Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О внесении изменений в Федеральный закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» (проект № 835251–8)

Рассмотрев Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон „О драгоценных металлах и драгоценных камнях“ (далее – Закон), принятый Государственной Думой 22 июля 2025 года, комитет отмечает следующее.

Проект федерального закона внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации с целью совершенствования правового регулирования в сфере производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней и приведения положений Федерального закона от 26 марта 1998 г. № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» (далее — Федеральный закон № 41-ФЗ) в соответствие с Федеральным законом от 31 июля 2020 г. № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации».

Законом закрепляются полномочия Центрального банка Российской Федерации по установлению форм документов, применяемых при приеме, учете, хранении и выдаче драгоценных металлов и драгоценных камней в кредитных организациях. Соответствующее изменение вносится в статью 10 Федерального закона № 41-ФЗ.

Федеральный закон № 41-ФЗ дополнен новой статьей 111, устанавливающей полномочия Министерства финансов Российской Федерации по изданию нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, определяющих в том числе формат предоставления информации в государственную интегрированную информационную систему в сфере контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них на всех этапах этого оборота, а также по согласованию с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации порядок учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их добыче, производстве, использовании и обращении.

В соответствии с изменениями, вносимыми в статью 13 Федерального закона № 41-ФЗ, Федеральная пробирная палата наделяется полномочиями по изданию нормативных правовых актов в части установления формы сертификата на мерный и стандартный слитки аффинированных драгоценных металлов, утверждения порядка проведения экспертизы ювелирных изделий и других изделий из драгоценных металлов, утверждения согласованного с Центральным банком Российской Федерации перечня изделий, содержащих драгоценные металлы и (или) драгоценные камни, не подлежащих приему ломбардом в залог, установления формы реестра объектов розничной торговли, в которых осуществляется продажа ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, порядка ведения реестра объектов торговли, а также по утверждению иных нормативных правовых актов, предусмотренных Законом.

При рассмотрении проекта федерального закона во втором чтении в Государственной Думе в него был внесен ряд поправок, в частности:

исключено требование о содержании в оттиске именника на ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов в зашифрованном виде информации о его изготовителе;

уточнено понятие «лом и отходы драгоценных металлов», в него включены инвестиционные драгоценные металлы, утратившие свои потребительские и (или) функциональные свойства;

установлена обязательность проведения радиационного контроля ценностей при их передаче для зачисления в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации;

введено исключение в части клеймения государственным пробирным клеймом для ювелирных изделий, на которых при предъявлении на опробование и клеймение в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по государственному контролю (надзору), установлено отсутствие достаточного места для нанесения государственного пробирного клейма и двухмерного штрихового кода.

Комитет отмечает, что реализация Закона будет способствовать повышению эффективности контроля в сфере производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, а также снижению административной нагрузки на субъектов хозяйственной деятельности.

Закон вступает в силу с 1 марта 2026 года, за исключением положений, для которых Законом установлены иные сроки вступления их в силу.

Принятие Закона не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.

Коррупциогенные факторы в Законе не выявлены.

В соответствии со статьей 106 Конституции Российской Федерации Закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации.

Комитет Совета Федерации по экономической политике и Комитет Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности рекомендуют одобрить Закон.

Учитывая изложенное, комитет рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон „О драгоценных металлах и драгоценных камнях“.