Принят Государственной Думой 22 ноября 2013 года.
25 ноября 2013 года
Комитет рассмотрел Федеральный закон «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» (далее — Федеральный закон), принятый Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 22 ноября 2013 года, и отмечает следующее.
Рассматриваемый Федеральный закон внесен Правительством Российской Федерации одновременно с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов».
Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации (далее — Фонда) разработан на основании положений Бюджетного кодекса Российской Федерации, Бюджетного послания Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2014 – 2016 годах, прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, пенсионного законодательства Российской Федерации.
В 2014 – 2016 годах поступление страховых взносов на обязательное пенсионное страхование определено, исходя из базового тарифа 22% и тарифа 10% с сумм выплат, превышающих предельную величину базы для начисления страховых взносов, с учетом уплаты работодателями страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии в размере 6% за застрахованных лиц 1967 года рождения и моложе, выбравших вариант своего пенсионного обеспечения.
В 2014 году все указанные поступления будут зачисляться в распределительную составляющую системы обязательного пенсионного страхования.
Для отдельных категорий плательщиков, определенных законодательством, применены пониженные тарифы страховых взносов с учетом установленных сроков их действия. В отношении плательщиков- субъектов малого и среднего предпринимательства предусмотрено продление периода применения льготного тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 20%: для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, осуществляющих деятельность в производственной и социальной сферах, социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворительных организаций и аптек, применяющих специальные режимы налогообложения. Для организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, применение пониженных тарифов страховых взносов предусматривается с учетом снижения с тридцати до семи человек показателя средней численности работников организаций данной отрасли.
Поступление страховых взносов от плательщиков, не производящих выплаты физическим лицам, определено с учетом положений Федерального закона от 23 июля 2013 года № 237-ФЗ «О внесении изменений в статью 22 Федерального закона „Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ и статьи 14 и 16 Федерального закона „О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования“, исходя из 1 МРОТ с доходов до 300 тыс. рублей и дополнительно 1% с доходов, превышающих 300 тыс. рублей, с установлением верхней границы платежа, рассчитанного исходя из 8 МРОТ.
При формировании проекта федерального бюджета на 2014–2016 годы учтены мероприятия в рамках реформирования пенсионной системы, направленные на обеспечение долгосрочной сбалансированности бюджета Фонда и поэтапное сокращение межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, в том числе:
- поэтапное повышение предельного размера заработной платы, с которой уплачиваются страховые взносы с 1,6 в 2014 году до 1,8 размера среднемесячной заработной платы в 2016 году;
- поэтапное (в течение 10 лет) увеличение минимального требуемого страхового стажа для начисления трудовой пенсии по старости, с 5 лет до 15 лет.
В связи с этим следует отметить, что проекты федеральных законов, подготовленные Правительством Российской Федерации в рамках реформирования пенсионной системы, приняты в настоящее время только в первом чтении, что создает неопределенность при планировании основных параметров бюджета Фонда на 2015 и 2016 годы.
Кроме того, до сих пор не утверждена государственная программа «Развитие пенсионной системы», которая предусматривает определение целевых ориентиров развития пенсионной системы.
Бюджет Фонда на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов формировался в условиях увеличения численности пенсионеров за 2014 год на 467,3 тыс. человек (до 41507,5 тыс. человек к концу 2014 года).
За основу расчета основных параметров бюджета Фонда на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов взяты следующие показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2014 – 2016 годы:
- фонд заработной платы на 2014 год — 18017 млрд. рублей, на 2015 год — 19464 млрд. рублей, на 2016 год — 21122 млрд. рублей;
- номинальная среднемесячная заработная плата на одного работника в 2014 году — 33104 рубля, в 2015 году — 35954 рубля, в 2016 году — 39245 рублей;
- индекс потребительских цен на 2014 год — 4,5–5,5%, на 2015 и 2016 годы — 4–5%.
В соответствии с пенсионным законодательством, предусмотрена индексация в 2014–2016 годах трудовой пенсии с 1 февраля — в соответствии с уровнем инфляции и с 1 апреля — на 2%.
С учетом планируемых мероприятий по индексации, среднегодовой размер трудовой пенсии составит: в 2014 году — 11084 рубля, в 2015 году — 11880 рублей, в 2016 году — 12586 рублей, что составляет 174,4%, 178,7%, 180,7% по отношению к прожиточному минимуму пенсионера соответственно. Средний размер социальной пенсии в 2014 – 2016 годах увеличится по отношению к прожиточному минимуму пенсионера с 114,6% в 2014 году до 118,4% в 2016 году.
Следует отметить, что в 2014–2016 годах, также как и в предыдущий прогнозный период, рост номинально начисленной среднемесячной заработной платы на одного работника будет опережать темпы роста среднего размера трудовой пенсии, что приведет к тому, что коэффициент замещения (соотношение среднего размера трудовой пенсии по старости и заработной платы) снизится к 2016 году до 33,6% (по сравнению с 35,2% в 2013 году).
Бюджет Фонда на 2014 год сформирован по доходам в сумме 6290,0 млрд. рублей (8,6% к ВВП и 99,2% к уровню 2013 года) и по расходам — в сумме 6416,4 млрд. рублей (8,8% к ВВП и 105,4% к уровню 2013 года), в том числе в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий: по доходам — в сумме 6201,7 млрд. рублей и по расходам в сумме 6397,1 млрд. рублей.
Бюджет Фонда на 2014 год планируется с дефицитом в объеме 126,5 млрд. рублей, в том числе — в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий — в сумме 195,4 млрд. рублей, и профицитом в части, связанной с формированием средств на финансирование накопительной части трудовых пенсий, в сумме 68,95 млрд. рублей.
Сбалансированность в распределительной составляющей бюджета Фонда достигается за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, передаваемых на указанные цели, и привлечения переходящих остатков средств бюджета Фонда по состоянию на 1 января 2014 года.
Общий объем межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в 2014 году составит 2448,2 млрд. рублей, что на 17,3% ниже уровня 2013 года и составляет 38,9% доходов бюджета Фонда. В общем объеме расходов федерального бюджета указанные средства составят 17,5%, а в 2015 и 2016 году они увеличатся на 19,0% и 19,4% соответственно.
На обеспечение сбалансированности бюджета Фонда предусматриваются бюджетные ассигнования из федерального бюджета в 2014 году — в сумме 336,3 млрд. рублей (35,6% от уровня 2013 года), в 2015 году — 629,2 млрд. рублей (187,1% от уровня 2014 года), в 2016 году — 766,4 млрд. рублей (121,8% к уровню 2015 года).
Компенсация выпадающих доходов бюджета Фонда в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в 2014 году — в объеме 288,2 млрд. рублей (87,3% к уровню 2013 года), в 2015 году — в объеме 345,9 млрд. рублей (120,0% к уровню предыдущего года), в 2016 году — 408,6 млрд. рублей (118,1% к уровню предыдущего года.).
На 2015 и 2016 годы бюджет Фонда планируется с профицитом в размере 127,0 млрд. рублей и 317,5 млрд. рублей соответственно. Дефицит бюджета Фонда в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии, сокращается к 2016 году до 18,1 млрд. рублей.
Объем поступлений страховых взносов на обязательное пенсионное страхование от плательщиков, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, планируются в 2014 году в сумме 3668,30 млрд. рублей, в 2015 году — 3996,79 млрд. рублей, в 2016 году — 4366,96 млрд. рублей, в том числе поступления на страховую и накопительную части трудовой пенсии составят соответственно:
в 2014 году — 3647,86 и 20,44 млрд. рублей;
в 2015 году — 3707,96 и 288,83 млрд. рублей;
в 2016 году — 4036,96 и 330,00 млрд. рублей.
Поступление задолженности (недоимки) по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и задолженности по соответствующим пеням и штрафам учтено в 2014 году в общей сумме 133,8 млрд. рублей, в 2015 году — 136,0 млрд. рублей, в 2016 году — 147,95 млрд. рублей.
Поступление страховых взносов от плательщиков, не производящих выплаты физическим лицам (индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой), предусматривается на 2014 год в сумме 46,6 млрд. рублей, что почти в два раза ниже уровня 2013 года (ожидаемый объем поступлений страховых взносов от самозанятых граждан в 2013 году составляет 87,4 млрд. рублей). В соответствии с разъяснениями Фонда, резкое снижение указанных поступлений связано с тем, что страховые взносы, исчисленные с суммы доходов плательщиков, превышающих 300 тыс. рублей за расчетный период, уплачиваются не позднее 1 апреля года следующего за истекшим расчетным периодом. В 2015 −2016 годах объем поступлений указанных страховых взносов выравнивается и составит 81,6 млрд. рублей ежегодно.
