Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (проект № 835237–8)

Рассмотрев Федеральный закон «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее – Закон), принятый Государственной Думой 10 июля 2025 года, комитет отмечает следующее.

Проект федерального закона внесен Правительством Российской Федерации в целях обеспечения благоприятных налоговых условий при оказании услуг по перевозке (организации перевозки) пассажиров и багажа по высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва-Санкт-Петербург (далее – высокоскоростная железнодорожная магистраль).

Для достижения указанной цели Законом устанавливается «нулевая» ставка налога на добавленную стоимость (далее – НДС) в отношении операций по реализации услуг по перевозке (организации перевозки) пассажиров и багажа по высокоскоростной железнодорожной магистрали, а также определяется порядок подтверждения обоснованности применения «нулевой» ставки. Данная льгота будет применяться в период с 1 января 2028 года до 1 января 2065 года, который соответствует сроку окончания действия концессионного соглашения о финансировании, создании, эксплуатации инфраструктуры высокоскоростного железнодорожного транспорта общего пользования.

При рассмотрении законопроекта во втором чтении в Государственной Думе был принят ряд поправок, дополнительно предусматривающих уточнение отдельных положений по НДС, акцизам, налогу на доходы физических лиц
(далее – НДФЛ), налогу на прибыль организаций, единому сельскохозяйственному налогу (далее – ЕСХН), упрощенной системе налогообложения (далее – УСН) и страховым взносам.

Основные изменения, вносимые Законом, состоят в следующем.

Законом уточняется порядок налогообложения безвозмездной передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг) для целей их использования в специальной военной операции (далее – СВО). Такие операции исключаются из объектов обложения НДС, а восстановление ранее принятого к вычету НДС не потребуется.

Для целей налогообложения прибыли организаций также не будут учитываться в доходах имущество (за исключением денежных средств), работы и услуги, безвозмездно полученные воинскими частями или организациями Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации и федеральной службы безопасности, являющимися казенными учреждениями, при условии их использования в СВО, а соответствующие расходы в виде стоимости такого имущества (работ, услуг) включаются в состав внереализационных расходов. Аналогичные положения распространяются на применение УСН и ЕСХН.

Кроме того, Законом предусматривается увеличение с 2 млрд до 3 млрд рублей предельного уровня доходов при оказании услуг общественного питания, ограничивающего применение права на освобождение от обложения НДС таких услуг, а также продление с 30 июня 2027 года до 31 декабря 2030 года срока применения «нулевой» ставки НДС в отношении услуг по предоставлению мест для временного проживания.

В части акцизов Закон устанавливает норму, в соответствии с которой нарушение сроков реализации и финансирования мероприятий, указанных в соглашении о модернизации нефтеперерабатывающих мощностей и приходящихся на период 2024 года, не будет являться основанием расторжения такого соглашения при условии, что в него были внесены соответствующие изменения в целях сохранения права на применение «обратного» акциза на нефтяное сырье.

В части НДФЛ Законом предусматривается увеличение с 50 тыс. до 1 млн рублей размера единовременной выплаты, не подлежащей обложению НДФЛ и страховыми взносами, осуществляемой работодателем работнику в течение первого года после рождения (усыновления, удочерения) ребенка, установления опеки над ребенком. При этом в целях налогообложения прибыли организаций устанавливается возможность относить указанные выплаты к внереализационным расходам. Данные нормы вступят в силу с 1 января 2026 года.

Законом уточняется порядок налогообложения прибыли организаций в части признания задолженности по процентам по долговым обязательствам иностранной организации безнадежным долгом, если такие проценты были ранее признаны доходом налогоплательщика, а в отношении должника после 5 марта 2022 года введены ограничительные меры, установленные иностранными государствами, международными организациями или объединениями стран. Устанавливается, что при прощении такой задолженности в рамках финансового оздоровления на основании соглашения, утверждаемого в иностранном государстве в судебном порядке, если заимодавец и заемщик-иностранная организация входят в одну международную группу компаний и в отношении должника действуют указанные ограничительные меры, прекращение обязательств не подлежит налогообложению. Уточненный порядок применяется к правоотношениям, возникшим с 1 января 2025 года, и действует до 31 декабря 2029 года включительно.

Также в целях налогообложения прибыли организаций Законом продлевается с 31 декабря 2025 года до 31 декабря 2029 года срок применения особого порядка налогообложения процентов, при котором доход признается на дату поступления денежных средств, по обязательствам иностранной организации перед налогоплательщиком, доля прямого участия которого в этой организации превышает 50%, если в отношении такой организации после 5 марта 2022 года иностранными государствами были установлены ограничительные меры, повлекшие прекращение начисления процентов. При этом датой получения дохода в виде процентов, включенных в основную сумму долга, признается дата ее погашения. Указанное положение в соответствии с Законом распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2025 года.

Закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления в силу.

Коррупциогенные факторы в Законе не выявлены. В соответствии со статьей 106 Конституции Российской Федерации Закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации.

Комитет Совета Федерации по экономической политике, Комитет Совета Федерации по социальной политике, Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера рекомендуют одобрить Закон.

Учитывая изложенное, комитет рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации».