Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (№ 300200–7)

Рассмотрев Федеральный закон «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон), принятый Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 21 декабря 2017 года, комитет отмечает следующее.

Проект федерального закона разработан Правительством Российской Федерации и направлен на совершенствование порядка налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний с учетом правоприменительной практики.

Законом предусмотрены следующие изменения в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс).

Устанавливается порядок исчисления финансовых показателей контролируемой иностранной компании (далее — КИК), являющейся участником иностранной консолидированной группы налогоплательщиков (далее — КГН). В целях освобождения прибыли КИК от налогообложения налогом на прибыль организаций рассчитывается эффективная ставка налогообложения доходов таких компаний. В составе формулы расчета указанной ставки применяется показатель «Н» — сумма налога с дохода (прибыли), исчисленного иностранной организацией и ее обособленными подразделениями в соответствии со своим личным законом, и налога на доходы, удержанного с доходов (прибыли) такой организации у источника выплаты таких доходов. В соответствии с Законом показатель «Н» для КИК определяется налогоплательщиком как часть суммы налога, исчисленной в отношении соответствующей иностранной КГН. При этом указанная часть суммы налога рассчитывается в соответствии с одним из трех следующих способов пропорционально доле:

 выручки (дохода) контролируемой иностранной компании в общей выручке (доходе) иностранной КГН;

 прибыли до налогообложения контролируемой иностранной компании в общей прибыли до налогообложения участников иностранной КГН, не имевших убытка;

 чистых активов контролируемой иностранной компании в совокупных чистых активах иностранной КГН.

Способ определения показателя «Н» может меняться один раз в 10 лет.

 В целях применения права на освобождение от налогообложения прибыли КИК контролирующее лицо может не представлять в налоговый орган документы, подтверждающие такое освобождение, если они были представлены иным налогоплательщиком — контролирующим лицом, являющимся российской организацией, через которую реализовано косвенное участие налогоплательщика, использующего это право в такой контролируемой иностранной компании (статья 2513–1 Кодекса).

 Законом вносится юридико-техническая правка, касающаяся соглашений о ценообразовании, которые заключаются для целей налогообложения в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами (статьи 1053 и 10520 Кодекса).

Также Законом определено, что федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, при проверке полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами не проводит такие проверки в отношении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, исчисленной в отношении прибыли КИК (статья 1053 Кодекса).

В часть вторую Кодекса предусмотрены изменения по следующим налогам: налогу на доходы физических лиц, по налогу на прибыль организаций, налогу на добычу полезных ископаемых, земельному налогу и страховым взносам.

В части налога на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) Законом уточняются особенности определения налоговой базы при совершении операций с имуществом (имущественными правами), ценными бумагами и производными финансовыми инструментами, полученными при ликвидации (прекращении) КИК. Действие данных изменений распространено на порядок учета соответствующих доходов и расходов, признанных и осуществленных с 1 января 2016 года.

При рассмотрении во втором чтении законопроект был дополнен нормой, предусматривающей освобождение от НДФЛ доходов, полученных налогоплательщиками в период с 1 января 2015 года по 1 декабря 2017 года, в отношении которых налоговым агентом НДФЛ не был удержан и были представлены сведения в налоговый орган (статья 217 Кодекса). Указанное освобождение не распространяется на следующие виды доходов:

— вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполнение работ, оказание услуг;

— дивиденды и проценты;

— материальная выгода;

— доходы в натуральной форме, включая подарки от организаций и индивидуальных предпринимателей;

— выигрыши и призы.

Данное изменение направлено на исполнение поручения Президента Российской Федерации В.В. Путина по итогам пресс-конференции 14 декабря 2017 года в части освобождения от НДФЛ доходов, которые возникали в соответствии с действующим законодательством о налогах и сборах в случае освобождения налогоплательщика от обязанности по погашению задолженности (так называемый «условный доход»).

Также Законом внесены изменения в Федеральный закон от 27 ноября 2017 года № 354-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» в части порядка обложения НДФЛ выигрышей, полученных участниками азартных игр. Статус налогового агента сохранен только за организаторами лотерей, распространителями, организаторами азартных игр, проводимых в букмекерской конторе и тотализаторе, производящими выплату физическим лицам выигрышей в размере 15 000 рублей и выше. В случае получения физическим лицом выигрыша в размере менее 15 000 рублей от участия в азартных играх в букмекерской конторе или тотализаторе, а также выигрыша в любом размере от участия в других видах азартных игр, налогоплательщики самостоятельно производят исчисления и уплату НФДЛ.

