Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О федеральном бюджете на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов» (проект № 1026181–8)

Рассмотрев Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов» (далее — Закон), принятый Государственной Думой 20 ноября 2025 года, комитет отмечает следующее.

Комитетом были проведены парламентские слушания «О параметрах проекта федерального бюджета на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов», по итогам которых подготовлены рекомендации. Кроме того, комитет рассмотрел проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов» (далее — законопроект). Заключение комитета на законопроект было направлено в Государственную Думу в соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Приоритетами федерального бюджета на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов обозначены выполнение социальных обязательств перед гражданами, финансовое обеспечение расходов на оборону и безопасность государства, социальная поддержка участников специальной военной операции и членов их семей, а также достижение национальных целей развития государства.

В основу его формирования положен базовый вариант прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов (далее — Прогноз). Он основывается на следующих основных предпосылках: замедление деловой активности в результате поступательного охлаждения спроса и окончания восстановительной фазы экономического роста, рост экспортной цены на российскую нефть, ослабление курса рубля к доллару США, снижение показателя инфляции с выходом его на целевой ориентир в 2026 – 2028 годах.

Согласно Прогнозу, ожидается рост экспортной цены на российскую нефть до 59,0 долларов США за баррель в 2026 году, 61,0 долларов США за баррель в 2027 году и 65,0 долларов США за баррель в 2028 году (при ожидаемой цене на уровне 58,0 долларов США за баррель в 2025 году) в условиях неопределенности в отношении темпов роста мирового спроса на фоне тарифной эскалации США, сохраняющейся геополитической напряженности в отношении России, а также восстановления спроса на альтернативные источники энергии. При этом по мере переориентации экспортных поставок в нейтральные страны дисконт экспортной цены на российскую нефть марки Юралс к цене нефти марки «Брент» будет сокращаться с 12 долларов США за баррель в 2025 году до 7 долларов США за баррель к 2028 году за счет оптимизации логистики и дальнейшей переориентации экспортных потоков.

При ожидаемом курсе 86,1 рубля за доллар США в 2025 году прогнозируется ослабление курса рубля к доллару США с 92,2 рубля за доллар США в 2026 году до 95,8 рублей за доллар США в 2027 году и 100,1 рубля за доллар США в 2028 году в соответствии с межстрановой разницей в параметрах инфляции.

Прогнозируется снижение с учетом жесткой денежно-кредитной политики показателя инфляции до 6,8 % к концу 2025 года с последующим выходом на целевой ориентир 4,0 % в 2026–2028 годах, чему будет способствовать проведение ответственной денежно-кредитной и бюджетной политики.

При ожидаемом в 2025 году росте ВВП на 1,0 % прогнозируется, что по итогам 2026 года темпы роста экономики сложатся на уровне 1,3 %, в 2027 и 2028 годах экономическая динамика закрепится на умеренной траектории в 2,8 % и 2,5 % соответственно за счет повышения внутреннего спроса. При этом драйверами экономического роста станут отрасли, обеспечивающие импортозамещение и развитие инвестиционно-инновационной модели.

Комитет обращает внимание на наличие рисков выхода на более высокий уровень инфляции по сравнению с параметрами Прогноза. В целях обеспечения возможности оперативного реагирования на существующие внешние и внутренние риски недостижения ожидаемых параметров экономического роста необходим мониторинг ситуации и принятие в случае необходимости соответствующих мер, направленных на обеспечение макроэкономической стабильности и более оперативную приоритизацию бюджетных назначений.

Доходы федерального бюджета определены на 2026 год в объеме 40 283,3 млрд рублей, на 2027 и 2028 годы — 42 910,4 млрд рублей и 45 869,4 млрд рублей. По отношению к ВВП доходы снизятся с 17,1 % ВВП в 2025 году и в 2026 году до 16,8 % ВВП в 2027 году и 16,6 % ВВП в 2028 году.

Общий объем расходов федерального бюджета на 2026 год определен в сумме 44 069,7 млрд рублей, на 2027 год — 46 096,1 млрд рублей, на 2028 год — 49 383,2 млрд рублей. По отношению к ВВП расходы федерального бюджета снижаются с 19,7% в 2025 году до 18,7 % в 2026 году, 18,0 % в 2027 году и до 17,9 % в 2028 году.

Дефицит федерального бюджета составит в 2026 году 3 786,4 млрд рублей (1,6% ВВП), в 2027 и 2028 годах — 3 185,7 млрд рублей (1,2% ВВП) и 3 513,9 млрд рублей (1,3% ВВП) соответственно. Основными источниками финансирования дефицита федерального бюджета в 2026–2028 годах будут государственные заимствования.

С учетом роста заимствований в 2026 – 2028 годах увеличивается объем государственного долга Российской Федерации. Он составит 43 668,1 млрд рублей (18,6 % ВВП), 48 431,5 млрд рублей (19,0 % ВВП) и 53 761,5 млрд рублей (19,5 % ВВП) по годам соответственно. К концу 2028 года по сравнению с 2025 годом государственный долг увеличится на 39,4 %.

В ходе рассмотрения законопроекта в Государственной Думе во втором чтении к нему было внесено 715 поправок, из которых 591 принята (открытая часть), в том числе 539 цифровых и 52 текстовых, предусматривающих перераспределение бюджетных ассигнований в пределах общего объема расходов федерального бюджета, утвержденного на каждый год трехлетнего периода в первом чтении (с учетом перераспределения из закрытой или в закрытую часть): 4 479,4 млрд рублей в 2026 году, 1 541,3 млрд рублей в 2027 году и 1 521,4 млрд рублей в 2028 году, или 7 542,1 млрд рублей на три года.

В результате перераспределения расходов между разделами, подразделами классификации расходов во втором чтении по сравнению с показателями, установленными законопроектом, внесены изменения в объемы финансирования по всем разделам в открытой части, за исключением раздела «Обслуживание государственного (муниципального долга)». Наиболее существенное увеличение расходов предусмотрено по разделу «Национальная оборона» (открытая часть) в 2026 году — на 852,8 млрд рублей, или на 41,0 %. Расходы по остальным разделам изменились несущественно.

На реализацию национальных проектов предусмотрено с учетом принятых поправок в 2026 году 6 761,7 млрд рублей, в 2027 году — 6 772,2 млрд рублей и в 2028 году — 7 615,3 млрд рублей.

Наибольший объем ассигнований приходится на национальный проект «Семья»: 3 240,6 млрд рублей в 2026 году, 2 788,9 млрд рублей в 2027 году и 2 983,0 млрд рублей в 2028 году, а также на национальный проект «Инфраструктура для жизни»: 1 364,1 млрд рублей в 2026 году, 1 656,7 млрд рублей в 2027 году и 2 008,1 млрд рублей в 2028 году.

Комитет отмечает необходимость в целях повышения эффективности бюджетных расходов оперативного распределения зарезервированных бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение национальных проектов (программ), обеспечивающих достижение целей и целевых показателей, определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 года № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года».

Поправками сенаторов Российской Федерации и депутатов Государственной Думы предусмотрено увеличение бюджетных ассигнований в том числе на следующие направления:

— на строительство и ремонт региональных и местных автодорог — дополнительно 32,6 млрд рублей в 2026 году, 26,1 млрд рублей в 2027 году и 26,5 млрд рублей в 2028 году;

— на предоставление субсидий на обеспечение комплексного развития сельских территорий — дополнительно 11,9 млрд рублей в 2026 году;

— на поддержку приоритетных направлений малого агробизнеса — дополнительно 7,8 млрд рублей в 2026 году;

— на программы льготного кредитования для сельскохозяйственных товаропроизводителей — дополнительно 5,7 млрд рублей в 2026 году;

— на программы льготного лизинга сельскохозяйственной техники — 1,0 млрд рублей в 2026 году;

— на поддержку транспортировки сельскохозяйственной и продовольственной продукции на внешние рынки — дополнительно 5,0 млрд рублей в 2026 году;

— на предоставление субсидий ОАО «РЖД» на льготные тарифы на перевозку сельскохозяйственной продукции — дополнительно 2,5 млрд рублей в 2026 году;

— на осуществление мероприятий по лесоустройству (для получения сведения о лесах и лесных ресурсах) — дополнительно 2,6 млрд рублей на три года;

— на тушение лесных пожаров (приобретение комплектующих для воздушных судов, эксплуатируемых Авиалесоохраной) — дополнительно 2,4 млрд рублей на три года;

— на предоставление субсидий заказчикам средств производства и автоматизации в сфере станкоинструментальной промышленности на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по разработке специализированного оборудования — дополнительно 2,0 млрд рублей в 2026 году и 13,2 млн рублей в 2027 году;

— на проведение Всероссийского конкурса создателей и производителей отечественных игр, игрушек и мультимедийного контента «Родная игрушка» — 607,3 млн рублей на три года;

— на предоставление субсидий льготным категориям граждан на покупку и установку газоиспользующего оборудования, проведение работ при социальной газификации (догазификации) предусмотрено 1,0 млрд рублей в 2026 году;

— на лекарственное обеспечение взрослых пациентов с заболеваниями, включенными в программу 14 высокозатратных нозологий, относящихся к категории тяжелых жизнеугрожающих и хронических заболеваний, — дополнительно 4,2 млрд рублей в 2026 году;

— на предоставление субсидии на развитие (создание) филиальной сети в субъектах Российской Федерации в целях повышения доступности протезно-ортопедической помощи для инвалидов, в том числе участников специальной военной операции — предусмотрено по 1,0 млрд рублей ежегодно;

— на создание центров высокотехнологичного протезирования и комплексной реабилитации участников специальной военной операции — предусмотрено 3,3 млрд рублей на три года;

— на проведение капитального ремонта зданий общеобразовательных организаций — дополнительно 2,0 млрд рублей в 2026 году;

— на выплату государственной социальной стипендии студентам — дополнительно 3,1 млрд рублей в 2026 году, 3,2 млрд рублей в 2027 году и 3,4 млрд рублей в 2028 году;

— на финансирование деятельности военных учебных центров на базе высших учебных заведений – дополнительно 1,7 млрд рублей в 2026 году, 3,5 млрд рублей в 2027 году и 6,0 млрд рублей в 2028 году;

— на обеспечение доступа к информационным ресурсам для научных и образовательных организаций высшего образования в сети «Интернет» — по 1,5 млрд рублей ежегодно;

— на предоставление гранта в форме субсидии Государственному фонду поддержки участников специальной военной операции «Защитники Отечества» — дополнительно 1,69 млрд рублей в 2026 году, 2,48 млрд рублей в 2027 году и 3,60 млрд рублей в 2028 году;

— на поддержку общероссийских общественных организаций инвалидов — дополнительно 551,1 млн рублей на три года;

— на субсидии редакциям печатных СМИ, издательствам и издающим организациям на реализацию социально значимых проектов для инвалидов по зрению, — дополнительно 96,5 млн рублей в 2026 году;

— на предоставление гранта Общероссийскому общественному движению «Поисковое движение России» на сохранение и увековечение памяти погибших при защите Отечества, установление имен и судеб погибших и пропавших без вести при защите Отечества, розыск их родственников — дополнительно 47,4 млн рублей на три года;

 — на предоставление субсидии Фонду поддержки семей погибших и пострадавших в вооруженных конфликтах и уволенных в запас военнослужащих «Памяти 6-й роты» — дополнительно по 13,0 млн рублей ежегодно.

Поправками Правительства Российской Федерации предусмотрено в том числе распределение ранее зарезервированных бюджетных ассигнований, направленных на реализацию решений, принятых Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации, перераспределение бюджетных ассигнований в связи с утверждением структуры национальных проектов, уточнение отражения бюджетных ассигнований по кодам классификации расходов бюджетов, перераспределение бюджетных ассигнований между годами, устранение замечаний Счетной палаты Российской Федерации. Часть поправок связана с предоставлением межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации.

В том числе на развитие и приведение в нормативное состояние автомобильных дорог регионального и местного значения предусмотрено дополнительно 32,6 млрд рублей в 2026 году, 26,1 млрд рублей в 2027 году и 26,5 млрд рублей в 2028 году.

Субсидии на обеспечение комплексного развития сельских территорий увеличены на 1,46 млрд рублей в 2026 году.

Увеличены субсидии на возмещение потерь в доходах российских лизинговых организаций при предоставлении лизингополучателю скидки по уплате авансового платежа по договорам лизинга колесных транспортных средств, заключенным в 2018 – 2026 годах, на 7,8 млрд рублей в 2026 году, на 13,3 млрд рублей в 2027 году и на 13,3 млрд рублей в 2028 году.

Увеличены субсидии производителям сельскохозяйственной техники на 1,0 млрд рублей в 2026 году.

На ликвидацию аварийного жилищного фонда поправками предусмотрено 9,7 млрд рублей в 2026 году.

Предусмотрены субсидии субъектам Российской Федерации с расчетным уровнем расчетной бюджетной обеспеченности до 0,85 на обновление общественного транспорта (приобретение автобусов) в объеме 8,0 млрд рублей
в 2026 году, 9,7 млрд рублей в 2027 году и 14,3 млрд рублей в 2028 году.

В целях реализации программ формирования современной городской среды (дворы) предусмотрено дополнительно 450 млн рублей в 2026 году.

Увеличен объем субсидий в целях финансового обеспечения (возмещения) затрат по поддержанию надежного обеспечения потребителей электрической энергией посредством реализации мероприятий по повышению надежности электросетевого комплекса на 2,1 млрд рублей в 2026 году, на 2,6 млрд рублей в 2027 году и на 9,9 млрд рублей в 2028 году.

На обеспечение денежным довольствием сотрудников МВД России предусмотрено дополнительно по 45,2 млрд рублей ежегодно.

Дополнительно на обеспечение лекарственными препаратами взрослых пациентов, страдающих 14 высокозатратными нозологиями предусмотрено 5,8 млрд рублей в 2026 году, 10,4 млрд рублей в 2027 году и 18,6 млрд рублей в 2028 году.

Дополнительно в рамках реализации мероприятий по борьбе с сахарным диабетом на централизованную закупку систем непрерывного мониторинга глюкозы для детей и беременных женщин с сахарным диабетом предусмотрено 1,1 млрд рублей в 2026 году, 0,9 млрд рублей в 2027 году и 0,8 млрд рублей в 2028 году.

На проведение массового обследования новорожденных на врожденные и (или) наследственные заболевания (расширенный неонатальный скрининг) выделено дополнительно 893,2 млн рублей в 2026 году, 947,3 млн рублей в 2027 году и 955,4 млн рублей в 2028 году.

На мероприятия в рамках национального календаря профилактических прививок предусмотрено дополнительно 5,1 млрд рублей в 2026 году, 7,7 млрд рублей в 2027 году и 6,9 млрд рублей в 2028 году.

Для реализации мероприятий в рамках модернизации первичного звена здравоохранения Российской Федерации предусмотрено дополнительно 350 млн рублей в 2026 году.

В целях обеспечения создания и эксплуатации цифровой инфраструктуры Государственного фонда поддержки участников специальной военной операции «Защитники Отечества» выделено 1,6 млрд рублей в 2026 году и 1,8 млрд рублей
в 2027 году.

Предусмотрены субсидии организациям оборонно-промышленного комплекса на финансовое обеспечение затрат на возмещение своим работникам части расходов по договорам найма (поднайма) жилых помещений в объеме 1,5 млрд рублей в 2026 году.

На обеспечение отдыха и оздоровление детей, проживающих в Арктической зоне Российской Федерации дополнительно предусмотрено 50 млн рублей в 2026 году.

На субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, в целях софинансирования расходных обязательств, связанных с увеличением размера государственной поддержки семьям, имеющим детей, проживающим на территориях указанных субъектов Российской Федерации, в части погашения обязательств по ипотечным кредитам (займам), дополнительно предусмотрено 438 млн рублей в 2026 году.

На цели развития чемпионатного движения по профессиональному мастерству предусмотрено 400 млн рублей ежегодно.

Зарезервированы бюджетные ассигнования в том числе в целях финансового обеспечения реализации мероприятий, направленных на поддержку малого и среднего предпринимательства в объеме 1,5 млрд рублей в 2026 году.

Также поправками предусмотрены дополнительные ассигнования на цели, связанные с обеспечением обороноспособности государства и развитием космической деятельности Российской Федерации.

В пакете, рассматриваемом одновременно с Законом, также нашли свое решение и вопросы, отраженные в рекомендациях вышеуказанных парламентских слушаний.

В частности, внесены изменения в законодательство, направленные на совершенствование механизмов государственно-частного партнерства и концессионных соглашений.

Предусмотрены дополнительные бюджетные ассигнования на реализацию мероприятий по повышению надежности электросетевого комплекса.

Перенесен срок даты вступления в силу требования
к объему остатка средств на едином счете бюджета субъекта Российской Федерации и средств от операций по управлению остатками средств
на едином счете бюджета субъекта Российской Федерации (остатку средств на едином счете местного бюджета), сформированному на начало текущего финансового года. Кроме того, предусмотрена возможность направления средств, высвобождающихся от списания задолженности субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, в виде расходов, связанных с проведением специальной военной операции, для всех субъектов Российской Федерации независимо от уровня расчетной бюджетной обеспеченности на 1 января 2028 года.

В целом Законом на финансирование приоритетов бюджетной политики предусмотрены бюджетные ассигнования федерального бюджета в следующих объемах: на выполнение всех социальных обязательств перед гражданами — 22,3 трлн рублей на три года, в том числе в 2026 году — 7,8 трлн рублей, на достижение национальных целей развития (на реализацию национальных проектов — 21,1 трлн рублей на три года, в том числе 6,8 трлн рублей в 2026 году.

Существенная часть поправок касается межбюджетных трансфертов. Предварительно соответствующие поправки были детально рассмотрены комитетом.

Принятые во втором чтении поправки в части распределения межбюджетных отношений предусматривают уточнение объемов бюджетных ассигнований, распределяемых между субъектами Российской Федерации и годами, а также состава субъектов Российской Федерации — получателей межбюджетных трансфертов.

Объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации согласно Закону составляет 1 142,9 млрд рублей ежегодно на 2026 – 2028 годы. Распределение этих дотаций на указанный период одобрено трехсторонней комиссией по вопросам межбюджетных отношений.

Кроме того, в ходе второго чтения были распределены дополнительные межбюджетные трансферты бюджетам субъектов Российской Федерации, не распределенные внесенным в Государственную Думу законопроектом. В частности, распределены субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на обновление общественного транспорта на 2026–2028 годы в объеме 8,0 млрд рублей, 9,7 млрд рублей и 14,3 млрд рублей; на строительство инженерной и транспортной инфраструктуры в целях создания федеральных круглогодичных курортов — в объеме 2,5 млрд рублей, 3,1 млрд рублей и 12,2 млрд рублей; на обеспечение сохранности воинских захоронений на территории Российской Федерации — в объеме 0,9 млрд рублей ежегодно.

Приложение 30 к Закону дополнено соответствующими таблицами.

Объем дотаций на частичную компенсацию дополнительных расходов на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы и иные цели бюджетам субъектов Российской Федерации составит 119,2 млрд рублей в 2026 и 2027 годах и 125,7 млрд рублей в 2028 году. Распределение указанных дотаций на 2026 год осуществлено трехсторонней комиссией по вопросам межбюджетных отношений с учетом резерва в объеме 15,1 млрд рублей, который предусматривается к распределению в течение финансового года.

