Рассмотрев Федеральный закон «Об особенностях изменения условий договора кредита (займа) по требованию заемщика — субъекта малого и среднего предпринимательства или заемщика — физического лица, применяющего специальный налоговый режим „Налог на профессиональный доход“ (далее — Закон), принятый Государственной Думой 22 июля 2025 года, комитет отмечает следующее.
Проект федерального закона внесен сенаторами Российской Федерации Н.А. Журавлевым, А.Д. Артамоновым, М.М. Ульбашевым, А.Г. Шейкиным, С.В. Калашником, депутатами Государственной Думы А.Г.Аксаковым, В.С.Макаровым, А.Н.Свистуновым и другими во исполнение Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 29.02.2024г. с целью обеспечения возможности предоставления льготного периода по кредитам и займам заемщиков, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства либо физическими лицами, применяющими специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» (далее – заемщик).
Законом устанавливается, что заемщик в любое время в течение срока действия договора кредита (займа) (далее – договор) вправе обратиться к кредитору с требованием, предусматривающим приостановление исполнения заемщиком обязательств по возврату суммы кредита (займа) (далее – кредит) на определенный срок (далее – льготный период) при условии, что размер кредита не превышает определенную Правительством Российской Федерации величину. До установления Правительством Российской Федерации максимального размера кредита его размер составляет для кредитов:
— физических лиц, применяющих «Налог на профессиональный доход» – 10 млн рублей;
— микропредприятий – 60 млн рублей;
— малых предприятий – 400 млн рублей;
— средних предприятий – 1 млрд рублей.
Длительность льготного периода определяется заемщиком, но не может превышать срок 6 месяцев. В случае, если обязательство заемщика обеспечено залогом или поручительством потребуется согласие залогодателя и поручителя соответственно. В случае, если обязательство обеспечено независимой гарантией и срок действия такой гарантии истекает в период времени, на который продлевается договор, заемщик обязан предоставить кредитору иное обеспечение.
Законом предусматривается, что льготный период может быть предоставлен по одному договору не чаще, чем один раз в 5 лет и в случае, если в отношении заемщика не введена процедура банкротства, не предъявлены исполнительные документы, не обращено взыскание на предмет залога, не предъявлены требования к поручителю заемщика, а также, если срок ненадлежащего исполнения заемщиком обязательств по возврату суммы кредита не превышает 30 календарных дней подряд и отсутствуют основания для предъявления требования кредитора о досрочном возврате суммы кредита.
В течение льготного периода не допускается обращение взыскания на предмет залога, расторжение договора по требованию кредитора, предъявление требования о досрочном исполнении обязательств по договору, предъявление требования к поручителю заемщика, а также исполнительного документа. Кроме того, во время льготного периода не допускается начисление неустойки (штрафа, пеней) за неисполнение или ненадлежащее исполнение заемщиком обязательств по возврату кредита и (или) уплате процентов или иных платежей за пользование кредитом. При этом сохраняются обязанности заемщика, не связанные с возвратом кредита и уплатой процентов (страхование предмета залога).
В течение срока действия льготного периода проценты, предусмотренные договором, будут продолжать начисляться. При этом, по договору, заключенному с микропредприятием, малым предприятием или физическим лицом, применяющим специальный налоговый режим, сумма начисленных процентов ежемесячно будет включаться в сумму обязательств заемщика по основному долгу, а по договору со средним предприятием — уплачиваться заемщиком ежемесячно.
Во время льготного периода обязательства кредитора по предоставлению денежных средств заемщику по договору приостанавливаются.
В соответствии с Законом заемщик вправе в любой момент прекратить действие льготного периода, а также досрочно погасить сумму основного долга и неустойку (штрафы, пени), зафиксированные на начало действия льготного периода.
Комитет отмечает, что льготный период предоставляется заемщику без предъявления дополнительных требований к видам и показателям деятельности заемщика, а также его принадлежности к определенным отраслям.
Реализация Закона не окажет влияния на доходы или расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и не повлечет негативных финансово-экономических последствий, а также будет способствовать снижению риска дефолта заемщика.
Коррупциогенные факторы в Законе не выявлены.
В соответствии со статьей 106 Конституции Российской Федерации Закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации.
Комитет Совета Федерации по экономической политике рекомендует Совету Федерации одобрить Закон.
Учитывая изложенное, комитет рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон «Об особенностях изменения условий договора кредита (займа) по требованию заемщика — субъекта малого и среднего предпринимательства или заемщика — физического лица, применяющего специальный налоговый режим „Налог на профессиональный доход“.