Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» и статью 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (проект № 888029–6)

Комитет рассмотрел Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» и статью 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее – Федеральный закон), принятый Государственной Думой 23 марта 2018 года, и отмечает следующее.

Федеральный закон направлен на совершенствование валютного законодательства в части репатриации иностранной валюты или валюты Российской Федерации.

В настоящее время валютное законодательство Российской Федерации не содержит требования о репатриации резидентами на свои счета в уполномоченных банках денежных средств, представляемых нерезидентам в рамках договоров займа, что используется недобросовестными хозяйствующими субъектами для вывода денежных средств за рубеж.

С целью устранения указанного правового пробела рассматриваемым Федеральным законом предлагается внести в части 1 и 11 статьи 19 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» изменения, устанавливающие обязанность резидентов обеспечить получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся в соответствии с условиями договоров займа.

Одновременно в часть 2 статьи 19 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» вносятся изменения, дополняющие перечень исключений из правила по репатриации денежных средств. Установлено, что резиденты теперь вправе будут при возникновении определенных в Федеральном законе условий не зачислять на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранную валюту или валюту Российской Федерации в следующих случаях:

при предоставлении резидентом нерезиденту иностранной валюты или валюты Российской Федерации по договору займа, связанному с финансированием геологического изучения, разведки и (или) добычи полезных ископаемых, перечень которых указан в статье 337 Налогового кодекса Российской Федерации;

при проведении зачета встречных однородных требований по договорам займа, заключенным между резидентом и нерезидентом;

при предоставлении резидентом, участвующем в оказании государственной поддержки инновационной деятельности, нерезиденту иностранной валюты или валюты Российской Федерации по договору займа, связанному с финансированием инвестиционной и (или) инновационной деятельности, при выполнении указанных в Федеральном законе требований.

Рассматриваемым Федеральным законом также уточняется наименование главы 3 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» — из него исключаются слова «и обязательная продажа части валютной выручки» в связи с тем, что требование об обязательной продаже части валютной выручки и регулирующие его правовые нормы не действуют с 1 января 2007 года.

Установленный в части 4 статьи 23 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» перечень документов, которые агенты валютного контроля имеют право запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов, дополнен договорами страхования рисков неисполнения нерезидентами обязательств по заключенным внешнеторговым договорам (контрактам), договорам займа, и иными связанными с ними документами.

Кроме того, рассматриваемым Федеральным законом предлагается дополнить часть 4 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установив административную ответственность за невыполнение резидентом обязанности по репатриации иностранной валюты или валюты Российской Федерации в соответствии с условиями договора займа.

Федеральный закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования. При этом определено, что его положения не применяются к заключенным до дня вступления в силу настоящего Федерального закона договорам займа, за исключением договоров, существенные условия которых после дня вступления в силу настоящего Федерального закона были изменены.

По мнению комитета, принятие рассматриваемого Федерального закона позволит усилить противодействие проведению сомнительных финансовых операций во внешнеэкономической деятельности и незаконному выводу денежных средств за рубеж.

Реализация рассматриваемого Федерального закона не потребует дополнительных расходов федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.

Коррупциогенных факторов в рассматриваемом Федеральном законе не выявлено.

С учетом изложенного комитет рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» и статью 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».