Расходы на выплату страховой части трудовой пенсии в 2014 году запланированы в сумме 5092,1 млрд. рублей, в 2015 году — 5538,8 млрд. рублей, в 2016 году — 5951,6 млрд. рублей.
Межбюджетные трансферты из федерального бюджета, передаваемые в 2014–2016 бюджету Фонда, на финансирование расходов, осуществляемых за счет средств федерального бюджета, включают средства на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению, дополнительное материальное обеспечение, ежемесячные денежные выплаты отдельным категориям граждан, выплату федеральной социальной доплаты неработающим пенсионерам, валоризацию величины расчетного пенсионного капитала, возмещение расходов по нестраховым периодам, софинансирование формирования пенсионных накоплений, предоставление материнского (семейного) капитала. Указанные средства передаются бюджету Фонда в объемах, необходимых для выполнения всех предусмотренных публичных обязательств, финансируемых из федерального бюджета.
В 2014 году продолжатся мероприятия, связанные с валоризацией величины расчетного пенсионного капитала, на которые предусматривается направить бюджетные ассигнования в 2014 году в сумме 624,3 млрд. рублей (107,5% к уровню предыдущего года), в 2015 году — 656,7 млрд. рублей (105,2% к уровню предыдущего года), в 2016 году — 685,9 млрд. рублей (104,4% к уровню предыдущего года).
Размер материнского (семейного) капитала ежегодно индексируется с учетом темпов роста инфляции. Расходы на его предоставление предусмотрены в 2014 году в сумме 301,0 млрд. рублей (150,4% к уровню предыдущего года), в 2015 году — 347,2 млрд. рублей (115,4% к уровню предыдущего года), в 2016 году — 345,5 млрд. рублей (99,5% к уровню предыдущего года). Увеличение указанных объемов в 2014 году связано с пересчетом бюджетных ассигнований с учетом установленного порядка индексации и численности получателей, а также фактического количества выданных сертификатов на материнский (семейный) капитал в 2013 году.
В целях обеспечения уровня материального обеспечения пенсионера не ниже его прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации, на федеральную социальную доплату к пенсии предусматриваются бюджетные ассигнования в 2014 году в сумме 40,5 млрд. рублей (101,3% к уровню предыдущего года), в 2015 году — 38,7 млрд. рублей (95,6% к уровню предыдущего года), в 2016 году — 35,1 млрд. рублей (90,6% к уровню предыдущего года).
Ко второму чтению были приняты поправки, учитывающие положения принятого в первом чтении проекта федерального закона № 343512–6 « О внесении изменений в Федеральный закон „О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы“ и Федеральный закон „О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией“ в части установления Героям Труда Российской Федерации мер социальной поддержки, аналогичным мерам, предусмотренным для Героев Социалистического труда.
По накопительной составляющей бюджета Фонда, с учетом вносимых изменений в пенсионное законодательство, доходы на 2014 год составят 88,3 млрд. рублей, в 2015 году — 321,1 млрд. рублей и в 2016 году — 366,6 млрд. рублей, расходы планируются соответственно по годам в сумме 19,3 млрд. рублей, 27,0 млрд. рублей и 31,0 млрд. рублей.
По накопительной составляющей бюджета Фонда предусмотрен профицит бюджета Фонда на весь период 2014–2016 годов.
В связи с планируемыми изменениями организационно-правовой формы негосударственных пенсионных фондов, передача средств пенсионных накоплений в негосударственные пенсионные фонды в 2014 году не предусматривается. В 2015 и 2016 годах предусмотрена передача указанных средств в сумме 13,6 млрд. рублей и 15,7 млрд. рублей соответственно.
Увеличение пенсионных накоплений за 2014 год планируется в сумме 69,0 млрд. рублей и на конец 2014 года объем пенсионных накоплений составит в сумме 1 944,5 млрд. рублей.
С учетом изложенного, Комитет считает возможным рекомендовать Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации одобрить Федеральный закон «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов».