Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О внесении изменений в статьи 333.36 и 333.38 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (проект № 878698–8)

Рассмотрев Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 33336
и 33338 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (далее – Закон), принятый Государственной Думой 10 июля 2025 года, комитет отмечает следующее.

Проект федерального закона внесен депутатом Государственной Думы С.В. Авксентьевой и Государственным Собранием – Курултаем Республики Башкортостан в целях предоставления льготы родителям, детям, бабушкам, дедушкам, внукам, полнородным и неполнородным братьям и сестрам
при нотариальном удостоверении договоров дарения недвижимого имущества.

Закон освобождает от уплаты государственной пошлины на 50% физических лиц, признаваемых членами семьи и близкими родственниками
в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации, за нотариальное удостоверение договоров дарения недвижимого имущества.

Федеральным законом от 13 декабря 2024 года № 459-ФЗ «О внесении изменения в статью 574 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации» с 13 января 2025 года введено обязательное нотариальное удостоверение договоров дарения недвижимого имущества между физическими лицами. Как следует из пояснительной записки, средняя стоимость нотариального удостоверения договора дарения недвижимости составляет
для граждан 25–30 тыс. рублей, что для многих граждан, особенно пенсионеров
и иных социально незащищенных категорий граждан, является весьма обременительным.

В соответствии с Основами законодательства Российской Федерации
о нотариате за удостоверение договора дарения уплачивается единый нотариальный тариф, включающий федеральный тариф в размере государственной пошлины и региональный тариф, размер которого устанавливается нотариальной палатой. Согласно действующей редакции подпункта 5 пункта 1 статьи 33324 Налогового кодекса Российской Федерации размер государственной пошлины (федерального тарифа) за удостоверение договора дарения составляет 0,5% процента суммы договора (стоимости недвижимого имущества), но не менее 300 рублей и не более 20 тыс. рублей.

Соответственно, предусмотренная Законом льгота будет применяться
только в отношении федерального тарифа, размер которого составит 0,25% суммы договора (стоимости недвижимого имущества), но не менее 150 рублей
и не более 10 тыс. рублей.

При рассмотрении законопроекта во втором чтении были приняты
в том числе поправки сенатора Российской Федерации Д.С. Лантратовой, направленные на освобождение родителей (законных представителей)
детей-инвалидов, инвалидов с детства от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, по заявлениям об ограничении дееспособности гражданина, о признании гражданина недееспособным,
об ограничении или о лишении несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами, поданным в отношении таких детей-инвалидов, инвалидов с детства.

Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Реализация Закона не окажет влияния на доходы или расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и не повлечет негативных финансово-экономических последствий.

Коррупциогенных факторов в Законе не выявлено. В соответствии
со статьей 106 Конституции Российской Федерации Закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации.

Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству
и государственному строительству и Комитет Совета Федерации по социальной политике рекомендуют Совету Федерации одобрить Закон.

Учитывая изложенное, комитет рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 33336 и 33338 части второй Налогового кодекса Российской Федерации».