Рассмотрев Федеральный закон «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон), принятый Государственной Думой 11 июня 2025 года, комитет отмечает следующее.
Проект федерального закона внесен Правительством Российской Федерации.
Закон направлен на совершенствование положений бюджетного законодательства Российской Федерации в целях обеспечения сбалансированности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и совершенствования бюджетного процесса.
Законом перенесен установленный Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее – Бюджетный кодекс) предельный срок внесения Правительством Российской Федерации в Государственную Думу проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период с 15 сентября на 1 октября с целью обеспечения учета актуальных макроэкономических показателей в проекте федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.
Бюджетный кодекс дополнен положением о возможности внесения изменений в классификацию доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в случаях установления в течение финансового года федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации новых источников доходов федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и территориальных государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов либо изменения действующих с целью своевременного обеспечения обособленного учета соответствующих доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Установленные в статье 56 Бюджетного кодекса перечни видов государственной пошлины, зачисляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации, заменены нормами, определяющими принципы зачисления государственной пошлины в бюджеты субъектов Российской Федерации в зависимости от совершения государственными органами субъектов Российской Федерации юридически значимых действий.
Кроме того, в целях приведения Бюджетного кодекса в соответствие с Налоговым кодексом Российской Федерации перечень доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, установленный статьей 146 Бюджетного кодекса, дополнен соответствующими видами страховых взносов.
В соответствии с Законом распределение объемов межбюджетных трансфертов на очередной финансовый год и плановый период, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию национальных проектов, должно осуществляться не позднее августа текущего года.
При этом не осуществляется распределение на плановый период субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, правилами предоставления которых предусмотрено проведение ежегодных конкурсных отборов в случае, если срок реализации мероприятий, на софинансирование которых предоставляются такие субсидии, составляет не более одного года. Правила предоставления таких субсидий должны содержать положения об установлении сроков проведения конкурсных отборов для распределения на очередной финансовый год не позднее 1 сентября текущего финансового года.
Бюджетные полномочия Министерства финансов Российской Федерации, установленные статьей 165 Бюджетного кодекса, уточнены в части необходимости проведения оценки объема бюджетных ассигнований федерального бюджета для целей обеспечения мониторинга бюджетных обязательств, принимаемых в рамках реализации инвестиционных проектов в случае их общей стоимости 1 миллиард рублей и более.
Правительство Российской Федерации, высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации наделены правом продлить срок заключения соглашения о мерах по восстановлению платежеспособности субъекта Российской Федерации (муниципального образования) на срок до пяти лет в случаях, когда в результате реализации плана восстановления платежеспособности субъекта Российской Федерации (муниципального образования) не произошло снижения просроченной задолженности по долговым и (или) бюджетным обязательствам субъекта Российской Федерации (муниципального образования) до установленного уровня менее 10 процентов суммы налоговых и неналоговых доходов бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета).
Бюджетный кодекс дополнен новой главой «Информационное обеспечение бюджетного процесса», положениями которой устанавливаются основы организации информационного обеспечения бюджетного процесса, а также принципы использования, функционирования и взаимодействия информационных систем в сфере управления государственными (муниципальными) финансами, в том числе государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет», в целях реализации бюджетных полномочий органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, полномочий и функций получателей средств бюджетов бюджетной системы, всех участников бюджетного процесса и казначейского сопровождения в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Комитет отмечает необходимость своевременной подготовки и утверждения Правительством Российской Федерации нормативных правовых актов для полноценного и непрерывного информационного обеспечения бюджетного процесса.
В соответствии с изменениями, внесенными Законом в статью 24213–1 «Казначейский мониторинг», проведение казначейского мониторинга Федеральным казначейством распространено на всех участников системы казначейских платежей, а не только участников казначейского сопровождения.
При этом установлен состав информации в отношении участника системы казначейских платежей или юридического лица, индивидуального предпринимателя, физического лица — производителя товаров, работ, услуг, получающих денежные средства от участника системы казначейских платежей, на основании которой в рамках проводимого мониторинга Федеральным казначейством принимаются решения для отказа в открытии (приостановления открытия) лицевых счетов, запрета (отказа) осуществления операций на лицевых счетах. Введение в действие данных норм предусмотрено поэтапно.
Статья 24223 Бюджетного кодекса, устанавливающая основы казначейского сопровождения, дополнена требованием о ведении участниками казначейского сопровождения раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности, а также положениями, закрепляющими обязанность государственного заказчика, получателя бюджетных средств, получателя субсидий или бюджетных инвестиций, исполнителя по государственному контракту, получателя средств по договору (соглашению) обеспечить включение положений о казначейском сопровождении в государственные (муниципальные) контракты, договоры (соглашения), контракты (договоры), соответственно. Полномочием на проведение проверки ведения участниками казначейского сопровождения такого раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности наделено Федеральное казначейство.
