Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О внесении изменений в статьи 19 и 23 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (проект № 1166026–6)

Комитет рассмотрел Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 19 и 23 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее – Федеральный закон), принятый Государственной Думой 25 октября 2017 года, и отмечает следующее.

Рассматриваемый Федеральный закон направлен на предотвращение незаконных валютных операций, совершаемых через уполномоченные банки Российской Федерации, а также на усиление мер административной ответственности за нарушения, совершаемые в данной сфере.

В соответствии с действующим законодательством уполномоченный банк в настоящее время может отказать в проведении валютной операции только в случае непредставления требуемых документов либо недостоверности представленных документов, или в случае наличия подозрений, что операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Принятие предлагаемой рассматриваемым Федеральным законом новой редакции части 5 статьи 23 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» предоставит уполномоченным банкам возможность отказывать клиентам в проведении валютных операций, если они противоречат требованиям валютного законодательства Российской Федерации, в частности, противоречат положениям статьи 9, статьи 12 или статьи 14 данного Федерального закона. При этом банки должны будут указывать на соответствующее положение акта валютного законодательства Российской Федерации, которому проведение такой операции противоречит.

Существенные изменения вносятся также в часть 11 статьи 19 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле». Установлено, что в договорах (контрактах), заключенных между резидентами и нерезидентами при осуществлении внешнеторговой деятельности, должен быть указан срок исполнения сторонами обязательств по договору (контракту).

При этом резиденты будут обязаны представлять уполномоченным банкам информацию о сроках получения от нерезидентов на свои счета в уполномоченных банках иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации за исполнение обязательств по внешнеторговым договорам (контрактам) и о сроках исполнения нерезидентами обязательств по внешнеторговым договорам (контрактам) в счет осуществленных резидентами авансовых платежей и сроках возврата указанных авансовых платежей в соответствии с условиями внешнеторговых договоров (контрактов).

Кроме того, рассматриваемым Федеральным законом вносятся изменения в статью 15.25 и ряд других статей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – Кодекс), предусматривающие установление для должностных лиц и для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, отдельных административных наказаний за осуществление незаконных валютных операций, а также за совершение правонарушений, связанных с репатриацией денежных средств.

В настоящее время административная ответственность в отношении должностных лиц за указанные нарушения применяется только к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Федеральным законом предлагается расширить понятие должностного лица, что позволит привлечь к ответственности руководителей организаций. При этом предусмотрено, что повторное совершение должностным лицом административных правонарушений в сфере валютного законодательства, предусмотренных частями 1, 4, 41 и 5 статьи 15.25 Кодекса, влечет дисквалификацию на срок от шести месяцев до трех лет.

В Кодекс вносятся изменения, предусматривающие использование при расчете штрафа за административные правонарушения ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации вместо ставки рефинансирования, а также ряд технических поправок.

Установлено также, что рассматриваемый Федеральный закон вступает в силу по истечении 180 дней со дня его официального опубликования.

По мнению комитета, принятие Федерального закона будет способствовать созданию необходимых условий для существенного сокращения нарушений в сфере валютного регулирования. Его реализация не потребуют дополнительных затрат из федерального бюджета.

Коррупциогенных факторов в рассматриваемом Федеральном законе не выявлено.

С учетом изложенного комитет рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 19 и 23 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».