Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О внесении изменений в главу 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (№ 398002–7)

Рассмотрев Федеральный закон «О внесении изменений в главу 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (далее — Закон), принятый Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 12 апреля 2018 года, комитет отмечает следующее.

Проект федерального закона разработан членами Совета Федерации Е.В.Бушминым, Н.А.Журавлевым, М.М.Ульбашевым, депутатом Государственной Думы М.Л.Шаккумом и направлен на установление порядка использования налогоплательщиками-банками резервов на возможные потери по ссудам в случае отзыва у них лицензии на осуществление банковских операций.

Законом расширяется перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, к которым теперь относятся следующие доходы в виде:

 сумм прекращенных обязательств банка по договорам субординированного кредита, если в отношении банка осуществляются меры по предупреждению банкротства;

имущества (в том числе денежные средства), полученного банком от реализации Центральному банку Российской Федерации облигаций федерального займа (статья 251 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с действующей редакцией Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) доходы в виде процентов, получаемых организацией по договорам субординированного займа, заключенным с банками, и по субординированным облигациям банков, не учитываются при определении налоговой базы при условии перечисления таких доходов организацией в полном объеме в федеральный бюджет договором об осуществлении имущественного взноса Российской Федерации в имущество организации или решением совета директоров организации. Теперь условие о перечислении в федеральный бюджет не применяется при расчете налогооблагаемой базы по налогу на прибыль организаций в случае прекращения обязательств банка, а также мены (конвертации) требований по договору субординированного кредита или по условиям облигационного займа на акции банка.

Законом определено, что норма Кодекса, регулирующая порядок налогообложения налогом на прибыль организаций при неисполнении или исполнении не в полном объеме обязательств по возврату ценных бумаг по операциям займа ценными бумагами, не применяется в случаях прекращения обязательств банка по договорам субординированного займа (облигационного займа) при осуществлении в отношении такого банка мер по предупреждению банкротства (статья 2821 Кодекса).

 Законом вводится новая норма, в соответствии с которой в случае отзыва у банка лицензии на осуществление банковских операций, суммы резервов на возможные потери по ссудам, которые сформированные в установленном порядке и не полностью использованные банком на покрытие убытков по безнадежной задолженности по ссудам и задолженности, приравненной к ссудной, до отзыва у него лицензии, не подлежат восстановлению в составе доходов банка.

При этом суммы резервов на возможные потери по ссудам, сформированные до даты отзыва у банка лицензии и после отзыва лицензии, фиксируются и используются в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации (статья 292 Кодекса).

Закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых установлен иной срок вступления их в силу.

В результате проведения антикоррупционной экспертизы Закона, предусмотренной статьей 27 Регламента Совета Федерации, коррупциогенных факторов не выявлено.

Учитывая изложенное, комитет считает возможным рекомендовать Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в главу 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации».