Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (№ 274631–7)

Рассмотрев Федеральный закон «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон), принятый Государственной Думой 16 ноября 2017 года, комитет отмечает следующее.

Проект Закона был внесен Правительством Российской Федерации и предусматривает комплекс изменений законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, направленных на реализацию положений федерального бюджета на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов.

В первоначальной редакции проект Закона предусматривал внесение изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) в части акцизов, налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций и страховых взносов. Во время рассмотрения в Государственной Думе во втором чтении в него были внесены существенные поправки, были включены изменения в части первую и вторую Кодекса в отношении налога на добавленную стоимость, налога на доходы физических лиц, государственной пошлины, налога на добычу полезных ископаемых, специальных налоговых режимов и нескольких других федеральных законов, в результате чего объем Закона увеличился на 100 листов.

Закон вносит следующие изменения в часть первую Кодекса.

Меняется порядок официального опубликования значений коэффициентов-дефляторов, а именно снимается ограничение, в соответствии с которым коэффициенты-дефляторы подлежат официальному опубликованию исключительно в «Российской газете» (статья 11 Кодекса). Это связано с тем, что согласно Указу Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 года № 763 нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти подлежат официальному опубликованию также на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru), а по действующей норме Кодекса коэффициенты‑дефляторы подлежат официальному опубликованию в «Российской газете» не позднее 20 ноября года, в котором устанавливаются. Поэтому необходима гармонизация указанных положений законодательства Российской Федерации.

Исключается необходимость направления информации органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления об установлении и прекращении действия региональных и местных налогов в Министерство финансов Российской Федерации и Федеральную налоговую службу (статья 16 Кодекса). Указанная информация будет направляться только в территориальные налоговые органы и финансовые органы соответствующих субъектов Российской Федерации.

Уточняются периоды начисления пени на сумму недоимки по налогу на имущество физических лиц законодательными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых применяется порядок определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения (статья 75 Кодекса). Вносятся изменения, связанные с введением инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль организаций (статьи 88 и 10514 Кодекса), а также уточнения технико-юридического характера.

Законом внесены изменения, направленные на решение проблемы, связанной с тем, что сельскохозяйственные товаропроизводители, уплачивающие единый сельскохозяйственный налог (далее – ЕСХН), не признаются плательщиками налога на добавленную стоимость (далее – НДС). Данное обстоятельство значительно затрудняло для плательщиков ЕСХН работу с контрагентами, уплачивающими НДС, поскольку лишало последних права на возмещение сумм НДС. Указанная проблема существовала длительное время, на необходимость ее решения Совет Федерации неоднократно обращал внимание Правительства Российской Федерации.

В соответствии с Законом организации и индивидуальные предприниматели, уплачивающие ЕСХН, с 2019 года становятся плательщиками НДС (статьи 145, 3461 Кодекса). При этом за ними сохраняется право на освобождение от исчисления и уплаты НДС путем подачи соответствующего уведомления в одном году с переходом на уплату ЕСХН либо в случае, если сумма полученного за предшествующий налоговый период дохода от реализации товаров (работ, услуг), в отношении которых применяется ЕСХН, не превысила установленные Законом предельные значения (за 2018 год – 100 млн. рублей, за 2019 год – 90 млн. рублей).

Организации и индивидуальные предприниматели, воспользовавшиеся правом на освобождение от НДС, не смогут от него отказаться до истечения 12 последовательных календарных месяцев. До окончания указанного периода право на освобождение может быть ими утрачено в случаях, если сумма выручки за каждые 3 последовательных календарных месяца превысила 2 млн. рублей либо если налогоплательщик осуществлял реализацию подакцизных товаров. При этом если в течение налогового периода по ЕСХН сумма дохода, полученного от реализации товаров (работ, услуг) при осуществлении видов деятельности, в отношении которых применяется ЕСХН, превысит установленные предельные значения, налогоплательщик не имеет право на повторное освобождение.

