Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О проведении эксперимента по  установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в  Республике Татарстан (Татарстан)» (проект № 551845–7)

Рассмотрев Федеральный закон «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима „Налог на профессиональный доход“ в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)» (далее — Закон), принятый Государственной Думой 15 ноября 2018 года, комитет отмечает следующее.

Проект федерального закона внесен депутатами Государственной Думы и членами Совета Федерации Е.В.Бушминым, М.М.Ульбашевым во исполнение пункта 13 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

Закон предусматривает проведение эксперимента по установлению специального налогового режима в виде налога на профессиональный доход (далее – специальный налоговый режим). При этом профессиональным доходом является доход физических лиц от деятельности, при ведении которой они не имеют работодателя и не привлекают наемных работников по трудовым договорам, а также доход от использования имущества. В данном случае речь идет о так называемых «самозанятых» гражданах, введение которых в правовое поле и привлечение к уплате налогов является важной задачей.

В Совете Федерации в последние годы уделялось этому вопросу много внимания, проводились совещания, было принято обращение к Правительству Российской Федерации. Рекомендации о необходимости определения правового статуса самозанятых граждан и установления для них специального налогового режима включены в постановления Совета Федерации и рекомендации парламентских слушаний о параметрах проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период. В связи с этим Закон носит актуальный и своевременный характер.

Согласно Закону эксперимент по установлению специального налогового режима будет проводиться в течение 10 лет с 1 января 2019 года до 31 декабря 2028 года в 4 субъектах Российской Федерации: в городе Москве, Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан.

Физические лица, применяющие специальный налоговый режим, вправе не регистрироваться в качестве индивидуальных предпринимателей, за исключением тех видов деятельности, где это необходимо в соответствии с федеральными законами. Таким образом, исключается применение мер административной ответственности за отсутствие государственной регистрации. Одновременно индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, также имеют право отказаться от их применения и перейти на специальный налоговый режим.

Закон устанавливает ограничения на применение специального налогового режима. В частности, не имеют права его применять:

лица, осуществляющие реализацию подакцизных товаров;

лица, осуществляющие перепродажу товаров, имущественных прав, за исключением продажи личного имущества;

лица, занимающиеся добычей и реализацией полезных ископаемых;

лица, имеющие работников, с которыми они состоят в трудовых отношениях;

лица, ведущие предпринимательскую деятельность в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров.

Устанавливается предельная величина доходов налогоплательщика в размере 2,4 млн. рублей в год (200 тыс. рублей в месяц), при превышении которой теряется право на применение специального налогового режима.

В случае ведения деятельности на территориях нескольких субъектов Российской Федерации физическое лицо имеет право самостоятельно выбирать субъект Российской Федерации, на территории которого оно будет вести свою деятельность, и вправе изменять место ведения деятельности не чаще 1 раза в год. На настоящий момент речь идет о территории тех субъектов Российской Федерации, где проводится эксперимент.

Физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на специальный налоговый режим, обязаны встать на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика. Постановка на учет в налоговом органе и уплата налога на профессиональный налог производятся с помощью мобильного приложения «Мой налог». Данное мобильное приложение является программным обеспечением Федеральной налоговой службы и применяется физическими лицами бесплатно с использованием компьютерного устройства (мобильного телефона, смартфона или компьютера, включая планшетный компьютер), подключенного к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Порядок использования мобильного приложения «Мой налог» размещается в сети «Интернет» на официальном сайте Федеральной налоговой службы.

Физические лица, применяющие специальный налоговый режим с использованием мобильного приложения, вправе уполномочить на осуществление информационного обмена с налоговыми органами операторов электронных площадок и кредитные организации. В Законе особо оговаривается, что в случае возникновения в информационных системах налоговых органов технологического сбоя, влекущего невозможность исполнения обязанностей налогоплательщиков, такие обязанности считаются исполненными без нарушения срока.

Постановка на учет в налоговом органе гражданина Российской Федерации в качестве налогоплательщика осуществляется налоговым органом на основании заявления о постановке на учет, сведений из паспорта гражданина Российской Федерации и фотографии физического лица, которые направляются через мобильное приложение. Личного посещения налогового органа в данном случае не требуется. Граждане Российской Федерации и граждане других государств-членов Евразийского экономического союза вправе уполномочить кредитную организацию на представление в налоговый орган заявления о постановке на учет или снятии с учета. При этом постановка и снятие с учета могут осуществляться повторно.

Налоговый орган уведомляет физическое лицо через мобильное приложение о постановке его на учет. Датой постановки на налоговый учет физического лица является дата направления в налоговый орган соответствующего заявления.