В части налога на прибыль организаций Законом предусмотрены следующие изменения.

Уточняется порядок признания иностранных организаций налоговыми, резидентами Российской Федерации. Так, расширен перечень отдельных функций в рамках планирования и контроля деятельности иностранной организации, осуществление которых не признается осуществлением управления иностранной организацией в Российской Федерации. К ним относятся: управление различными видами рисков, принятие стандартов, методик, согласование решений для осуществления контроля, осуществление контроля за ходом геолого-разведочных работ и работ по добыче полезных ископаемых.

Уточняются условия признания налоговым резидентом Российской Федерации, иностранных организаций, которые участвует в проектах по добыче полезных ископаемых, в соответствии с соглашениями о разделе продукции, концессионными и лицензионными соглашениями или иными соглашениями. Такие иностранные организации являются налоговыми резидентами при одновременном соблюдении следующих условий:

— иностранные организации являются сторонами таких соглашений либо созданы и осуществляют в соответствии с ними деятельность по добыче полезных ископаемых;

— такие соглашения заключены с государством или с уполномоченными институтами либо деятельность осуществляется на основании лицензии на пользование участком недр;

— доля доходов, полученных от участия в таких соглашениях, должна составлять не менее 90 процентов общей суммы доходов таких организации либо доходы у них отсутствуют (статья 2462 Кодекса). В соответствии с Законом факт осуществления на территории Российской Федерации управляющим лицом иностранного инвестиционного фонда функций по управлению активами такого фонда и факт осуществления функций в рамках планирования и контроля деятельности, подготовки и принятия решений, подготовки заседаний в которых участвует такой фонд, сами по себе не могут рассматриваться для такой иностранной организации как приводящие к образованию постоянного представительства в Российской Федерации.

Установлено, что при определении прибыли КИК не учитываются суммы доходов от реализации или иного выбытия долей в уставном (складочном) капитале (фонде) организаций, паев в паевых фондах кооперативов и паевых инвестиционных фондах, ценных бумаг, производных финансовых инструментов и расходов, признанных при выбытии указанных активов в составе прибыли (убытка) контролируемой иностранной компании до налогообложения (статья 3091 Кодекса).

Законом уточняются правила переноса убытков КИК на будущие периоды. Определяется состав убытков, порядок их расчета. Убытки, полученные КИК за три финансовых года, предшествующие 1 января 2015 года, могут быть перенесены на будущие периоды. В случае, если налогоплательщик прекращает быть контролирующим лицом КИК, он утрачивает право переноса убытка такой компании на будущие периоды в части, не учтенной им ранее при исчислении прибыли КИК.

Законом предусмотрены изменения в части определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций от реализации инвестиционного проекта в соответствии с Федеральным законом «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации». Теперь при определении налоговой базы по указанному налогу учитываются субсидии, полученные на финансирование расходов и на компенсацию ранее произведенных расходов, связанных с реализацией указанного проекта (статья 2881 Кодекса).

В действующей редакции Кодекса определенным категориям налогоплательщиков по земельному налогу предусмотрена льгота в части уменьшения облагаемой налогом базы (т. е. кадастровой стоимости земельного участка) на не облагаемую налогом сумму в размере 10 тыс. рублей на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении (статья 391 Кодекса).

Законом устанавливается иной порядок льготного налогообложения физических лиц в части земельного налога. Теперь налоговая база уменьшается на величину кадастровой стоимости 600 квадратных метров площади земельного участка, находящегося в собственности. Уменьшение налоговой базы производится в отношении одного земельного участка по выбору налогоплательщика.

Уведомление о выбранном земельном участке представляется налогоплательщиком в налоговый орган до 1 ноября года, являющегося налоговым периодом. Если налогоплательщик не направил уведомление в налоговый орган, то налоговый вычет предоставляется в отношении одного земельного участка с максимальной исчисленной суммой налога.

Кроме того, Законом расширен перечень категорий налогоплательщиков, которые имеют право на получение такого вычета. На такой вычет будут иметь право пенсионеры, получающие пенсии в порядке, установленном пенсионным законодательством, а также лица, достигшие возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), которым в соответствии с законодательством Российской Федерации выплачивается ежемесячное пожизненное содержание (статья 391 Кодекса). Указанные нормы Закона применяется к порядку исчисления земельного налога за налоговые периоды начиная с 2017 года.

Положения Закона в части определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций от реализации инвестиционного проекта в Особой экономической зоне в Калининградской области и налоговых льгот по земельному налогу были внесены в при рассмотрении законопроекта во втором чтении.

Закон распространяет право применять пониженные тарифы страховых взносов, которые установлены для организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, на организации, зарегистрированные в качестве резидента технико-внедренческой особой экономической зоны или промышленно-производственной особой экономической зоны (статья 427 Кодекса). По действующему законодательству эта группа IT-компаний была лишена права применять пониженные тарифы страховых взносов.

Данные нормы вступают в силу с 1 января 2018 года.

Закон дополняет Федеральный закон от 27.11.2010 года № 311-ФЗ

 «О таможенном регулировании в Российской Федерации» новой статьей, устанавливающей возможность применения законодательных и нормативных актов Российской Федерации, регулирующих правоотношения в области таможенного дела в части, не противоречащей Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза (далее – Договор), подписанного в городе Москве 11 апреля 2017 года, со дня вступления указанного Договора в силу. В случае несоответствия действующих правовых актов положениям Договора, Закон наделяет орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела, полномочиями по подготовке нормативных правовых актов и устанавливает возможность вступления таких актов в силу в сроки, предусмотренные этими актами, но не ранее даты их официального опубликования.

Комитет отмечает, что данная норма должна быть временной и действовать до приведения законодательства Российской Федерации в соответствие с положениями Договора. Вместе с тем, в Законе отсутствует указание на временный характер данной нормы. На необходимость синхронизации законодательных и нормативных актов национального законодательства в соответствие с нормами Таможенного кодекса Евразийского экономического союза комитет обращал внимание при рассмотрении Федерального закона «О ратификации Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза».

Закон устанавливает порядок признания безнадежными к взысканию и списанию недоимки по страховым взносам и задолженности по соответствующим пеням и штрафам, образовавшихся на 1 января 2017 года (статьи 6, 7, 11 и 14 Закона). В этих целях также вносятся изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации.

Если налоговые органы утратили возможность взыскания переданных им органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации недоимки по страховым взносам и задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением срока их взыскания указанные недоимка и задолженность признаются безнадежными и списываются налоговым органом по месту нахождения организации или по месту жительства физического лица (месту учета индивидуального предпринимателя) в порядке, утверждаемом Федеральной налоговой службой. Если недоимка и задолженность взысканы или списаны до дня вступления Закона в силу, то к ним данные положения применяться не будут.

Списание невозможных к взысканию сумм недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации по основаниям, возникшим до 1 января 2017 года, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В случае утраты на 1 января 2017 года возможности взыскания недоимки и задолженности в связи с истечением срока их взыскания признание этих сумм безнадежными и их списание осуществляются государственными внебюджетными фондами в порядке, который они сами утверждают. Если недоимка и задолженность взысканы или списаны до дня вступления Закона в силу, то к ним данные положения применяться также не будут.

Особый порядок признания безнадежными к взысканию и списанию устанавливается для недоимки по страховым взносам и задолженности по соответствующим пеням и штрафам, числящимся за индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами и иными лицами, занимающимися частной практикой. Решение о списании указанных недоимки и задолженности принимается налоговым органом по месту жительства физических лиц (месту учета индивидуальных предпринимателей).

Во исполнение поручения Президента Российской Федерации В.В. Путина Закон определяет, что недоимка по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, образовавшаяся у физических лиц по состоянию на 1 января 2015 года, а также задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, признаются безнадежными и подлежат списанию (статья 12 Закона). Подлежат также списанию недоимка по налогам и задолженность по пеням и штрафам, образовавшиеся на 1 января 2015 года и числящиеся за индивидуальными предпринимателями, а также за лицами, утратившими статус индивидуального предпринимателя.

Решение о списании указанных недоимки и задолженности принимается налоговым органом без участия налогоплательщика по месту жительства физического лица (месту нахождения принадлежащего физическому лицу недвижимого имущества, транспортных средств, месту учета индивидуального предпринимателя).

Закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу.

Комитет полагает необходимым отметить, что реализация положений Закона может привести к выпадающим доходам бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

В результате проведения антикоррупционной экспертизы Закона, предусмотренной статьей 27 Регламента Совета Федерации, коррупциогенных факторов не выявлено.

Учитывая изложенное, комитет считает целесообразным рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».