Законом также уточнены отдельные положения бюджетного законодательства о регулировании исполнения судебных актов, в частности, предусматривающие обращение взыскания на средства участников казначейского сопровождения, с целью обеспечения их исполнения органами, осуществляющими открытие и ведение лицевых счетов участников казначейского сопровождения.
Установлена возможность возврата излишне уплаченного (взысканного) платежа в бюджет в случае отмены или изменения судебного акта, акта органа или должностного лица, на основании которого был выдан исполнительный документ, отмены или признания недействительным исполнительного документа по истечении трех лет со дня уплаты (взыскания) такого платежа путем подачи заявления о возврате средств в течение трех лет со дня отмены или изменения соответствующего судебного акта или акта, отмены или признания недействительным исполнительного документа.
Кроме того, актуализированы положения статьи 2421 Бюджетного кодекса в части исключения возможности перечисления денежных средств, взысканных на основании судебных актов об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, на банковские счета взыскателей, открытых в иностранных кредитных организациях. Указанная мера направлена на гармонизацию бюджетного законодательства с положениями законодательства об исполнительном производстве, в соответствии с которыми денежные средства, подлежащие взысканию на основании исполнительных документов, могут быть перечислены исключительно на банковский счет взыскателя, который открыт в российской кредитной организации, либо его казначейский счет.
Законом распространено действие положения пункта 51 статьи 156 Бюджетного кодекса в части оказания услуг на безвозмездной основе (без уплаты комиссии за оказание депозитарных услуг) на услуги, оказываемые центральным депозитарием Минфину России при управлении финансовыми активами, в которые размещены средства Фонда национального благосостояния.
В статье 179 Бюджетного кодекса уточнен срок приведения государственных программ субъектов Российской Федерации в соответствие с законом о бюджете до 1 февраля текущего финансового года с целью обеспечения формирования необходимой отчетности по параметрам государственных программ Российской Федерации, реализуемых субъектами Российской Федерации.
Законом закреплено в Бюджетном кодексе на постоянной основе положение о возможности предоставления субсидий и бюджетных инвестиций иностранным юридическим лицам, в том числе офшорным компаниям, а также российским юридическим лицам, в уставном (складочном) капитале которых доля участия офшорных компаний в совокупности превышает 25 процентов, на основании отдельных решений Правительства Российской Федерации и (или) порядка, определенного Правительством Российской Федерации.
Кроме того, Законом предусмотрено право получателей средств федерального бюджета открывать счета в Банке России и кредитных организациях в соответствии с разрешением Минфина России, выданным им в порядке и по форме, которые установлены Минфином России, для осуществления расходов в сфере национальной безопасности, национальной обороны, правоохранительной деятельности, что направлено на оперативное осуществление ими операций.
При рассмотрении законопроекта во втором чтении в Государственной Думе был внесен ряд поправок. В частности, в соответствии с поправкой, внесенной сенаторами Российской Федерации Н.А. Журавлевым, А.В. Яцкиным, А.В. Шендерюком-Жидковым, С.А. Карякиным и другими, депутатами Государственной Думы О.Н. Ануфриевой, М.А. Топилиным, Г.Я. Хором и другими, Федеральный закон от 22 мая 2003 года № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» дополнен положениями, допускающими проведение организациями и индивидуальными предпринимателями расчетов без применения контрольно-кассовой техники в регионах и отдельных населенных пунктах, на территории которых в установленном порядке введено военное положение, ведутся боевые действия, ограничено использование сетей или средств связи.
Кроме того, уточнены положения федеральных законов от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», от 3 ноября 2006 года № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях», от 8 мая 2010 года № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», касающиеся финансового обеспечения расходов государственных и муниципальных учреждений.
Согласно финансово-экономическому обоснованию реализация Закона потребует дополнительных расходов федерального бюджета на доработку информационных систем Федерального казначейства. Объем и источники финансового обеспечения указанных расходов будут определены в рамках формирования проекта федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период.
Закон вступает в силу со дня его официального опубликования за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу.
Коррупциогенные факторы в Законе не выявлены.
В соответствии со статьей 106 Конституции Российской Федерации Закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации.
Комитет Совета Федерации по экономической политике, Комитет Совета Федерации по социальной политике, Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, Комитет Совета Федерации по науке, образованию и культуре, а также Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности рекомендуют Совету Федерации одобрить Закон.
Учитывая изложенное, комитет рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».