Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» и статью 2 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (проект № 506793–8)

Рассмотрев Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон „О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции“ и статью 2 Федерального закона „О внесении изменений в Федеральный закон „О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции“ (далее — Закон), принятый Государственной Думой 22 июля 2025 года, комитет отмечает следующее.

Проект федерального закона внесен сенатором Российской Федерации
С.Н. Рябухиным, депутатами Государственной Думы М.А. Топилиным,
С.В. Алтуховым, К.М. Бахаревыми и другими.

Законом устанавливается принцип выдачи лицензии на розничную
продажу алкогольной продукции и розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, предусматривающий
предоставление лицензии на каждый отдельный торговый объект или объект общественного питания.

В указанной части Закон взаимосвязан с положениями Федерального закона «О внесении изменений в главу 253 части второй Налогового кодекса
Российской Федерации», принятого Государственной Думой 17 июля 2025 года, которым предусматриваются следующие размеры государственной пошлины
за предоставление или продление срока действия лицензии на розничную
продажу алкогольной продукции за каждый год срока действия лицензии
в отношении каждого места осуществления деятельности, указанного
в государственном сводном реестре выданных, приостановленных
и аннулированных лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции:

20 000 рублей — в случае, если место осуществления деятельности расположено в сельском населенном пункте;

65 000 рублей — в остальных случаях.

Законом регламентируется, что в случае выявления нарушения, являющегося основанием для аннулирования указанных лицензий,
их действие аннулируется в отношении того торгового объекта или объекта общественного питания, по месту осуществления деятельности которого выявлено такое нарушение.

По мнению комитета, реализация Закона позволит создать равные условия ведения бизнеса для субъектов малого и среднего предпринимательства
и крупных торговых сетей.

При рассмотрении законопроекта в Государственной Думе во втором чтении были приняты поправки следующего характера.

До 1 апреля 2027 года вводится мораторий на выдачу лицензий
на осуществление деятельности по производству, хранению и поставкам произведенного этилового спирта (ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья), а также лицензий на осуществление деятельности по производству этилового спирта для производства фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола).

Кроме того, с 1 сентября 2025 года на 1 марта 2026 года переносится срок вступления в силу требования об электронной форме сопроводительных документов, удостоверяющих легальность производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Реализация Закона не окажет влияния на доходы или расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и не повлечет негативных финансово-экономических последствий.

Коррупциогенные факторы в Законе не выявлены.

Закон не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку не затрагивает вопросов, предусмотренных статьей 106 Конституции Российской Федерации.

Комитет Совета Федерации по экономической политике, Комитет Совета Федерации по социальной политике рекомендуют Совету Федерации одобрить Закон.

Учитывая изложенное, комитет рекомендует Совету Федерации
рассмотреть и одобрить Федеральный закон «О внесении изменений
в Федеральный закон „О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции“ и статью 2 Федерального закона „О внесении изменений в Федеральный закон „О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции“.