Закон устанавливает порядок и условия начала и прекращения применения специального налогового режима и объект налогообложения, которым признаются доходы от реализации товаров, работ, услуг, и имущественных прав. При этом не признаются объектом налогообложения, в частности, следующие доходы:

получаемые в рамках трудовых отношений;

от продажи недвижимого имущества, транспортных средств;

государственных и муниципальных служащих, за исключением доходов от сдачи в аренду жилых помещений;

от продажи личного имущества налогоплательщика;

от реализации долей в уставном (складочном) капитале организаций, паев в паевых фондах кооперативов и паевых инвестиционных фондах, ценных бумаг и производных финансовых инструментов;

от ведения деятельности в рамках договора простого товарищества или договора доверительного управления имуществом;

от уступки (переуступки) прав требований;

в натуральной форме;

от арбитражного управления, от деятельности медиатора, оценочной деятельности, деятельности нотариуса, занимающегося частной практикой, адвокатской деятельности.

В целях определения налоговой базы доходы учитываются нарастающим итогом с начала налогового периода. При этом налогоплательщик вправе провести корректировку ранее переданных налоговому органу сведений о сумме расчетов, приводящих к завышению сумм налога, в случаях возврата денежных средств, полученных в счет оплаты товаров, или некорректного ввода таких сведений. Это осуществляется путем представления пояснений через мобильное приложение «Мой налог», уполномоченных операторов электронных площадок или уполномоченные кредитные организации с указанием причин такой корректировки.

Налоговый период составляет календарный месяц, а ставки налога на профессиональный доход устанавливаются в размере 4% в отношении доходов, полученных налогоплательщиками от реализации товаров физическим лицам, и в размере 6% в отношении доходов, полученных налогоплательщиками от реализации товаров индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам.

При применении специального налогового режима налоговую декларацию представлять не требуется, а налогоплательщик обязан передавать сведения о произведенных расчетах, связанных с получением доходов от реализации товаров, работ и услуг, в налоговый орган через мобильное приложение «Мой налог». Сумма налога исчисляется налоговым органом отдельно для разных ставок, а затем суммируется. Налогоплательщик получает уведомление о сумме подлежащего уплате налога через мобильное приложение не позднее 12-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. В случае если сумма налога составляет менее 100 рублей, она добавляется к сумме налога, подлежащей уплате по итогам следующего налогового периода.

Налог уплачивается не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, по месту ведения деятельности. При этом налогоплательщик вправе через мобильное приложение предоставить налоговому органу право на направление в банк поручений на списание и перечисление средств с банковского счета налогоплательщика в счет уплаты в установленный срок налога и получение от банка необходимой информации.

В случае неисполнения обязанности по уплате налога в установленный срок налоговый орган в течение 10-ти дней направляет налогоплательщику через мобильное приложение требование об уплате налога с указанием сведений о сумме задолженности, размере пеней, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога.

В качестве стимулирующей меры Законом предусмотрен налоговый вычет лицам, применяющим специальный налоговый режим, в размере 10 тыс. рублей. Срок использования налогового вычета не ограничен, и если физическое лицо снято с налогового учета, а затем вновь поставлено, остаток неиспользованного налогового вычета может быть восстановлен. Повторно налоговый вычет не предоставляется.

При осуществлении расчетов налогоплательщик, применяющий специальный налоговый режим, обязан сформировать и выдать покупателю чек, данные которого автоматически передаются в налоговый орган через мобильное приложение. Чек должен быть передан покупателю в момент расчета наличными денежными средствами или с использованием электронных средств платежа. При иных формах денежных расчетов в безналичном порядке чек должен быть сформирован и передан покупателю не позднее 9-го числа месяца, следующего за налоговым периодом, в котором произведены расчеты. Чек может быть передан покупателю в электронной форме или на бумажном носителе.

Закон также определяет порядок передачи сведений при произведении расчетов за реализуемые товары и особенности применения отдельных налогов, страховых взносов и специальных налоговых режимов при проведении эксперимента.

Важным моментом является то, что в течение 10 лет проведения эксперимента не могут вноситься изменения в Закон, ухудшающие положение налогоплательщика, ни в части увеличения налоговых ставок, ни в части уменьшения предельного размера доходов.

В «пакете» с рассматриваемым Законом Государственной Думой принято еще два федеральных закона: «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и «О внесении изменений в статьи 56 и 146 Бюджетного кодекса Российской Федерации».

Закон вступает в силу с 1 января 2019 года. Коррупциогенные факторы в Законе не выявлены.

Принятие Закона должно способствовать выведению «из тени» самозанятых граждан, легализации их деятельности, своевременному исполнению обязанностей налогоплательщика и упорядочению налоговых поступлений. Учитывая вышесказанное, комитет рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима „Налог на профессиональный доход“ в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)».