Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (проект № 493989–7)

Рассмотрев Федеральный закон «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее – Закон), принятый Государственной Думой 24 июля 2018 года, комитет отмечает следующее.

Проект Закона разработан Правительством Российской Федерации и предусматривает внесение изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации (далее – Кодекс), связанных с завершением комплекса мер в нефтегазовой отрасли («налоговый маневр»), установленных Федеральным законом от 24 ноября 2014 года № 366 – ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Для реализации указанной цели, в части акцизного налогообложения Законом расширяется перечень подакцизных товаров, в него включены: нефтяное сырье и темное судовое топливо. Определены понятия указанных товаров, перечень операций, являющихся объектом налогообложения и освобожденных от налогообложения.

Для отдельных категорий налогоплательщиков предусматривается выдача свидетельства о регистрации лица, совершающего операции по переработке нефтяного сырья. Устанавливаются условия и порядок выдачи свидетельства, основания для приостановления и аннулирования его действия, а также государственная пошлина в размере 3 500 рублей за выдачу указанного свидетельства.

Налогоплательщикам, имеющим данное свидетельство, предоставляется право на принятие к вычету сумм акциза при совершении операций, предусмотренных Законом, в том числе в отдельных случаях с повышающим коэффициентом. Указанные вычеты направлены на поддержку предприятий нефтеперерабатывающей отрасли, осуществляющих самостоятельную переработку нефтяного сырья либо передающих их непосредственно на переработку, производящих модернизацию нефтеперерабатывающих мощностей, а также попавших под действие введенных иностранными государствами, их объединениями, международными организациями ограничительных мер. Данная мера, установленная Законом вступает в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования Закона, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода по акцизам.

Ставка акциза на темное судовое топливо установлена на период 2019–2021 годы в размере 0 рублей за тонну, с 2022 года – 1 000 рублей за 1 тонну. Ставка акциза на нефтяное сырье будет определяться налогоплательщиком в рублях за тонну по формуле с учетом уровня цен нефти марки «Юралс» на мировых рынках; курса доллара США к рублю; корректирующего коэффициента, связанного с величиной снижения ставки вывозной таможенной пошлины; удельного коэффициента, характеризующего корзину продуктов переработки нефтяного сырья, и коэффициента, характеризующего региональные особенности рынков продуктов переработки нефтяного сырья (позволяет увеличить размер вычета по акцизу на нефтяное сырье для отдельных регионов).

С учетом корректирующего коэффициента, размер которого будет постепенно увеличиваться с 0,167 до 1 с период с 1 января 2019 года до 1 января 2024 года в связи со снижением ставки вывозной таможенной пошлины, будут рассчитываться также ставки акцизов на бензол, параксилол, ортоксилол и прямогонный бензин.

Данные меры позволят сократить возможность для уклонения от уплаты акцизов, обеспечить модернизацию производственных мощностей и не допустить резкого роста цен на нефтепродукты на внутреннем рынке за счет адресной поддержки нефтепереработки. Кроме того, для нефтеперерабатывающих предприятий будет создан дополнительный стимул для переработки и реализации продукции на внутреннем рынке.

В отношении других ставок акцизов Законом предусмотрено сохранение их размеров на 2019, 2020 годы в размере, установленном действующей редакцией Налогового кодекса. В 2021 году планируется проиндексировать ставки акцизов на уровень инфляции (в среднем на 4%).

Вместе с тем, обеспокоенность вызывает сохранение темпов роста ставок акцизов на топливо (автомобильный бензин, дизельное топливо) в 2019–2020 годах, а также дальнейшая их индексация в 2021 году. Резкий рост цен на топливо в мае 2018 года потребовал принятия экстренных мер. Действующие ставки акциза были существенной снижены с 1 июня 2018 года, отменено предусмотренное действующей редакцией Налогового кодекса повышение ставок с 1 июля 2018 года. Таким образом, ставки акциза на автомобильный бензин класса 5 были снижены с 11 213 рублей до 8 213 рублей за 1 тонну, на дизельное топливо с 7 665 рублей до 5 665 рублей за 1 тонну. Однако, ставки акциза на 2019 год предполагается закрепить в размере 12 314 рублей и 8 541 рубль за 1 тонну соответственно, что позволит сохранить доходы региональных дорожных фондов на ранее планируемом уровне, но может привести к росту цен на топливо в 2019 году.

