Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О внесении изменений в статьи 4 и 5 Федерального закона «Об организованных торгах» (проект № 834116–8)

Рассмотрев Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 4 и 5 Федерального закона „Об организованных торгах“ (далее — Закон), принятый Государственной Думой 15 июля 2025 года, комитет отмечает следующее.

Проект федерального закона внесен сенаторами Российской Федерации С.Н. Рябухиным, М.Г. Сидухиной, М.М. Ульбашевым, депутатами Государственной Думы А.Г. Аксаковым, И.Н. Бабичем, О.В. Савченко и другими в целях совершенствования контроля, осуществляемого организаторами торговли
в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 года № 325-ФЗ
«Об организованных торгах» (далее — Закон № 325-ФЗ).

Часть 7 статьи 5 Закона № 325-ФЗ устанавливает обязанности организаторов торговли по осуществлению контроля в отношении участников торгов, эмитентов и иных лиц, а также в отношении реализуемых товаров, ценных бумаг
и осуществляемых операций на организованных торгах.

В настоящее время при осуществлении данной деятельности организатор торговли вправе проводить проверки, в том числе на основании обращения
Банка России, требовать от участников торгов и эмитентов представления необходимых документов (в том числе полученных участником торгов от его клиента), объяснений, информации в письменной или устной форме.

Вместе с тем Закон № 325-ФЗ не устанавливает корреспондирующих обязанностей участников торгов и эмитентов исполнять данные требования организаторов торговли. Также Законом № 325-ФЗ не регламентированы полномочия организаторов торговли по применению к нарушителям мер ответственности. В этой связи организаторы торговли наделяются Законом соответствующими обязанностями и полномочиями по применению к участникам торгов и эмитентам мер воздействия за нарушения, выявленные по результатам проведенного контроля.

В целях обеспечения предсказуемости применения вышеуказанных мер
в отношении участников торгов и эмитентов Законом устанавливается
их открытый примерный перечень, например, предупреждение, штраф, приостановление или прекращение доступа к участию в торгах.

По мнению комитета, реализация Закона позволит уменьшить количество нарушений правил организованных торгов их участниками.

Реализация Закона не окажет влияния на доходы или расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и не повлечет негативных финансово-экономических последствий.

Коррупциогенные факторы в Законе не выявлены.

В соответствии со статьей 106 Конституции Российской Федерации
Закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации.

Комитет Совета Федерации по экономической политике рекомендует
Совету Федерации одобрить Закон.

Учитывая изложенное, комитет рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 4 и 5 Федерального закона „Об организованных торгах“.