Законом продляется до конца 2020 года срок действия льготной ставки НДС в размере 10% в отношении реализации услуг по внутренним воздушным перевозкам пассажиров и багажа (статья 4 Закона), а также услуг по передаче племенного скота и птицы во владение и пользование по договорам финансовой аренды (лизинга) с правом выкупа. Отменено освобождение от обложения НДС реализации на территории Российской Федерации лома и отходов черных и цветных металлов. С 2019 года НДС будет облагаться реализация услуг в электронной форме через сеть «Интернет» не только физическим лицам (как это предусмотрено действующим законодательством), но и организациям и индивидуальным предпринимателям.

Также Законом предусмотрен ряд других изменений, направленных на совершенствование исчисления и взимания НДС. В частности, уточняется порядок применения налоговых вычетов (статьи 170, 171 Кодекса), установлены особенности определения места реализации для отдельных категорий товаров, порядок определения налоговой базы и уплаты налога при реализации на территории Российской Федерации сырых шкур животных, лома и отходов черных и цветных металлов, алюминия вторичного и его сплавов (статья 161 Кодекса).

В части акцизного налогообложения предусмотрено изменение ставок на отдельные виды подакцизной продукции, которые были установлены Федеральным законом от 29 июля 2017 года № 254-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (статья 193 Кодекса). Вводится дифференциация ставок акцизов на легковые автомобили мощностью свыше 150 л. с.: установлены отдельные ставки на легковые автомобили мощностью свыше 200 до 300 л. с., свыше 300 до 400 л. с., свыше 400 до 500 л. с. и свыше 500 л. с., ставки акциза возрастают в зависимости от увеличения мощности автомобиля.

Рассматриваемым Законом увеличены ставки акциза на автомобильный бензин класса 5, дизельное топливо и средние дистилляты. Вместо планируемого увеличения ставки акциза на автомобильный бензин класса 5 в 2018 году на 4% по сравнению с 2017 годом, повышение составит 11% с 1 января 2018 года и еще 6% с 1 июля 2018 года, по акцизу на дизельное топливо вместо планируемого увеличения на 4% повышение составит с 1 января 2018 года 12,7% по сравнению с 2017 годом, а с 1 июля 2018 года – еще 7,7%. Таким образом, дополнительно к планируемому в соответствии с действующим законодательством повышению, ставки акциза на автомобильный бензин класса 5 и дизельное топливо увеличатся на 50 коп. на литр топлива с 1 января 2018 года и еще на 50 коп. на литр топлива с 1 июля 2018 года. Комитет отмечает, что увеличение в 2018–2020 годах ставок акциза на автомобильный бензин класса 5 более быстрыми темпами влечет сокращение разницы в размере ставок с бензином, не соответствующим классу 5, в то время как установление более низкой ставки для бензина класса 5 было направлено на стимулирование производства топлива высокого класса. Кроме того, увеличение ставок акциза повлечет дополнительный рост цен на топливо в 2018 году.

Законом уточняется понятие средних дистиллятов, путем расширения перечня продукции, относящейся к этой категории (статья 181 Кодекса). Вводится новый вид свидетельства для предприятий нефтехимии – о регистрации лица, совершающего операции по переработке средних дистиллятов, предусмотрены основания и порядок выдачи указанного свидетельства, установлен размер государственной пошлины за получение свидетельства, а также перечислены технологические процессы, которые относятся к переработке средних дистиллятов (статья 1796 Кодекса). Перечень объектов налогообложения дополнен операциями по получению и оприходованию средних дистиллятов организациями, имеющими свидетельство о регистрации лица, совершающего операции по переработке средних дистиллятов (статья 182 Кодекса).

