Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и  Федеральный закон «Об исполнительном производстве» (проект № 782260–8)

Рассмотрев Федеральный закон «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и Федеральный закон „Об исполнительном производстве“ (далее – Закон), принятый Государственной Думой 17 июля 2025 года, комитет отмечает следующее.

Проект федерального закона внесен Правительством Российской Федерации в целях исполнения поручения Президента Российской Федерации от 25 апреля 2024 года № Пр-816 о внесении в Налоговый кодекс Российской Федерации (далее – Кодекс) изменений, касающихся введения порядка внесудебного взыскания с физических лиц обязательных платежей и санкций с сохранением судебного контроля при возникновении спора о законности и обоснованности предъявленных требований.

При рассмотрении законопроекта во втором чтении в Государственной Думе были приняты поправки, значительно расширившие предмет его правового регулирования.

Закон вносит следующие изменения в часть первую Кодекса.

Совершенствуется порядок направления в электронной форме документов (сведений), содержащих налоговую тайну, с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг. Передача налоговым органом указанных документов физическому лицу осуществляется только при наличии согласия на это налогоплательщика и при условии, что такой порядок их направления предусмотрен Кодексом. Также уточняется, что перечень документов (сведений), которыми обмениваются налоговые органы и налогоплательщики — физические лица в электронной форме через личный кабинет на едином портале государственных и муниципальных услуг, утверждается ФНС России по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий (статьи 21 и 31 Кодекса).

Уточняется порядок приостановления действия решения о взыскании задолженности за счет денежных средств на счетах организации, индивидуального предпринимателя в банках на период временного исключения сумм из совокупной обязанности (статья 46 Кодекса). Для обеспечения прав налогоплательщика на обжалование новых начислений предусмотрено вынесение нового решения о взыскании при возникновении новой суммы задолженности в период приостановления действия ранее вынесенного решения.

Закон четко определяет, что взыскание задолженности за счет имущества организации или индивидуального предпринимателя в размере отрицательного сальдо единого налогового счета (далее – ЕНС) производится судебным приставом-исполнителем на основании постановления налогового органа. Это необходимо для согласования административных процедур взыскания задолженности налоговыми органами и судебными приставами-исполнителями, имея в виду, что задолженность за счет безналичных денежных средств взыскивает исключительно налоговый орган, а за счет иного имущества – судебный пристав.

Закон устанавливает применение внесудебного порядка взыскания с физических лиц, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя, задолженности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов при сохранении судебного контроля за взысканием такой задолженности в случаях, когда требования налогового органа не являются бесспорными (статья 48 Кодекса). Аналогичный подход к взысканию задолженности предусмотрен в настоящее время в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей.

В случае неисполнения указанным налогоплательщиком — физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов) налоговый орган обращает взыскание на имущество физического лица в размере, не превышающем отрицательного сальдо ЕНС. Решение должно быть принято налоговым органом в течение 6 месяцев с даты истечения срока исполнения требования об уплате задолженности и направлено налогоплательщику через его личный кабинет.

Взыскание задолженности за счет денежных средств на счетах в банке и электронных денежных средств осуществляется налоговым органом посредством размещения своего поручения в реестре решений о взыскании задолженности по истечении 7 дней со дня направления физическому лицу. Поручения налогового органа на перечисление суммы задолженности и при необходимости на приостановление операций по счетам исполняются банком.

В случае недостаточности денежных средств налогоплательщика для исполнения поручения налогового органа на перечисление суммы задолженности и при наличии отрицательного сальдо ЕНС налоговый орган для взыскания задолженности за счет иного имущества физического лица направляет постановление о взыскании задолженности судебному приставу-исполнителю, который исполняет его в соответствии с порядком, предусмотренным законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве.

Внесудебный порядок взыскания задолженности предполагается использовать только в случаях отсутствия обстоятельств, свидетельствующих о возникновении спора. Бесспорность требований налогового органа обуславливает отсутствие необходимости обращения к судебному порядку взыскания.

Законом предусмотрена защита налогоплательщика от неправомерных взысканий. Устанавливается поэтапный порядок и сроки обжалования физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, действий и решений налоговых органов (статья 138 Кодекса). В случае подачи жалобы исполнение обжалуемого решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (налогового уведомления, требования об уплате задолженности и др.) приостанавливается в части обжалуемых сумм налогов (сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов), обязанность по уплате которых не исполнена по состоянию на дату получения налоговым органом жалобы, до даты вступления в законную силу судебного акта о взыскании таких сумм. То есть при· наличии возражения относительно сумм или процедуры взыскания долга, обжалуемые или оспариваемые суммы налогов изымаются из совокупной обязанности налогоплательщика, взыскание приостанавливается или продолжается только в судебном порядке.

Правила, предусмотренные Кодексом для физических лиц, также распространяется на налоговых агентов — физических лиц, утративших статус индивидуального предпринимателя, нотариусов, адвокатов, и других лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.

Закон вносит изменения в Федеральный закон от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», устанавливающие особенности принудительного исполнения постановления налогового органа о взыскании задолженности налогоплательщика в бюджетную систему Российской Федерации за счет имущества (статья 2 Закона). Принудительное исполнение постановления налогового органа о взыскании задолженности налогоплательщика за счет имущества осуществляется в размере отрицательного сальдо ЕНС такого налогоплательщика с учетом взыскания расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем, путем обращения взыскания на имущество должника, за исключением денежных средств в рублях и иностранной валюте, драгоценных металлов, находящихся на счетах в банках и иных кредитных организациях, электронных денежных средств и цифровых рублей.

Закон вступает в силу с 1 ноября 2025 года, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу. Устанавливаются переходные положения, предусматривающие в том числе особенности определения размера совокупной обязанности, порядок направления физическим лицам информационных сообщений о переходе на внесудебный порядок взыскания задолженности, особенности взыскания сумм задолженности в судебном порядке, а также соответствующие сроки (статья 3 Закона).

Внесудебный порядок взыскания признан в значительной степени сократить временные и финансовые издержки судебной системы Российской Федерации на проведение мероприятий по взысканию налоговой задолженности физических лиц, что должно способствовать повышению качества работы судебных органов.

Согласно финансово-экономическому обоснованию экономический эффект от реализации норм Закона в части внесудебного порядка взыскания задолженности позволит одновременного снизить задолженность на 22,5 млрд рублей и обеспечить рост поступлений в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации на эту же сумму. Вместе с тем потребуются дополнительные расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, в размере 0,9 млрд рублей на доработку автоматизированной информационной системы ФНС России, а также в размере 1,21 млрд рублей — на почтовые расходы, необходимые для информирования граждан о задолженности в переходный период в целях исключения конфликтных ситуаций.

Для реализации Закона потребуется принятие приказов ФНС России.

Коррупциогенных факторов в Законе не выявлено. В соответствии со статьей 106 Конституции Российской Федерации Закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации.

Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, Комитет Совета Федерации по экономической политике рекомендуют Совету Федерации одобрить Закон.

Учитывая вышеизложенное, комитет рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и Федеральный закон „Об исполнительном производстве“.