Рассмотрев Федеральный закон «О внесении изменений в статью 1262
части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации
и статью 3 Федерального закона „О внесении изменений в статьи 102 и 1262
части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации“
(далее – Закон), принятый Государственной Думой 11 ноября 2025 года,
комитет отмечает следующее.
Проект федерального закона внесен Правительством Российской Федерации в целях совершенствования налогового стимулирования применения инструментов формирования долгосрочных сбережений.
Законом предусматривается возможность учета сберегательных
взносов работодателей в составе расходов для целей налогообложения прибыли
и освобождения от обложения страховыми взносами сберегательных взносов
работодателей в пределах 12% от базы для исчисления страховых взносов
по соответствующему работнику. Реализация данной меры позволит мотивировать
работодателей к участию в формировании средств по программе долгосрочных
сбережений в пользу своих работников.
По налогу на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) Законом,
в частности, в отношении налоговой базы по доходам, полученным в виде выплат по договору долгосрочных сбережений, устанавливаются налоговые ставки в размере
13% и 15% в зависимости от суммы налоговых баз по аналогии с налоговой ставкой
по НДФЛ в отношении страховых выплат по договорам страхования, выплат по пенсионному обеспечению, а также в отношении доходов по операциям с ценными
бумагами и по операциям с производными финансовыми инструментами, учитываемым
на индивидуальном инвестиционном счете. Данная мера направлена на выравнивание
условий налогообложения доходов физических лиц по «долгосрочным продуктам».
Для целей определения минимального срока действия договора долгосрочных сбережений
Законом предусматривается возможность зачета срока действия договора в случае
перевода всех средств, отраженных на счете долгосрочных сбережений, в новый
договор.
Помимо этого, Законом с 400 тыс. до 500 тыс. рублей увеличивается налоговый вычет на долгосрочные сбережения в части взносов в пользу детей. Таким образом, общий объем налогового вычета на обоих родителей увеличивается до 1 млн рублей.
Законом также ограничивается количество договоров добровольного страхования жизни, заключенных с 1 января 2025 года в пользу близких родственников, доходы по которым освобождаются от обложения НДФЛ. Льгота подлежит применению, если в течение срока действия договора добровольного страхования жизни налогоплательщик являлся выгодоприобретателем одновременно по не более чем двум другим таким договорам.
В целях стимулирования граждан заключать договоры
долгосрочного страхования жизни, в том числе договоры долевого страхования
жизни, Законом предусматривается распространение налогового вычета,
предоставляемого
в отношении долгосрочных сбережений граждан, также на страховые взносы
налогоплательщика по договорам страхования жизни и освобождение
от налогообложения выплат по таким договорам, превышающих суммы внесенных
страховых взносов, в пределах 30 млн рублей по каждому такому договору. Также предоставляется
возможность применения налоговых вычетов
в отношении выплат по договорам страхования жизни, заключенных в пользу
детей-инвалидов, находящихся под опекой (попечительством), по аналогии
с вычетами на долгосрочные сбережения граждан.
Кроме того, для договоров страхования жизни, заключенных до 31 декабря 2024 года на срок от 3 лет, в отношении части страховых выплат,
сформированных за счет инвестиционного дохода за каждый год действия договора
до 2025 года, Законом сохраняется возможность применения
порядка определения налоговой базы, действовавшего 1 января 2025 года
и предусматривавшего учет страховых выплат только в части их превышения
над суммой внесенных страховых взносов, проиндексированных с учетом
среднегодовой ставки рефинансирования Банка России, действовавшей
в соответствующий год в течение срока договора. Для договоров, срок действия
которых превышает 5 лет, Законом предоставляется выгодоприобретателю возможность
выбрать порядок освобождения страховых выплат – по «старым»
(с учетом ставки рефинансирования Банка России) либо по «новым» (в размере до 30 млн рублей) правилам. При этом указанные изменения не будут распространяться
на договоры страхования жизни, по которым страховая премия была увеличена после
30 июня 2024 года, а также если по таким договорам было предусмотрено условие о возможности их продления.
Закон вступает в силу со дня его официального опубликования,
за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу. Согласно финансово-экономическому обоснованию принятие Закона повлечет
дополнительные расходы федерального бюджета, источник покрытия которых будет
определен после их оценки.
Коррупциогенных факторов в Законе не выявлено. В соответствии
со статьей 106 Конституции Российской Федерации Закон подлежит обязательному
рассмотрению в Совете Федерации.
Комитет Совета Федерации по экономической политике и Комитет Совета Федерации по социальной политике рекомендуют Совету Федерации одобрить Закон.
Учитывая изложенное, комитет рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в статью 1262 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 3 Федерального закона „О внесении изменений в статьи 102 и 1262 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации“.