Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с реализацией международного автоматического обмена информацией и  документацией по международным группам компаний» (проект № 231414–7)

Рассмотрев Федеральный закон «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с реализацией международного автоматического обмена информацией и документацией по международным группам компаний» (далее — Закон), принятый Государственной Думой 16 ноября 2017 года, комитет отмечает следующее.

Проект Закона внесен Правительством Российской Федерации и направлен на приведение национального законодательства в соответствие с заключенными международными соглашениями.

С 1 июля 2015 года на территории Российской Федерации вступила в силу Конвенция о взаимной административной помощи по налоговым делам, которая предусматривает заключение отдельных соглашений между компетентными органами сторон об автоматическом обмене страновыми отчетами и об автоматическом обмене финансовой информацией в налоговых целях. На настоящий момент Федеральная налоговая служба заключила несколько таких многосторонних соглашений, для обеспечения выполнения которых необходимо внесение изменений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах.

В связи с этим, а также в целях реализации рекомендаций Организации экономического сотрудничества и развития, Закон вносит следующие изменения в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс).

Определяется порядок взаимодействия российских налоговых органов с компетентными органами зарубежных стран при проведении налогового мониторинга и совместных налоговых проверок (статья 82 Кодекса). Предусматривается возможность участия компетентных органов иностранных государств в осуществлении налогового контроля в Российской Федерации, проведении на территории Российской Федерации налоговых проверок и налоговых мониторингов. При этом порядок организации работы по обеспечению такого участия и его условия определяются Федеральной налоговой службой.

Уточняется норма статьи 102 Кодекса, в соответствии с которой не являются налоговой тайной сведения, предоставляемые налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами о взаимном сотрудничестве между указанными органами в рамках международного автоматического обмена информацией.

Кодекс дополняется новой главой 144–1, регламентирующей порядок представления документации по международным группам компаний. При этом международной группой компаний признается совокупность организаций и (или) иностранных структур без образования юридического лица, связанных между собой посредством участия в капитале или осуществления контроля. Не могут быть участниками международной группы компаний Центральный банк Российской Федерации, органы государственной власти и органы местного самоуправления. Налогоплательщики-участники международных групп компаний должны представлять в налоговые органы уведомления об участии в международной группе компаний, а также страновые сведения по международной группе компаний, участником которых они являются (новая статья 10516–1 Кодекса).

 Согласно Закону страновыми сведениями являются сведения о доходах (расходах), прибыли (убытке), полученных в связи с деятельностью участников международной группы компаний в Российской Федерации или иностранном государстве, об основных показателях, характеризующих деятельность участников международной группы компаний, о суммах налогов, уплаченных в бюджетную систему Российской Федерации или иностранного государства. Страновые сведения включают в себя глобальную документацию по международной группе компаний, национальную документацию участника международной группы компаний, а также страновой отчет международной группы компаний по государствам, налоговыми резидентами которых являются участники международной группы компаний.

Устанавливаются требования, предъявляемые к уведомлениям об участии в международной группе компаний и страновым сведениям, а также порядок их представления в Федеральную налоговую службу (новые статьи 10516–2 – 10516–6 Кодекса). Так, страновой отчет и глобальная документация, содержащие информацию, составляющую государственную тайну или информацию, свидетельствующую о военно-техническом сотрудничестве с иностранными государствами, представляются в части, не содержащей указанной информации.

В отношении налогоплательщика, являющегося участником международной группы компаний, который вправе не представлять страновой отчет в Федеральную налоговую службу, предусматривается перечень сведений, которые он должен будет представить по требованию Федеральной налоговой службы относительно совершенной им контролируемой сделки (поправка в статью 10515 Кодекса).

Согласно Закону положения главы 144–1 статьи 10515 Кодекса применяются в отношении финансовых годов, начинающихся в 2017 году. Однако налогоплательщики, являющиеся участниками международной группы компаний, вправе добровольно представить уведомление об участии в международной группе компаний и страновой отчет в отношении финансовых годов, начинающихся в 2016 году.

Закон устанавливает новые виды ответственности за непредставление документации в целях налогового контроля и документации по международной группе компаний (новые статьи 1297 – 12911 Кодекса):

за ненаправление организацией финансового рынка финансовой информации о клиентах организации финансового рынка, выгодоприобретателях и контролирующих их лицах — штраф в размере 500 тыс. рублей;

за нарушение организацией финансового рынка порядка установления налогового резидентства клиентов организаций финансового рынка, выгодоприобретателей и контролирующих их лиц — штраф в размере 50 тыс. рублей;

за непредставление уведомления об участии в международной группе компаний, представление уведомления об участии в международной группе компаний, содержащего недостоверные сведения — штраф в размере 50 тыс. рублей;

за непредставление странового отчета, представление странового отчета, содержащего недостоверные сведения, непредставление документации по международной группе компаний — штраф в размере 100 тыс. рублей.

При этом за указанные налоговые правонарушения, выявленные в 2017–2019 годах либо выявленные в отношении отчетных периодов 2017‑2019 годов, налоговые санкции применяться не будут в связи с необходимостью адаптации налогоплательщиков к новым требованиям (статья 2 Закона).

Кодекс дополняется новым разделом VII1, регулирующим вопросы автоматического обмена финансовой информацией с иностранными государствами (территориями) и международного автоматического обмена страновыми отчетами в соответствии с международными договорами Российской Федерации. При этом под финансовой информацией понимается информация об операциях, счетах и вкладах клиентов, сумме обязательств страховщика, заключившего договор добровольного страхования жизни, перед клиентами или выгодоприобретателями, сумме денежных средств и стоимости имущества указанных лиц, находящегося в распоряжении или в доверительном управлении организации финансового рынка, стоимости имущества указанных лиц, учитываемого организацией финансового рынка, осуществляющей депозитарную деятельность, о пенсионных счетах указанных лиц (новая статья 1421 Кодекса).

Закон устанавливает обязанности организаций финансового рынка по представлению информации в Федеральную налоговую службу в связи с автоматическим обменом финансовой информацией, обязанности и права организаций финансового рынка и их клиентов в связи с таким обменом, полномочия Федеральной налоговой службы (новые статьи 142– 1425 Кодекса). При этом предусматривается, что Федеральная налоговая служба утверждает перечень государств (территорий), с которыми осуществляется автоматический обмен финансовой информацией и страновыми отчетами.

Реализация Закона потребует принятия 5 постановлений Правительства Российской Федерации и 5 приказов Федеральной налоговой службы.

Закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Коррупциогенные факторы в Законе не выявлены.

Учитывая вышесказанное, комитет считает возможным рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с реализацией международного автоматического обмена информацией и документацией по международным группам компаний».