Рассмотрев Федеральный закон «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее – Закон), принятый Государственной Думой 28 мая 2025 года, комитет отмечает следующее.
Проект федерального закона внесен Правительством Российской Федерации и направлен на уточнение положений Налогового кодекса Российской Федерации в связи с Федеральным законом «О внесении изменений в статью 31 Федерального закона „Об Особой экономической зоне в Магаданской области и на территориях Южно-Курильского, Курильского и Северо-Курильского городских округов Сахалинской области“ и Федеральный закон „О территориях опережающего развития в Российской Федерации“, принятым Государственной Думой 28 мая 2025 года и предусматривающим создание на территории Магаданской области территории опережающего развития (далее – ТОР).
Законом
предусматривается прекращение с 1 января 2026 года действия налоговых
преференций для участников особой экономической зоны в Магаданской области и на территориях Южно-Курильского, Курильского и Северо-Курильского городских
округов Сахалинской области (далее – ОЭЗ).
Это касается применения пониженной налоговой ставки налога на прибыль
организаций, подлежащего зачислению в региональный бюджет Магаданской области,
ставки налога прибыль в размере 0%, подлежащего зачислению в федеральный
бюджет, а также понижающего коэффициента в размере 0,6 при исчислении налога на добычу полезных ископаемых (далее – НДПИ)
участниками ОЭЗ, осуществляющими добычу полезных ископаемых
(за исключением углеводородного сырья и общераспространенных полезных
ископаемых) на участках недр, расположенных полностью или частично на территории Магаданской области. Также отменяется установленный ранее запрет на применение
участниками ОЭЗ регионального инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль организаций, введенный в целях исключения дублирования налоговых
преференций.
Следует отметить, что реализация Закона не потребует дополнительных расходов федерального бюджета и будет способствовать увеличению налоговых поступлений в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации: в 2026 году – в сумме 4,357 млрд рублей, в 2027 году – в сумме 4,531 млрд рублей, в 2028 году – в сумме 4,713 млрд рублей, в 2029 году – в сумме 4,901 млрд рублей, в 2030 году – в сумме 5,097 млрд рублей. Однако расширение преференциального режима за счет появления новых резидентов ТОР, для которых законодательством Российской Федерации о налогах и сборах предусмотрены налоговые льготы по налогу на прибыль организаций, НДПИ, налогу на имущество организаций, земельному налогу, транспортному налогу, а также по страховым взносам, может частично нивелировать ожидаемый положительный эффект.
Закон вступит в силу с 1 января 2026 года.
Коррупциогенных факторов в Законе не выявлено.
В соответствии со статьей 106 Конституции Российской Федерации Закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации.
Комитет Совета Федерации по экономической политике и Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера рекомендуют Совету Федерации одобрить Закон.
Учитывая изложенное, комитет рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации».