Рассмотрев Федеральный закон «О внесении изменения в статью 34643 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (далее – Закон), принятый Государственной Думой 17 сентября 2025 года, комитет отмечает следующее.
Проект федерального закона внесен Законодательным Собранием Нижегородской области в целях расширения возможностей применения патентной системы налогообложения (далее – ПСН) при осуществлении деятельности банковского платежного агента в сельской местности в субъектах Российской Федерации, в которых отсутствуют сельские поселения.
Действующей редакцией Налогового кодекса Российской Федерации
предусмотрена возможность применения ПСН в отношении услуг банковских платежных
агентов (субагентов) по принятию от физических лиц наличных денежных средств и их внесению на банковские счета этих физических лиц
и по выдаче физическим лицам наличных денежных средств с их банковских счетов,
оказываемых банковскими платежными агентами (субагентами)
этим физическим лицам при осуществлении ими розничной торговли через объекты
стационарной торговой сети в сельских населенных пунктах, входящих
в состав сельских поселений.
При этом нормами статьи 9 Федерального закона от 20 марта
2025 года № 33-ФЗ «Об общих принципах организации местного
самоуправления в единой системе публичной власти» (далее – Федеральный
закон № 33-ФЗ) предусмотрено, что сельские населенные пункты могут входить
в состав муниципальных и городских округов. Причем в соответствии с нормами статей
9 и 89 Федерального закона № 33-ФЗ субъекты Российской Федерации вправе
сохранять на своей территории двухуровневую систему организации местного
самоуправления, включающую поселения (сельские и городские)
и муниципальные районы, в состав которых входят (могут входить) сельские
населенные пункты.
В связи с этим Закон предоставляет возможность применять ПСН
банковским платежным агентам (субагентам), осуществляющим деятельность
в сельских населенных пунктах, как входящих в состав сельских поселений,
так и входящих в состав муниципальных и городских округов.
Закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода по налогу, уплачиваемому в связи с применением ПСН. Согласно финансово-экономическому обоснованию принятие Закона не повлечет дополнительных расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Коррупциогенных факторов в Законе не выявлено. В соответствии
со статьей 106 Конституции Российской Федерации Закон подлежит обязательному
рассмотрению в Совете Федерации.
Комитет Совета Федерации по экономической политике, Комитет
Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию
и Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике,
местному самоуправлению и делам Севера рекомендуют Совету Федерации одобрить
Закон.
Учитывая изложенное, комитет рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменения в статью 34643 части второй Налогового кодекса Российской Федерации».