Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (проект № 1034179–8)

Рассмотрев Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее — Закон), принятый Государственной Думой 9 декабря 2025 года, комитет отмечает следующее.

Проект Закона внесен сенаторами Российской Федерации Н.А. Журавлевым, А.Д. Артамоновым, М.М. Ульбашевым, а также депутатами Государственной Думы А.Г. Аксаковым, К.М. Бахаревым, В.С. Макаровым и другими в целях продления временных полномочий Банка России, связанных с обеспечением финансовой стабильности в условиях внешнего санкционного давления на финансовый сектор экономики.

Законом продлеваются до 31 декабря 2026 года, отдельные полномочия, предоставленные Банку России следующими федеральными законами:

— Федеральным законом № 46-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

— Федеральным законом № 55-ФЗ «О внесении изменений в статьи 6 и 7 Федерального закона „О внесении изменений в Федеральный закон „О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части особенностей изменения условий кредитного договора, договора займа“ и статью 21 Федерального закона „О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации“;

— Федеральным законом № 340-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В соответствии с вышеназванными федеральными законами Банк России имеет право, в частности:

— устанавливать дополнительные требования к деятельности, а также приостанавливать (ограничивать) проведение кредитными организациями и филиалами иностранных банков, некредитными финансовыми организациями операций и сделок, устанавливать нормативы, ограничивающие риски, вводить иные показатели деятельности, в том числе на индивидуальной основе;

— определять перечень информации кредитных организаций и филиалов иностранных банков, некредитных финансовых организаций, лиц, оказывающих профессиональные услуги на финансовом рынке, в части бухгалтерской (финансовой) отчетности, которую указанные лица вправе не раскрывать и (или) не предоставлять, и перечень информации, которую Банк России вправе не раскрывать на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Также Законом продлевается до 31 декабря 2026 года действие норм, запрещающих:

— российским страховщикам заключать сделки со страховщиками, с перестраховщиками и со страховыми брокерами, являющимися лицами недружественных государств либо подконтрольными лицам недружественных государств, за исключением сделок, связанных с экспортом продовольствия и минеральных удобрений;

— организации, осуществляющей деятельность по страхованию экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и (или) политических рисков, заключать сделки со страховщиками, с перестраховщиками, со страховыми брокерами и с экспортно-кредитными агентствами, иными организациями, являющимися лицами недружественных государств, за исключением сделок, связанных с экспортом продовольствия и минеральных удобрений.

Кроме того, Закон устанавливает, что решением Национального финансового совета может быть определен перечень счетов и операций Банка России, подлежащих проверке Счетной палатой Российской Федерации, дополнительно к счетам и операциям Банка России за 2025 год, на которые распространяется действие Закона Российской Федерации № 5485-I «О государственной тайне». Счета и операции Банка России, входящие в указанный перечень, не подлежат обязательному аудиту при проведении аудита годовой финансовой отчетности Банка России за 2025 год.

Помимо этого, Законом продлеваются до 31 августа 2026 года полномочия Совета директоров Банка России по принятию согласованного с Росфинмониторингом решения об определении круга пользователей платформы цифрового рубля, имеющих право совершать операции с цифровыми рублями, а также перечень видов совершаемых операций и пороговые значения сумм таких операций.

При рассмотрении проекта Закона во втором чтении в Государственной Думе были внесены поправки, продлевающие до 31 декабря 2026 года срок, в течение которого мобилизованные лица и участники специальной военной операции, а также члены их семей вправе обратиться к кредитору с требованием о предоставлении «кредитных каникул» в соответствии с Федеральным законом № 377-ФЗ «Об особенностях исполнения обязательств по кредитным договорам (договорам займа) лицами, призванными на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации, лицами, принимающими участие в специальной военной операции, а также членами их семей и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Также Законом продлевается до 31 декабря 2026 года срок, в течение которого предприниматели – участники специальной военной операции вправе обратиться к кредитору с требованием о предоставлении «кредитных каникул» в соответствии Федеральным законом № 106-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части особенностей изменения условий кредитного договора, договора займа».

Комитет отмечает, что реализация Закона продлит срок действия социальных гарантий участникам специальной военной операции и членам их семей, а также позволит Банку России оперативно реагировать на изменения внешнеполитической ситуации и санкционные риски.

Реализация Закона не окажет влияния на доходы или расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и не повлечет негативных финансово-экономических последствий.

Коррупциогенные факторы в Законе не выявлены.

В соответствии со статьей 106 Конституции Российской Федерации Закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации.

Комитет Совета Федерации по экономической политике рекомендует Совету Федерации одобрить Закон.

Учитывая изложенное, комитет рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».