Комитет отмечает необходимость в ходе исполнения федерального бюджета рассмотреть возможность увеличения общего объема дотации на частичную компенсацию дополнительных расходов на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы с учетом роста минимального размера оплаты труда опережающими темпами.

Законом на 2026 год предусмотрено предоставление 10 дотаций в общем объеме 1 350,7 млрд рублей, из которых по субъектам Российской Федерации распределено 7 дотаций в объеме 1 285,9 млрд рублей (или 95,2 % общего объема дотаций). Не распределены 3 дотации, которые будут распределяться в течение 2026 года в рамках компенсации региональных расходов или по итогам конкурсов, в том числе дотации на премирование победителей Всероссийского конкурса «Лучшая муниципальная практика» в объеме 1,0 млрд рублей и дотации (гранты) бюджетам субъектов Российской Федерации за достижение показателей деятельности органов исполнительной власти субъектов в объеме 13,0 млрд рублей.

Общий объем дотаций на 2027 и 2028 годы составляет соответственно 1 338,3 млрд рублей и 1 344,9 млрд рублей.

Общий объем субсидий составит в 2026 году 1 729,4 млрд рублей, в 2027 году 1 900,5 млрд рублей и в 2028 году 2 173,9 млрд рублей. Определенные во втором чтении объемы выше значений законопроекта на 110,4 млрд рублей в 2026 году, на 62,9 млрд рублей в 2027 году и на 67,7 млрд рублей в 2028 году.

Так, объем субсидий на обеспечение комплексного развития сельских территорий увеличен на 2026 год на 13,4 млрд рублей и составит суммарно в 2026–2028 годах 85,1 млрд рублей, объем субсидий на поддержку приоритетных направлений малого агробизнеса увеличен на 2026 год на 7,8 млрд рублей и составит в 2026 – 2028 годах 25,8 млрд рублей.

Объем субвенций составляет в 2026 году 388,5 млрд рублей, в 2027 году 406,2 млрд рублей и в 2028 году 423,9 млрд рублей.

На 2026 год распределены 206 субсидий на сумму 1 674,9 млрд рублей, или 97,0 % объема, 33 субвенции — в полном объеме.

Общий объем иных межбюджетных трансфертов в 2026 году составит 176,0 млрд рублей, в 2027 году — 182,8 млрд рублей и в 2028 году — 165,5 млрд рублей, что выше показателей законопроекта на 5,9 млрд рублей, на 6,8 млрд рублей и на 2,8 млрд рублей по годам соответственно.

На 2026 год распределено 7 иных межбюджетных трансфертов на сумму 153,2 млрд рублей, или 87,0 % их общего объема. Распределение оставшегося объема будет осуществляться в ходе исполнения федерального бюджета в основном на возмещение фактически осуществленных расходов региональных бюджетов.

Общий объем межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации в 2026 году составит 3 644,6 млрд рублей, в 2027 году — 3 827,9 млрд рублей и в 2028 году — 4 108,1 млрд рублей, что в 2026 – 2028 годах выше значений законопроекта на 91,8 млрд рублей, на 69,8 млрд рублей и на 70,5 млрд рублей соответственно.

В целом по результатам второго чтения на 2026 год предусматривается распределение 253 межбюджетных трансфертов на сумму 3 502,4 млрд рублей, или 96,0 % общего объема.

Нераспределенными остались межбюджетные трансферты, которые распределяются на конкурсной основе или предоставляются в целях компенсации фактически осуществленных расходов субъектов Российской Федерации.

Распределение основного объема межбюджетных трансфертов Законом позволит субъектам Российской Федерации до конца текущего года заключить соглашения о предоставлении межбюджетных трансфертов и приступить к работе с начала финансового года.

При этом комитет обращает внимание на необходимость продолжения проведения мониторинга исполнения консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в 2026 году и оказания с учетом результатов указанного мониторинга дополнительной финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации.

Закон подлежит обязательному рассмотрению Советом Федерации на основании статьи 106 Конституции Российской Федерации.

Коррупциогенных факторов в Законе не выявлено.

Учитывая вышеизложенное, комитет рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов».