Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О признании утратившим силу подпункта 44 пункта 2 статьи 346.43 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (проект № 931942–8)

Рассмотрев Федеральный закон «О признании утратившим силу подпункта 44 пункта 2 статьи 34643 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (далее – Закон), принятый Государственной Думой 17 сентября
2025 года, комитет отмечает следующее.

Проект федерального закона внесен Думой Астраханской области в целях приведения в соответствие норм Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) и законодательства Российской Федерации, регламентирующего порядок осуществления частной охранной деятельности.

Законом признается утратившей силу норма НК РФ, относящая деятельность по оказанию услуг уличных патрулей, охранников, сторожей
и вахтеров к перечню видов предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться патентная система налогообложения
(далее – ПСН).

В соответствии с Законом Российской Федерации от 11 марта 1992 года
№ 2487–1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон № 2487–1) частная детективная и охранная деятельность определяется как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам имеющими специальное разрешение (лицензию) организациями и индивидуальными предпринимателями в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов. Согласно статье 11
Закона № 2487–1 оказание услуг в сфере охраны допускается только организациями, специально учреждаемыми для их выполнения и имеющими лицензию, предоставленную федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере частной охранной деятельности, или его территориальным органом. Исходя из норм статей 11 и 111 Закона № 2487–1, частный охранник вправе оказывать услуги в сфере охраны только в период выполнения им трудовой функции в качестве работника частной охранной организации. Необходимо также отметить, что в Федеральном законе
от 30 ноября 2024 года № 427-ФЗ «О частной охранной деятельности» (вступает
в силу с 1 сентября 2026 года) сохранены указанные требования
к осуществлению деятельности по оказанию услуг в сфере охраны.

Помимо этого, пунктом 32 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая
2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» предусмотрено, что частная охранная деятельность подлежит лицензированию. Согласно статьям 112 и 113 Закона № 2487–1, а также постановлению Правительства Российской Федерации от 23 июня 2011 года № 498 «О некоторых вопросах осуществления частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности» лицензию на осуществление частной охранной деятельности может получить только организация. При этом в соответствии со статьей 34644 НК РФ плательщиками ПСН являются только индивидуальные предприниматели.

Таким образом, индивидуальный предприниматель не вправе оказывать услуги в сфере охраны, и, соответственно, не может применять ПСН
в отношении данного вида деятельности. Кроме того, законодательство Российской Федерации не содержит определения понятий «уличный патруль», «сторож» и «вахтер».

Закон вступает в силу с 1 января 2026 года. Согласно финансово-экономическому обоснованию принятие Закона не повлечет дополнительных расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Коррупциогенных факторов в Законе не выявлено. В соответствии
со статьей 106 Конституции Российской Федерации Закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации.

Комитет Совета Федерации по экономической политике и Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера рекомендуют Совету Федерации одобрить Закон.

Учитывая изложенное, комитет рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О признании утратившим силу подпункта 44 пункта 2 статьи 34643 части второй Налогового кодекса Российской Федерации».