Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О внесении изменений в  Федеральный закон «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (проект № 377595–7)

Рассмотрев Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон „О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации“ (далее — Закон), принятый Государственной Думой 9 февраля 2018 года, комитет отмечает следующее.

Проект Закона внесен депутатами Государственной Думы и направлен на реализацию инициатив Президента Российской Федерации В.В. Путина по продлению срока так называемой «амнистии капитала» в 2018 году.

Добровольное декларирование активов и счетов в банках (»амнистия капитала») осуществлялось в Российской Федерации с 1 июля 2015 года по 30 июня 2016 года. Физические лица имели право представить в налоговый орган по месту жительства или ФНС России специальную декларацию, содержащую сведения об имуществе, о контролируемых иностранных компаниях, о счетах (вкладах) в банках, расположенных за пределами Российской Федерации. На такую декларацию распространялся режим налоговой тайны. Всего за указанный период было представлено около 7200 деклараций.

При этом декларант и лицо, информация о котором содержалась в декларации, освобождались от уголовной, административной ответственности и налоговой ответственности, если правонарушения указанных лиц были связаны с приобретением (распоряжением) имуществом или контролируемыми иностранными компаниями, совершением валютных операций, открытием и зачислением денежных средств на счета (вклады).

Закон вносит следующие изменения в Федеральный закон от 8 июня 2015 года № 140-ФЗ «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Устанавливается второй этап «амнистии капитала» на период с 1 марта 2018 года по 28 февраля 2019 года. При этом в полном объеме сохраняются гарантии для декларантов, воспользовавшихся предоставленной возможностью декларирования в ходе первого этапа, а также предусматривается такой же объем гарантий для декларантов второго этапа. Это послужит правовой основой поддержания доверия к государственным мерам по сохранности капитала и имущества физических лиц, добровольно декларирующих свои активы.

Согласно Закону специальную декларацию в ходе второго этапа добровольного декларирования могут подать как физические лица, ранее не подававшие декларацию, так и те, кто принял участие в первом этапе. При этом декларация, представленная в ходе второго этапа декларирования, независимо от ее содержания не будет считаться уточненной декларацией (повторное представление специальной декларации в ходе каждого этапа декларирования не допускается).

На основе анализа правоприменительной практики первого этапа декларирования в 2015–2016 годах Закон вносит изменения, направленные на совершенствование механизма добровольного декларирования.

Так, физическое лицо может подать декларацию по своему выбору либо в любой налоговый орган, либо в центральный аппарат ФНС России. В ходе первого этапа декларацию можно было представлять либо в ФНС России, либо по месту жительства декларанта.

На втором этапе декларирования предоставляется возможность физическим лицам указывать в декларации не только открытые до 1 января 2018 года счета (вклады) в банках, расположенных за пределами Российской Федерации, но и счета (вклады), закрытые на дату представления декларации (при условии, что такие закрытые счета были открыты до 1 января 2018 года). Также Закон наделяет Министерство финансов Российской Федерации полномочиями давать письменные разъяснения ФНС России по вопросам порядка заполнения специальной декларации, что сделает процедуру декларирования более понятной и прозрачной.

Вносится ряд технических изменений в форму специальной декларации, порядок ее заполнения и выдачи ее копии декларанту.

Закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Коррупциогенные факторы в Законе не выявлены.

Учитывая вышесказанное, комитет считает возможным рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон „О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации“.