Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О внесении изменений в статью 5 части первой и статьи 422 и 427 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (проект № 405568–7)

Рассмотрев Федеральный закон «О внесении изменений в статью 5 части первой и статьи 422 и 427 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (далее — Закон), принятый Государственной Думой 26 июля 2018 года, комитет отмечает следующее.

Проект Закона внесен Правительством Российской Федерации во исполнение поручения Президента Российской Федерации, содержащегося в перечне поручений по итогам рабочей поездки в Дальневосточный федеральный округ в сентябре 2017 года.

Закон вносит следующие изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации (далее – Кодекс).

Закон устанавливает, что в отношении резидентов территории опережающего социально-экономического развития (далее – ТОСЭР) и резидентов свободного порта Владивосток не применяются положения актов законодательства о налогах и сборах, изменяющие налоговые ставки и тарифы страховых взносов, налоговые льготы, порядок исчисления и уплаты налогов и страховых взносов, а также вводящие новые налоги или страховые взносы (статья 5 Кодекса). Указанные изменения актов законодательства о налогах и сборах не применяются к резидентам ТОСЭР и свободного порта Владивосток в течение 10 лет со дня получения ими соответствующего статуса при условии, что такие изменения были официально опубликованы после получения статуса. Данная норма вступает в силу с 1 января 2019 года, но имеет обратную силу и распространяется на резидентов ТОСЭР и резидентов свободного порта Владивосток, получивших соответствующий статус до 1 января 2019 года.

Новая норма статьи 5 Кодекса направлена на обеспечение стабильности условий осуществления резидентами ТОСЭР и свободного порта Владивосток предпринимательской деятельности.

Закон вносит изменения в порядок применения пониженных тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды резидентами ТОСЭР и резидентами свободного порта Владивосток (статья 427 Кодекса). Указанные тарифы установлены действующим законодательством в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по соответствующему виду страхования в размере: на обязательное пенсионное страхование — 6,0%, на обязательное социальное страхование — 1,5%, на обязательное медицинское страхование — 0,1%. Совокупный тариф составляет 7,6%.

Согласно Закону пониженные тарифы применяются данными плательщиками исключительно в отношении базы для исчисления страховых взносов, определенной в отношении физических лиц, занятых на новых рабочих местах. При этом под новым рабочим местом понимается место, впервые создаваемое резидентом ТОСЭР или свободного порта Владивосток при исполнении соглашения об осуществлении деятельности. Физическим лицом, занятым на новом рабочем месте, признается лицо, которое заключило трудовой договор с резидентом ТОСЭР или свободного порта Владивосток и трудовые обязанности которого непосредственно связаны с исполнением соглашения об осуществлении деятельности.

В целях улучшения инвестиционного климата в Дальневосточном федеральном округе и городе Владивостоке Закон дает право применять пониженные тарифы страховых взносов в отношении резидента ТОСЭР, расположенной на территории Дальневосточного федерального округа, и резидента свободного порта Владивосток, получивших соответствующий статус не позднее 31 декабря 2025 года (для резидентов остальных ТОСЭР — не позднее чем в течение 3-х лет со дня создания соответствующей территории). При этом должно выполняться условие, что объем инвестиций в соответствии с соглашением об осуществлении деятельности составляет не менее 500 тыс. рублей для резидента ТОСЭР в Дальневосточном федеральном округе и 5 млн. рублей — для резидента свободного порта Владивосток.

Комитет обращает внимание, что Закон не учитывает замечание Счетной палаты Российской Федерации о том, что предлагаемые пороговые значения минимальных объемов инвестиций, необходимых для применения пониженных тарифов страховых взносов, фактически обеспечивают их повсеместное использование указанной категорией резидентов, не нацелены на привлечение значимых по объему инвестиций, являются формальными и поэтому нуждаются в корректировке.

Действие новых норм статьи 427 Кодекса в отношении резидентов ТОСЭР, расположенных в Дальневосточном федеральном округе, и резидентов свободного порта Владивосток распространяется на правоотношения, возникшие с 26 июня 2018 года.

При рассмотрении проекта Закона во втором чтении в Государственной Думе в него в виде поправки было внесено положение об освобождении от обложения страховыми взносами стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно неработающих членов семьи лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, если эта стоимость оплачивается плательщиком страховых взносов (статья 422 Кодекса). Стоимость проезда к месту использования отпуска самих работников освобождена от обложения страховыми взносами действующими нормами Кодекса.

Согласно финансово-экономическому обоснованию к проекту Закона совершенствование порядка применения пониженных тарифов страховых взносов резидентами ТОСЭР и резидентами свободного порта Владивосток приведет к сокращению доходов государственных внебюджетных фондов и, соответственно, к увеличению расходов федерального бюджета за период 2019–2025 годов в размере 13,1 млрд. рублей.

Принятие Закона потребует внесения изменений в два приказа Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока.

Закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Коррупциогенные факторы в Законе не выявлены.

Учитывая вышесказанное, комитет рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в статью 5 части первой и статьи 422 и 427 части второй Налогового кодекса Российской Федерации».