В части налога на прибыль организаций, Законом установлено, что к внереализационным доходам относится разница между суммой вычетов и суммой акциза по судовому топливу, а также до 2024 года продлен период, в котором ставки налога распределяются между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации в размерах 3 процента и 17 процентов соответственно.

Закон также вносит изменения в главу 26 Кодекса «Налог на добычу полезных ископаемых» (далее – НДПИ).

Так, Закон уточняет налоговые ставки в отношении добытого газового конденсата из всех видов месторождений углеводородного сырья и нефти сырой с особыми физико-химическими свойствами.

Также Законом предлагается установить значение коэффициента (Кк), используемого при расчете показателя, характеризующего особенности добычи нефти и увеличивающего ставку НДПИ при добыче нефти, за исключением конкретных залежей углеводородного сырья, определенных Законом, равным 428 до 31 декабря 2021 года (в н. вр. Кодексом установлено, что значение коэффициента (Кк) равное 428 действует по 31 декабря 2020 года, а с 1 января 2021 года в значении равным 0).

Комитет обращает внимание, что данное изменение, в части сохранения действия коэффициента (Кк) на 2021 год и позволяющее получить дополнительные доходы федерального бюджета, предполагает снижение поступлений от налога на прибыль в бюджеты субъектов, ориентированных на добычу углеводородного сырья.

Также Законом устанавливается новый коэффициент, характеризующий наступление особых обстоятельств, при которых, в соответствии с Законом Российской Федерации от 21.05.1993 № 5003–1 «О таможенном тарифе» (далее – Закон № 5003–1), Правительство Российской Федерации вправе принимать решение об установлении формул расчета ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую, а также отдельные категории нефтепродуктов, за исключением нефти сырой с особыми физико-химическими свойствами, в случае изменения за период мониторинга цены на нефть сырую более, чем на 15 процентов. Комитет обращает внимание, что при рассмотрении проекта Закона во втором чтении была внесена поправка, устанавливающая формулу для расчета коэффициента, при которых действует решение Правительства Российской Федерации об установлении формул расчета ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую, в соответствии с Законом № 5003–1.

Комитет отмечает, что данное изменение также влияет на увеличение ставки НДПИ, что в свою очередь, приведет к снижению доходной части бюджетов субъектов Российской Федерации.

Закон дополняет Кодекс статьей, регламентирующей порядок применения понижающего коэффициента к ставке налога на добычу полезных ископаемых, применяемого участниками региональных инвестиционных проектов, не требующих включения в реестр участников региональных инвестиционных проектов. В соответствии с Законом пониженная ставка будет применяться до тех пор, пока экономия от ее применения не превысит объем капитальных вложений.

Закон устанавливает условия и формулы расчета сумм налогового вычета нефти сырой по каждому участку недр, с определенными Законом № 5003–1 географическими координатами, определив, что для целей применения налогового вычета, применяются порядок подтверждения факта добычи нефти сырой на участках недр и порядок контроля количества нефти сырой, в отношении которой могут применяться особые формулы расчета ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую, установленные Законом № 5003–1.

В соответствии с финансово-экономическим обоснованием к проекту Закона доходы федерального бюджета Российской Федерации до 2024 года по НДПИ при добыче нефти и газового конденсата должны составить 10,8 трлн. рублей. Вместе с тем, выпадающие доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за этот же период, в том числе по вычетам по акцизам на нефтепродукты, предоставление средств направленных на модернизацию нефтеперерабатывающих заводов (далее — НПЗ), а также поддержки НПЗ, подпадающих под действия санкций введенных иностранными государствами (международными организациями), составят 3,4 трлн. рублей.

Закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, за исключением положений, связанных с реализацией комплекса мер в нефтегазовой отрасли («налоговый маневр»), которые вступают в силу с 1 января 2019 года.

Коррупциогенных факторов в Законе не выявлено.

Учитывая изложенное, комитет считает целесообразным рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации».