Рассмотрев Федеральный закон «О внесении изменений в главу 253 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (далее – Закон), принятый Государственной Думой 17 июля 2025 года, комитет отмечает следующее.
Проект федерального закона внесен сенатором Российской Федерации С.Н. Рябухиным и депутатами Государственной Думы М.А. Топилиным, С.В. Алтуховым, К.М. Бахаревым, Р.М. Водяновым и другими в целях защиты конкуренции и создания равных условий для эффективного функционирования всех участников рынка розничной продажи алкогольной продукции.
Закон корректирует порядок взимания государственной пошлины
за предоставление или продление срока действия лицензии на розничную продажу
алкогольной продукции, а также за переоформление такой лицензии
в связи с увеличением количества мест торговых объектов или объектов
общественного питания. Законом вводится принцип «один объект – одна
лицензия». Так, государственная пошлина будет взиматься за лицензию
в отношении каждого места осуществления такой деятельности за каждый год срока
ее действия. Размер указанной государственной пошлины составит
20 тыс. рублей, если место осуществления деятельности расположено в сельском
населенном пункте, и 65 тыс. рублей – в остальных случаях.
Данные нормы Закона концептуально связаны с нормами Федерального
закона «О внесении изменений в Федеральный закон „О государственном
регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной
и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития)
алкогольной продукции“ и статью 2 Федерального закона „О внесении
изменений в Федеральный закон „О государственном регулировании
производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей
продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции“
(проект № 506793–8), принятом Государственной Думой 22 июля 2025 года
и предусматривающим установление принципа выдачи лицензии на розничную продажу
алкогольной продукции и розничную продажу алкогольной продукции при оказании
услуг общественного питания на каждый отдельный торговый объект или объект
общественного питания.
При рассмотрении законопроекта в Государственной Думе во втором чтении был принят ряд поправок, направленных на уточнение отдельных положений главы 253 «Государственная пошлина» Налогового кодекса Российской Федерации. В частности, предусматриваются следующие изменения.
Законом уточняется порядок определения размера государственной
пошлины за государственную регистрацию и переход права собственности
на долю в праве общей долевой собственности на объект недвижимости. Устанавливается
пропорциональная зависимость размера государственной пошлины от размера такой
доли. При этом действие этого правила распространяется на правоотношения,
возникшие с 1 января 2025 года. Данная мера позволит снизить нагрузку на заявителей и устранить проблему
ее несоразмерности в отношении лиц, владеющих объектом недвижимости полностью,
и участников общей долевой собственности.
Законом также устанавливается фиксированный размер государственной
пошлины за осуществление одновременно кадастрового учета и регистрации прав на создаваемые и созданные объекты недвижимости вне зависимости
от стоимости таких объектов (6 тыс. рублей – для физических лиц,
66 тыс. рублей – для организаций).
Предусматривается установление пониженного размера государственной пошлины (700 рублей) за государственный кадастровый учет в отношении принадлежащих физическим лицам отдельных земельных участков и созданных на них объектов недвижимости по аналогии с государственной регистрацией прав на указанные объекты.
В отношении земельных участков, предназначенных для
осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством своей деятельности, Законом также
предусматриваются льготные размеры государственной пошлины
за государственный кадастровый учет и за государственную регистрацию
прав на них (700 рублей – в случае раздельного осуществления, 1 тыс. рублей –
в случае одновременного).
Законом вводится единый пониженный размер государственной
пошлины (4 тыс. рублей) за осуществляемые одновременно государственный
кадастровый учет и государственную регистрацию прав на объекты сетей
газораспределения
и сетей газопотребления, созданные при выполнении мероприятий
по подключению (технологическому присоединению) объектов капитального
строительства.
В части государственного кадастрового учета зданий (сооружений)
Законом уточняется, что при осуществлении одновременно государственного
кадастрового учета всех расположенных в них помещений (машино-мест) и государственной регистрации прав на такие помещения (машино-места)
государственная пошлина уплачивается за осуществление государственного
кадастрового учета здания (сооружения) и за осуществление государственной
регистрации прав
на каждое такое помещение (машино-место). При этом государственная пошлина за осуществление государственного кадастрового учета помещений (машино-мест) в данном случае не уплачивается.
Законом предусматривается также поэтапность уплаты государственной
пошлины в случаях, когда государственный кадастровый учет совершается
в отношении зданий и сооружений, строительство которых осуществляется поэтапно.
Государственная пошлина в данном случае уплачивается только
за осуществление государственного кадастрового учета в связи с изменением
характеристик таких зданий и сооружений.
Кроме того, Законом с 1 марта 2026 года устанавливается
государственная пошлина в размере 3,5 тыс. рублей за предоставление
заключения о соответствии организации, осуществляющей образовательную
деятельность по профессиональным образовательным программам медицинского
образования, фармацевтического образования, требованиям к кадровому
и материально-техническому обеспечению образовательной деятельности в части
практической подготовки обучающихся. Требование о получении указанного
заключения вводится Федеральным законом от 28 февраля 2025 года № 28-ФЗ
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской
Федерации» также с 1 марта 2026 года.
В части льгот по уплате государственной пошлины Законом
исключается возможность освобождения органов государственной власти и органов
местного самоуправления от уплаты государственной пошлины в случае их обращения
в интересах иных лиц.
Закон распространяет предусмотренные в настоящее время льготы
по уплате государственной пошлины за государственную регистрацию прав
на объекты недвижимости, также и в отношении уплаты государственной пошлины за государственный кадастровый учет таких объектов. В частности, такие льготы
предоставлены лицам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации,
участникам специальной военной операции.
Законом устанавливается, что государственная пошлина не подлежит уплате за государственный кадастровый учет объектов недвижимости,
осуществляемый на основании карты-плана территории, подготовленной
по результатам выполнения комплексных кадастровых работ, а также
за государственный кадастровый учет относящегося к государственной
или муниципальной собственности земельного участка в связи с его образованием
или уточнением его границ в случае обращения с заявлением
об осуществлении таких действий заинтересованных лиц, предусмотренных Земельным
кодексом Российской Федерации.
Законом также уточняется, что не подлежит возврату уплаченная государственная пошлина за осуществление «в ускоренном порядке» государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, ограничений прав и обременений объекта недвижимости, сделок с объектом недвижимости, если такие действия были приостановлены.
Помимо этого, предусматривается возможность зачета ранее уплаченной государственной пошлины за предоставление или продление срока действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции в счет суммы государственной пошлины, подлежащей уплате за совершение аналогичного действия.
Закон вступает в силу со дня его официального опубликования,
за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу. Реализация Закона не потребует дополнительных расходов бюджетов бюджетной
системы Российской Федерации и не повлечет негативных финансово-экономических
последствий. При этом корректировка порядка уплаты государственной пошлины за предоставление (продление, переоформление) лицензий на розничную продажу
алкогольной продукции позволит увеличить поступления в региональные бюджеты.
Коррупциогенных факторов в Законе не выявлено. В соответствии
со статьей 106 Конституции Российской Федерации Закон подлежит обязательному
рассмотрению в Совете Федерации.
Комитет Совета Федерации по экономической политике, Комитет
Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию
и Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике,
местному самоуправлению и делам Севера рекомендуют Совету Федерации одобрить
Закон.
Учитывая изложенное, комитет рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в главу 253 части второй Налогового кодекса Российской Федерации».