию понесенных затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей из‑за ущерба в результате чрезвычайных ситуаций природного характера.

На реализацию отдельных инвестиционных проектов на Дальнем Востоке дополнительно выделено 2,4 млрд. рублей.

На осуществление производственно-технологической деятельности в космической отрасли увеличены бюджетные ассигнования на 16,6 млрд. рублей, предоставляемые государственному космическому научно-производственному центру имени М.В. Хруничева.

Также предусмотрено увеличение бюджетных ассигнований на 13,9 млрд. рублей в связи с принятием решения о доведении денежного довольствия военнослужащих до уровня 2017 года.

Увеличен объем субсидий российским организациям, в том числе автомобилестроения, сельскохозяйственного и транспортного машиностроения на 1,1 млрд. рублей на компенсацию части затрат на транспортировку их продукции.

Рассматриваемым Законом предусматривается значительное увеличение расходов по разделу «Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам бюджетной системы Российской Федерации» на 112,3 млрд. рублей, в результате чего расходы по данному разделу составят 1,0% ВВП (увеличение на 0,1 процентный пункт).

Общий объем дотаций, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации, увеличен на 114,7 млрд. рублей (или на 13,8%). Данное увеличение обусловлено главным образом ростом объема дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации на 107,7 млрд. рублей (или в 14,4 раза по сравнению с показателем, утвержденным Федеральным законом № 362-ФЗ), из которых 96,6 млрд. рублей предусмотрено на компенсацию выпадающих в 2019 году доходов в связи с исключением движимого имущества из объектов обложения налогом на имущество организаций.

Комитет отмечает, что Правительством Российской Федерации предусмотрено предоставление дотации уже в текущем году в целях компенсации выпадающих доходов в связи с исключением движимого имущества из объектов обложения налогом на имущество организаций начиная с 2019 года.

Распределение указанной дотации, одобренной 8 ноября 2018 года на заседании трехсторонней комиссии по межбюджетным отношениям, представлено в приложении 33 (таблица 105).

Кроме этого, в рамках данного раздела предлагается увеличение бюджетных ассигнований по дотациям в целях обеспечения сбалансированности:

бюджета Чеченской Республики — на 620,0 млн. рублей или на 3,6%;

 бюджета Республики Крым (для финансового обеспечения Республикой Крым исполнения расходных полномочий по проведению работ по комплексному исследованию и учету объектов археологического наследия, включая паспортизацию археологических памятников, расположенных на территории Республики Крым) — на 60,1 млн. рублей или на 0,3 %.

Также Законом предусматривается предоставление новой дотации на частичную компенсацию дополнительных расходов на обязательное медицинское страхование неработающего населения в сумме 6,5 млрд. рублей в связи с изменением подходов к расчету коэффициента дифференциации при определении расходов на обязательное медицинское страхование, распределение которой представлено в приложении 33 (таблица 104 приложения 33). Получателями данной дотации являются 4 субъекта Российской Федерации, которые несут наибольшие потери от изменения расчетов: Московская область (5,6 млрд. рублей), город федерального значения Санкт-Петербург (722,1 млн. рублей), Республика Тыва (146,5 млн. рублей), город Байконур (55,4 млн. рублей).

Нераспределенный резерв дотаций бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности составил 18,6 млрд. рублей.

Кроме того, в соответствии с нормами Федерального закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения федерального бюджета в 2019 году», принятого Государственной Думой 15 ноября 2018 года, на увеличение дотаций на сбалансированность могут быть направлены остатки дотации в целях стимулирования роста налогового потенциала по налогу на прибыль организаций в размере 6,1 млрд. рублей.

Таким образом, до конца года необходимо распределить значительный объем дотаций между субъектами Российской Федерации с учетом решений трехсторонней комиссии по межбюджетным отношениям.

Комитет отмечает наличие рисков неосвоения бюджетополучателями выделенных дополнительных бюджетных ассигнований в связи принятием рассматриваемого Закона в конце ноября.

Коррупциогенные факторы в Законе не выявлены.

Учитывая изложенное, комитет рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов».