Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О внесении изменений в статью 5 части первой Налогового кодекса Российской Федерации» (проект № 936458–8)

Рассмотрев Федеральный закон «О внесении изменений в статью 5 части первой Налогового кодекса Российской Федерации» (далее – Закон), принятый Государственной Думой 7 октября 2025 года, комитет отмечает следующее.

Проект федерального закона внесен сенаторами Российской Федерации А.В. Шендерюком-Жидковым, Н.А. Журавлевым, А.Д. Артамоновым,
А.Н. Епишиным, Е.В. Дягилевой, Е.Ю. Уваркиной, А.Г. Ярошуком и направлен на сохранение условий налогообложения, действующих для резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области (далее – резиденты, ОЭЗ, соответственно) до 1 января 2025 года.

Закон дополняет статью 5 Налогового кодекса Российской Федерации нормой устанавливающей, что положения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, направленные на увеличение либо отмену пониженных налоговых ставок (применяемых в рамках особого порядка исчисления и уплаты налогов), тарифов страховых взносов, установленных для резидентов, а также отмену или изменение условий предоставление налоговых льгот, порядка исчисления и сроков уплаты налогов, не применяются к резидентам до их исключения из единого реестра резидентов либо до окончания сроков действия указанных условий, установленных на дату включения в реестр. Действие положения будет распространяться на акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в части страховых взносов, налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций, земельного налога и применяться в отношении резидентов ОЭЗ в части правоотношений, связанных с реализацией инвестиционного проекта в соответствии с Федеральным законом
от 10 января 2006 года № 16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», при условии ведения ими раздельного учета доходов, расходов, имущества, объектов налогообложения, связанных с реализацией инвестиционного проекта или при осуществлении ими иной хозяйственной деятельности. Указанные положения будут распространяться на правоотношения, возникающие при применении резидентами ОЭЗ актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, вступивших в силу с 1 января 2025 года, в том числе в отношении резидентов ОЭЗ, получивших соответствующий статус до указанной даты.

Согласно финансово-экономическому обоснованию реализация Закона
не потребует дополнительных расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Коррупциогенных факторов в Законе не выявлено.

В соответствии со статьей 106 Конституции Российской Федерации Закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации.

Комитет Совета Федерации по экономической политике рекомендует Совету Федерации одобрить Закон.

Учитывая изложенное, комитет рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в статью 5 части первой Налогового кодекса Российской Федерации».