Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О внесении изменений в Федеральный закон „О федеральном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов“ (проект № 1026191–8)

Рассмотрев Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон „О федеральном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов“ (далее – Закон), принятый Государственной Думой 21 октября 2025 года, комитет отмечает следующее.

Проект федерального закона внесен Правительством Российской Федерации.

Законом вносятся изменения в Федеральный закон от 30 ноября 2024 года № 419-ФЗ «О федеральном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов» (с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 24 июня 2025 года № 152-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О федеральном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов“) (далее — Закон № 152-ФЗ) в части показателей, установленных на 2025 год, обусловленные в основном уточнением отдельных показателей прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов и реализацией поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, с учетом результатов исполнения федерального бюджета за январь — август 2025 года, а также на основе предварительных итогов социально-экономического развития Российской Федерации и ожидаемого исполнения федерального бюджета за 2025 год.

Изменение параметров федерального бюджета, установленных на 2025 год, обусловлено более выраженным замедлением деловой активности вследствие поступательного охлаждения потребительского и инвестиционного спроса, сопровождающегося более интенсивным влиянием жестких денежно-кредитных условий, по сравнению с первоначальными ожиданиями, при ослаблении бюджетного импульса.

Поскольку вероятность усиления рисков нарастания геополитической нестабильности уже была учтена при формировании параметров Закона
№ 152-ФЗ, цена на нефть скорректирована незначительно — с 56,0 долларов США за баррель, учтенных при формировании Закона № 152-ФЗ, до 58,0 долларов США за баррель по итогам 2025 года. Прогноз по курсу рубля скорректирован
с 94,3 до 86,1 рублей за доллар США. Уровень инфляции прогнозируется с замедлением с 7,6% до 6,8% в связи со смягчением инфляционного давления. При этом прогноз темпов прироста ВВП по итогам 2025 года снижается с 2,5 %
до 1,0 %.

В результате влияния обозначенных тенденций Законом изменяются основные характеристики федерального бюджета на 2025 год.

Общий объем доходов федерального бюджета на 2025 год утверждается в объеме 36 562,2 млрд рублей с уменьшением на 5,0 %, или на 1 944,0 млрд рублей по сравнению с объемом, установленным Законом № 152-ФЗ (38 506,2 млрд рублей).

Общий объем расходов не изменяется по сравнению с объемом, утвержденным Законом № 152-ФЗ на уровне 42 298,7 млрд рублей. В соответствии с пунктом 2 статьи 213 Бюджетного кодекса Российской Федерации увеличение утвержденного на текущий финансовый год общего объема расходов федерального бюджета не может превышать суммы увеличения прогнозируемого на текущий финансовый год общего объема доходов федерального бюджета (без учета нефтегазовых доходов), по сравнению с объемами, учтенными в составе утвержденного на текущий финансовый год общего объема доходов федерального бюджета.

Дефицит федерального бюджета в 2025 году, согласно Закону, составит 5 736,4 млрд рублей (2,6 % к ВВП), что выше уровня, утвержденного Законом № 152-ФЗ (3 792,4 млрд рублей, или 1,7 % к ВВП)), на 1 944,0 млрд рублей (0,9 % к ВВП).

Ненефтегазовый дефицит увеличивается с 12 109,9 млрд рублей до 14 390,4 млрд рублей (на 2 280,5 млрд рублей).

Общий объем источников финансирования дефицита федерального бюджета увеличивается на 1 944,0 млрд рублей в основном за счет государственных внутренних заимствований Российской Федерации в объеме 2 200,0 млрд рублей при сокращении использования средств Фонда национального благосостояния (далее — ФНБ) для покрытия дефицита федерального бюджета.

Объем ФНБ прогнозируется с увеличением на 879,8 млрд рублей (с 12 757,2 млрд рублей до 13 637,0 млрд рублей) в основном за счет ожидаемой более благоприятной по сравнению с учтенной в параметрах Закона № 152-ФЗ динамики поступления нефтегазовых доходов и формирования дополнительных нефтегазовых доходов в 2025 году.

Согласно Закону объем государственного долга Российской Федерации увеличится в 2025 году с 36 549,4 млрд рублей до 38 553,1 млрд рублей, т. е. на 2 003,7 млрд рублей, или на 5,5 % (с 16,5 % до 17,7 % к ВВП). Это обусловлено в том числе изменением основных показателей прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2025 год, уточнением программ и параметров государственных заимствований Российской Федерации и программы государственных гарантий Российской Федерации в иностранной валюте на 2025 год.

Снижение доходов федерального бюджета в абсолютном выражении сопровождается их сокращением по отношению к ВВП на 0,6 процентных пункта до 16,8 % (по сравнению параметрами, определенными Законом № 152-ФЗ).

Основным фактором уменьшения доходов федерального бюджета является значительное сокращение ненефтегазовых доходов, которые в 2025 году ожидаются в сумме 27 908,3 млрд рублей (12,8 % к ВВП), что на 2 280,5 млрд рублей, или на 7,6 % ниже ранее утвержденного уровня. Отрицательная динамика ненефтегазовых доходов связана с уточнением оценки поступлений по ряду налогов и платежей, в том числе:

по налогу на добавленную стоимость (далее — НДС) — снижение на 1 187,2 млрд рублей, или на 7,6 % в связи с замедлением экономической динамики, сокращением стоимостных объемов импорта, изменением структуры ввоза, ростом объемов налоговых льгот и уточнением эффекта от введения НДС для плательщиков упрощенной системы налогообложения;

по утилизационному сбору — снижение на 439,9 млрд рублей, или на 28,1 % за счет снижения объемов ввоза и производства транспортных средств;

по ввозным таможенным пошлинам — снижение на 198,1 млрд рублей, или на 15,1 % в связи с сокращением объемов импорта, изменением структуры ввоза и динамикой курса рубля;

по налогу на прибыль организаций (за исключением связанного с соглашениями о разделе продукции) — снижение на 171,7 млрд рублей, или на 4,2 % в связи с уменьшением прибыли в отдельных отраслях экономики при одновременном росте доходов в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам;

по налогу на доходы физических лиц — снижение на 83,5 млрд рублей, или на 9,7 % в результате уточнения налогооблагаемой базы и фонда оплаты труда (преимущественно затрагивает налог по повышенным ставкам и доходы с дивидендов);

по рентным экспортным пошлинам — снижение на 61,6 млрд рублей, или на 34,8 % вследствие уменьшения объемов вывоза зерновых культур, изменения курса рубля и уточнения базовых экспортных цен;

по акцизам на жидкую сталь, природный газ и газ, используемый для производства аммиака — снижение на 59,0 млрд рублей, или на 22,0 % в связи со снижением цен на природный газ, поставляемый по газопроводу «Голубой поток», цен на сталь, и курса доллара США;

по государственной пошлине — снижение на 13,1 млрд рублей, или на 5,1 % в связи с переносом сроков введения повышенных ставок и уменьшением количества обращений при одновременном увеличении поступлений по делам, рассматриваемым арбитражными судами.

Кроме того, отрицательная динамика поступлений наблюдается по доходам от размещения остатков средств федерального бюджета, за исключением средств ФНБ. Снижение по этой статье на 256,9 млрд рублей, или на 18,7 % связано с ожидаемым уменьшением объема остатков средств и снижением ключевой ставки Банка России.

Одновременно уточненная оценка доходов федерального бюджета предусматривает рост поступлений по отдельным источникам. Среди наиболее значимых законодательных и нормативных изменений в части ненефтегазовых доходов, учтенных при формировании уточненной оценки федерального бюджета на 2025 год после принятия Закона № 152-ФЗ, следует выделить:

увеличение оценки поступления доходов от управления средствами ФНБ (за исключением дивидендов Сбербанка и ВТБ) в связи с поступлением дивидендов по акциям отдельных компаний, поступление которых не прогнозировалось, а также доходов по финансовым активам, размещение средств в которые ранее не планировалось (+44,0 млрд рублей);

повышение прогноза поступлений штрафов с учетом фактической динамики и отражения разовых поступлений, не предусматривавшихся прогнозом, главным образом в части штрафов, связанных с нарушением условий контрактов (+36,4 млрд рублей);

увеличение оценки поступления разовых доходов от компенсации затрат федерального бюджета в связи с отражением фактических поступлений, не предусматривавшихся прогнозом (+20,1 млрд рублей);

введение с 14 июня 2025 года по 14 июня 2028 года повышенных ставок вывозной таможенной пошлины на живых овец, а также введение с 1 октября 2025 года по 31 августа 2026 года повышенных ставок вывозной таможенной пошлины на масличный лен (+2,4 млрд рублей).

Нефтегазовые доходы федерального бюджета на 2025 год оцениваются в сумме 8 653,9 млрд рублей или 4,0 % к ВВП, что на 336,5 млрд рублей выше ранее утвержденного уровня. При этом базовые нефтегазовые доходы пересмотрены в сторону снижения в связи с изменением курса рубля и составят 8 575,6 млрд рублей, что на 189,0 млрд рублей, или на 2,2 % ниже расчетов, предусмотренных Законом № 152-ФЗ. Дополнительные нефтегазовые доходы прогнозируются в размере 78,3 млрд рублей.

Положительная динамика нефтегазовых доходов федерального бюджета в 2025 году обусловлена увеличением поступлений доходов по нефти и нефтепродуктам на 564,8 млрд рублей, или на 9,2 %, в том числе доходов по налогу на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья на 370,6 млрд рублей, или на 29,4 %, а также сокращением сумм возмещения по акцизу на нефтяное сырье на 216,4 млрд рублей, или на 8,2 %, что в совокупности связано с уточнением структуры налоговой базы и финансовых показателей проектов, пересмотром цен на нефть и курса доллара США. Вместе с тем отмечается снижение поступлений от вывозных таможенных пошлин на газ природный на 167,0 млрд рублей, или на 27,7 % и по налогу на добычу полезных ископаемых в отношении газового конденсата на 62,3 млрд рублей, или на 9,3 % в связи с изменением мировых цен, курса доллара и структуры экспорта и прогнозируемого объема добычи углеводородных ресурсов.

В целом уточненные показатели доходов федерального бюджета на 2025 год свидетельствуют о сокращении ненефтегазовых и росте нефтегазовых доходов. Комитет отмечает сохранение рисков недовыполнения планов по ненефтегазовым налогам, вывозным таможенным пошлинам и утилизационному сбору в связи с возможным замедлением экономической динамики, изменением валютного курса, колебаниями мировых цен на сырье, а также снижением объема ввоза и производства транспортных средств.

В связи с этим в будущем при формировании доходной части федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период целесообразно исходить из более консервативных оценок поступлений доходов в целях обеспечения сбалансированности федерального бюджета.

При сохранении общего объема расходов федерального бюджета на уровне 42 298,7 млрд рублей, утвержденном Законом № 152-ФЗ, их отношение к ВВП растет с 19,1 % до 19,5 %. При этом изменения в расходной части федерального бюджета на 2025 год связаны с перераспределением бюджетных ассигнований, в том числе увеличение на:

234,9 млрд рублей — на льготные ипотечные программы (»Семейная ипотека», «Льготная ипотека», «IT-ипотека», «Дальневосточная и Арктическая ипотека») в целях продолжения субсидирования имеющегося ипотечного портфеля и выдачи новых ипотечных кредитов;

29,6 млрд рублей — взнос в уставный капитал публичного Акционерного общества «Банк ПСБ» в целях его докапитализации в связи с заключением им кредитных договоров на исполнение поручения Президента Российской Федерации;

18,8 млрд рублей — финансовое обеспечение дорожной деятельности в целях ускорения проведения работ на федеральной и региональной сети автомобильных дорог.

При этом предусматривается уменьшение ассигнований на следующие направления:

субсидии российским производителям колесных транспортных средств и сельхозтехники – на 276,7 млрд рублей;

субсидии российским организациям промышленности, в том числе в сфере электронной и радиоэлектронной промышленности, а также инновационных проектов – на 26,9 млрд рублей;

субсидия Фонду поддержки детей с тяжелыми жизнеугрожающими и хроническими заболеваниями, в том числе редкими (орфанными) заболеваниями, «Круг добра» – на 20,7 млрд рублей;

уменьшение объема резервного фонда Правительства Российской Федерации – на 16,2 млрд рублей;

обеспечение деятельности органов государственной власти и подведомственных организаций- на 13,7 млрд рублей;

расходы на реализацию соглашений с международными финансовыми организациями – на 9,0 млрд рублей;

субсидии судостроительной промышленности – на 3,2 млрд рублей;

субсидии авиационной промышленности – на 2,8 млрд рублей.

Комитет отмечает необходимость продолжения работы по повышению качества планирования расходов, включая расходы на предоставление субсидий юридическим лицам.

Предусмотрено резервирование бюджетных ассигнований в целях обеспечения сбалансированности финансирования отдельных мероприятий в сфере топливно-энергетического комплекса и финансового обеспечения реализации отдельных мероприятий на территории Северо-Кавказского федерального округа в объеме 1,39 млрд рублей и в целях обеспечения сбалансированности финансирования отдельных мероприятий в сфере топливно-энергетического комплекса на территории Дальневосточного федерального округа в объеме 212,2 млн рублей.

Бюджетные ассигнования в общем объеме 96,4 млрд рублей перераспределяются с государственных программ на непрограммные направления расходов. Наибольшие сокращения бюджетных ассигнований предусматриваются по государственным программам «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» (на 295,7 млрд рублей), «Развитие здравоохранения» (на 19,5 млрд рублей), «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков» (на 16,2 млрд рублей), «Научно-технологическое развитие Российской Федерации» (на 7,4 млрд рублей). При этом увеличиваются бюджетные ассигнования по государственным программам «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (на 234,9 млрд рублей), «Развитие транспортной системы» (на 21,6 млрд рублей).

Общее увеличение бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации национальных проектов составит 144,2 млрд рублей, в том числе увеличены бюджетные ассигнования на реализацию национальных проектов «Семья» (на 144,8 млрд рублей), «Инфраструктура для жизни» (на 21,6 млрд рублей). Снижение бюджетных ассигнований предусмотрено в том числе по национальным проектам «Промышленное обеспечение транспортной мобильности» (на 7,0 млрд рублей), «Средства производства и автоматизации» (на 6,8 млрд рублей) и «Международная кооперация и экспорт» (на 6,0 млрд рублей).

По мнению комитета, нуждаются в совершенствовании подходы к планированию объемов финансирования и сроков реализации, а также механизмы достижения запланированных целей и показателей национальных проектов, направленных в первую очередь на обеспечение научного и технологического развития государства, в целях обеспечения условий для достижения национальных целей развития Российской Федерации и их целевых показателей, определенных Президентом Российской Федерации.

В части межбюджетных отношений Законом увеличивается общий объем межбюджетных трансфертов, предоставляемых в 2025 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, на 12,2 млрд рублей, или на 0,35 % по сравнению с ранее утвержденным объемом.

В результате общий объем межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, законодательно утвержденный на 2025 год, составит 3 493,8 млрд рублей.

При этом увеличение общего объема субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, предоставляемых в рамках трех государственных программ Российской Федерации, в основном «Развитие транспортной системы», предусматривается на 12,2 млрд рублей, или на 0,7 %.

Так, Законом увеличивается объем субсидий регионам на развитие и приведение в нормативное состояние автомобильных дорог регионального или межмуниципального, местного значения, включающих искусственные дорожные сооружения, на 8,5 млрд рублей, или на 2,5 %.

Предусмотрено предоставление дополнительной субсидии бюджету Саратовской области 2,8 млрд рублей на реализацию мероприятий по обновлению общественного транспорта.

Кроме того, в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения» увеличиваются объемы субсидий на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации на проведение расширенного неонатального скрининга — на 0,3 млрд рублей, на единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам, прибывшим (переехавшим) на работу в населенные пункты с численностью населения до 50 тысяч человек, — на 0,6 млрд рублей.

Уменьшение объема субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на общую сумму 2,6 млн рублей (менее 0,001 %) обусловлено фактически сложившимся объемом бюджетных ассигнований на предоставление субвенций на осуществление отдельных полномочий в области водных отношений по итогам проведения конкурентных процедур по выбору подрядных организаций для выполнения работ.

Предусматривается также перераспределение объемов между регионами-получателями по ряду субсидий и субвенций без изменения общего объема в связи с изменением численности получателей выплат и фактическим использованием предоставленных средств.

Кроме того, изменено наименование ряда межбюджетных трансфертов в основном с целью приведения их в соответствие с утвержденными правилами их предоставления из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации.

В ходе рассмотрения в Государственной Думе проекта федерального закона во втором чтении поправки к нему не вносились.

Закон вступает в силу со дня официального опубликования.

Реализация Закона будет способствовать поддержанию сбалансированности федерального бюджета в 2025 году, а также позволит обеспечить реализацию мероприятий, предусмотренных поручениями Президента Российской Федерации и Председателя Правительства Российской Федерации.

Закон подлежит обязательному рассмотрению Советом Федерации на основании статьи 106 Конституции Российской Федерации.

Коррупциогенные факторы в Законе не выявлены.

Учитывая изложенное, комитет рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон „О федеральном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов“.