Данные изменения направлены на противодействие уклонению от уплаты акциза на дизельное топливо, которое недобросовестными участниками рынка производится и реализуется под видом других неподакцизных нефтепродуктов, что позволит увеличить доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

При этом с целью недопущения увеличения налоговой нагрузки на предприятия нефтехимии, осуществляющие переработку средних дистиллятов, для них предусмотрен вычет исчисленных сумм акциза при условии предоставления документов, подтверждающих переработку средних дистиллятов (статья 200 Кодекса). Для случаев переработки средних дистиллятов с использованием определенных Законом технологических процессов установлен повышенный коэффициент 2 при исчислении суммы вычета по акцизу, в иных случаях использования средних дистиллятов коэффициент составит 1. В то же время установление двойного размера вычета приведет к дополнительным расходам региональных бюджетов.

В части акцизов на алкогольную продукцию Законом предусмотрены особенности уплаты авансового платежа и представления банковской гарантии при закупке, ввозе на территорию Российской Федерации с территории государств-членов Евразийского экономического союза коньячного дистиллята (статья 204 Кодекса).

В части налога на прибыль организаций Законом вводится новое понятие инвестиционный налоговый вычет, в соответствии с которым налогоплательщику предоставляется право уменьшать сумму налога, зачисляемую в бюджеты субъектов Российской Федерации, на размер инвестиционного налогового вычета (новая статья 2861 Кодекса). Инвестиционный налоговый вычет составляет не более 90% суммы расходов на приобретение основных средств, а также на их реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение.

Устанавливается предельная величина инвестиционного налогового вычета, которая определяется в размере, равном разнице между расчетной суммой налога, зачисляемой в бюджет субъекта Российской Федерации за налоговый период, и расчетной суммой налога, зачисляемого в бюджет субъекта Российской Федерации за налоговый период, определенной при условии применения ставки налога в размере 5%, если иной размер ставки не определен решением субъекта Российской Федерации. Расчеты указанных сумм налога производятся без учета инвестиционного налогового вычета.

Установлено, что сумма налога, зачисляемая в федеральный бюджет, уменьшается на 10% суммы расходов на приобретение основных средств и 10% суммы расходов на реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение (за исключением расходов на ликвидацию) при условии, что в отношении таких расходов налогоплательщик применял инвестиционный налоговый вычет. При этом сумма налога в результате такого уменьшения может быть снижена до 0.

Инвестиционный налоговый вычет применяется к объектам основных средств, относящимся к 3–7 амортизационным группам (со сроком полезного использования от 3 до 20 лет).

 Определено, что субъекты Российской Федерации своими законами могут устанавливать:

право на применение инвестиционного налогового вычета;

размеры инвестиционного налогового вычета;

категории налогоплательщиков, которым предоставляется право на применение инвестиционного налогового вычета;

категории объектов основных средств, в отношении которых применяется инвестиционный налоговый вычет.

Объекты основных средств, в отношении которых налогоплательщик использовал право на применение инвестиционного налогового вычета, не подлежат амортизации. Сумма налога, исчисленная в отношении консолидированной группы налогоплательщиков, не подлежит уменьшению на сумму инвестиционного налогового вычета.

 Установлен перечень налогоплательщиков, которые не могут применять инвестиционный налоговый вычет, а именно:

участники региональных инвестиционных проектов;

организации-резиденты особых экономических зон;

участники Особой экономической зоны в Магаданской области;

организации, осуществляющие деятельность, связанную с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья;

организации-участники свободной экономической зоны;

резиденты территорий опережающего социально-экономического развития либо резиденты свободного порта Владивосток;

участники проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом «Об инновационном центре «Сколково»;

иностранные организации, признаваемые налоговыми резидентами Российской Федерации.

 При реализации или ином выбытии объектов основных средств (за исключением ликвидации), в отношении которых налогоплательщик применял инвестиционный налоговый вычет до истечения срока их полезного использования сумма налога, не уплаченная в связи с вычетом, подлежит восстановлению с учетом пеней и уплате в бюджет. Инвестиционный налоговый вычет может применяться налогоплательщиками до 31 декабря 2027 года.

По налогу на добычу полезных ископаемых (далее — НДПИ) действующей редакцией статьи 338 Кодекса установлен порядок исчисления налоговой базы при добыче углеводородного сырья на новом морском месторождении, установлены предельные сроки применения указанного порядка, измеряемые в количестве месяцев, начинающихся с месяца, следующего за датой начала промышленной добычи углеводородного сырья на новом морском месторождении, а также определены конкретные даты, не позднее которых применяется данный порядок исчисления налоговой базы. Рассматриваемый Закон отменяет указанные фиксированные даты для отдельных новых морских месторождений.

Законом предоставляется вычет при добыче нефти на участках недр, расположенных полностью в границах Нижневартовского района Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, лицензия на пользование недрами которых выдана до 1 января 2016 года и начальные извлекаемые запасы нефти каждого из которых составляют более 450 млн. тонн по состоянию на 1 января 2016 года (статья 3432 Кодекса). Размер вычета составляет 2 917 млн. рублей за налоговый период и применяется с 1 января 2018 года по 31 декабря 2027 года.

Также Законом вводится порядок уменьшения суммы НДПИ, исчисленного при добыче газового конденсата, на сумму вычета в связи с получением при переработке газового конденсата широкой фракции легких углеводородов (новая статья 3434 Кодекса). Для получения указанного вычета необходимы следующие условия: добытый газовый конденсат направлен на переработку на технологическом оборудовании, принадлежащем российской организации, из газового конденсата в процессе переработки получена широкая фракция легких углеводородов, и факт ее получения документально подтвержден.

Вместе тем, следует обратить внимание, что предоставление указанных вычетов повлечет сокращение доходов федерального бюджета.

До конца 2022 года продляется применение ставки НДПИ 0% в отношении кондиционных руд олова, добываемых на участках недр, расположенных полностью или частично на территории Дальневосточного федерального округа (статья 342 Кодекса). Указанная льгота действует с 2013 года, что позволило предприятиям отрасли погасить просроченные кредиторские задолженности, увеличить поступления от налога на доходы физических лиц и социальные взносы, значительно снизить импорт олова в Российскую Федерацию. Комитет отмечает, что продление действия льготной ставки НДПИ на добычу кондиционных руд олова, расположенных на территории Дальневосточного федерального округа позволит получить высокий мультипликативный эффект и практически исключить импорт сырья, а также привлечь инвестиции в промышленность оловодобывающей отрасли.

Согласно Закону и в соответствии с поручением Президента Российской Федерации предусмотрено исключение из действующего моратория на регистрацию изменений в договоры о создании консолидированной группе налогоплательщиков, связанных с присоединением к такой группе новых организаций (статья 5 Закона). Предоставлено право присоединения организациям, в которой непосредственно участвуют собственники Единой системы газоснабжения (с суммарной долей участия более 50%) и которые реализуют инвестиционный проект по строительству Амурского газоперерабатывающего завода, если объем капитальных вложений таких организаций составляет не менее 100 млрд. рублей за период с 2015 по 2025 год. Соглашение о присоединение к консолидированной группе налогоплательщиков указанных новых организаций представляется для регистрации в налоговый орган до 31 марта 2018 года и вступает в силу с 1 января 2018 года.

В части налога на имущество организаций Законом предусмотрены следующие изменения. Налоговые ставки, которые определяются законами субъектов Российской Федерации в отношении движимого имущества, принятого с 1 января 2013 года на учет в качестве основных средств, не освобожденного от налогообложения с 1 января 2018 года, не могут превышать в 2018 году 1,1% (статья 380 Кодекса).

Кроме того, субъекты Российской Федерации в отношении указанного имущества, с даты выпуска которого прошло не более 3 лет, и имущества, отнесенного законом субъекта Российской Федерации к категории инновационного высокоэффективного оборудования, могут устанавливать дополнительные налоговые льготы вплоть до полного освобождения от налогообложения (статья 3811 Кодекса).

Необходимо отметить, что вопрос о налогообложении движимого имущества в части переноса срока введения в действие правила «двух ключей» по предоставлению льгот по движимому имуществу вызвал серьезную дискуссию в Совете Федерации в связи со значительными выпадающими доходами бюджетов субъектов Российской Федерации на 2018 год. По поручению Председателя Совета Федерации В.И. Матвиенко этот вопрос был всесторонне проработан членами Совета Федерации. В рекомендациях парламентских слушаний по проекту федерального бюджета на 2018–2020 годы Совет Федерации обратился к Правительству Российской Федерации с предложением рассмотреть возможность сохранения сроков реализации нормы Кодекса в отношении движимого имущества. Также было направлено письмо Председателю Правительства Российской Федерации Д.А. Медведеву с просьбой поддержать предложение Совета Федерации по минимизации перечня объектов движимого имущества, в отношении которого применяется льготный порядок налогообложения. Комитетом Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам были направлены в Государственную Думу замечания и предложения по проекту Закона, в которых отмечалось, что практика применения указанной льготы показала ее низкую эффективность в отношении отдельных объектов движимого имущества. Указанная льгота была введена в особых экономических условиях и направлена на предоставление хозяйствующим субъектам возможности обновления и модернизации производства, а также предоставлена для всех налогоплательщиков, включая учреждения не использующих движимое имущество в основной деятельности. Членами Совета Федерации совместно с депутатами Государственной Думы были подготовлены поправки к проекту Закона с предложением о сохранении сроков реализации нормы Кодекса в отношении движимого имущества.

Субъекты Российской Федерации также выражали обеспокоенность в связи с продлением срока действия льгот по налогообложению движимого имущества в части выпадающих доходов бюджетов субъектов Российской Федерации. Большинством из их были направлены отрицательные отзывы в части продления действия льготы по движимому имуществу. По итогам совместной работы с Правительством Российской Федерации было принято компромиссное решение по налогообложению движимого имущества, которое нашло свое отражение в Законе.

В соответствии с Законом из расходов, учитываемых в объекте налогообложения по упрощенной системе налогообложения, исключены доходы, полученные товариществами собственников жилья, управляющими компаниями, дачными некоммерческими товариществами, жилищными, садоводческими, огородническими потребительскими кооперативам, от собственников (владельцев) недвижимости в качестве оплаты коммунальных услуг (статья 34615 Кодекса). Данное изменение позволит не облагать налогом денежные средства, которые поступают от потребителей коммунальных услуг и, по сути, не являются доходами указанных организаций, так как подлежат передаче организациям такие услуги предоставляющим.

В части страховых взносов положения Кодекса приводятся в соответствие с новым Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (статья 427 Кодекса) и нормами статьи 1225 Гражданского кодекса Российской Федерации (статьи 420, 421, 422 Кодекса).

Законом вносятся изменения, направленные на реализацию поручения Президента Российской Федерации по поддержке субъектов малого предпринимательства, предусматривающие установление фиксированного размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, уплачиваемых плательщиками страховых взносов, не производящих выплат физическим лицам (адвокаты, нотариусы, фермеры, индивидуальные предприниматели, не имеющие наемных работников и т. д.). Согласно действующей норме указанные страховые взносы исчисляются как произведение минимального размера оплаты труда, увеличенного в 12 раз, и законодательно установленного тарифа страховых взносов.

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование будут исчисляться в следующем порядке:

если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, — в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года, 29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года;

если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, — в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года (29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года) плюс 1% суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.

Страховые взносы на обязательное медицинское страхование будут исчисляться в фиксированном размере 5 840 рублей за расчетный период 2018 года, 6 884 рублей за расчетный период 2019 года и 8 426 рублей за расчетный период 2020 года.

Законом переносится срок уплаты страховых взносов, исчисленных с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, с 1 апреля на 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом (статья 432 Кодекса). Согласно финансово-экономическому обоснованию к проекту Закона изменение объекта обложения страховыми взносами потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета, в объеме 5,2 млрд. рублей ежегодно.

Закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу.

Коррупциогенные факторы в Законе не выявлены.

Учитывая изложенное, комитет считает возможным рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».