Рассмотрев проект федерального закона «О внесении изменений в
Федеральный закон „О федеральном бюджете на 2025 год и на плановый период
2026 и 2027 годов“ (далее – Законопроект), внесенный в Государственную Думу
Правительством Российской Федерации, комитет отмечает следующее.
Законопроектом предусматривается внесение изменений в Федеральный
закон „О федеральном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027
годов“ в части показателей, установленных на 2025 год, в том числе в целях
обеспечения реализации поручений Президента Российской Федерации и
Правительства Российской Федерации, с учетом уточненного прогноза социально-
экономического развития Российской Федерации на 2025 год и на плановый
период 2026 и 2027 годов, поступления доходов федерального бюджета за
истекший период 2025 года и ожидаемого исполнения федерального бюджета за
2025 год.
Согласно пояснительной записке к Законопроекту ожидаемое замедление
экономической динамики вследствие поступательного охлаждения
потребительского (за счет повышения прогноза по инфляции с 4,5 % до 7,6 % и
замедления темпов роста заработной платы с 7,0 % до 6,8 %) и инвестиционного
спроса (в том числе за счет ослабления бюджетного импульса) будет происходить
более существенными темпами, чем предполагалось ранее. При этом прогноз
темпов роста ВВП по итогам 2025 года остается на уровне 2,5% без изменений.
Кроме того, сложившаяся за истекший период 2025 года конъюнктура на
мировых сырьевых рынках оказалась менее благоприятной по сравнению с
ожидаемой ранее. В результате основные макроэкономические показатели были
скорректированы в сторону их понижения. В частности, экспортная цена на
российскую нефть учтена в параметрах Законопроекта на уровне 56,0 долларов за
баррель, в то время как в Федеральном законе „О федеральном бюджете на 2025
год и на плановый период 2026 и 2027 годов“ от 30 ноября 2024 года № 419-ФЗ
(далее – Закон № 419-ФЗ) — 69,7 долларов за баррель. Курс доллара
скорректирован с 96,5 до 94,3 рублей за доллар США.
В результате влияния указанных тенденций Законопроектом предусмотрено
изменение основных характеристик федерального бюджета на 2025 год.
Общий объем доходов федерального бюджета на 2025 год предлагается
утвердить в сумме 38 506,2 млрд рублей с уменьшением на 4,4% или на 1 789,9
млрд рублей по сравнению с суммой, установленной Законом № 419-ФЗ.
Общий объем расходов по сравнению с объемом, утвержденным Законом №
419-ФЗ, увеличивается с 41 469,5 млрд рублей до 42 298,7 млрд рублей, т. е. на
829,2 млрд рублей, или на 2,0 %, в соответствии с пунктом 2 статьи 213
Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которому увеличение
утвержденного на текущий финансовый год общего объема расходов федерального
бюджета не может превышать суммы увеличения прогнозируемого на текущий
финансовый год общего объема доходов федерального бюджета (без учета
нефтегазовых доходов), по сравнению с объемами, учтенными в составе
утвержденных на текущий финансовый год общего объема доходов федерального
бюджета.
Дефицит федерального бюджета в 2025 году, согласно Законопроекту,
составит 3 792,4 млрд рублей (1,7 % к ВВП), что выше уровня, утвержденного
Законом № 419-ФЗ, на 2 619,0 млрд рублей (1,2 % к ВВП).
Ненефтегазовый дефицит сохранится на уровне 12 109,9 млрд рублей.
Соответственно увеличению размера дефицита федерального бюджета
общий объем источников финансирования дефицита федерального бюджета
увеличивается на 2 619,0 млрд рублей в основном за счет источников внутреннего
финансирования дефицита федерального бюджета, в том числе из них за счет:
использования средств Фонда национального благосостояния (далее – ФНБ)
в связи с образованием недополученных нефтегазовых доходов согласно
»бюджетному правилу» на 447,2 млрд рублей;
уменьшения остатков средств на счетах по учету средств федерального
бюджета для зачисления дополнительных нефтегазовых доходов на 1 813,0 млрд
рублей, поскольку ранее прогнозировалось увеличение остатков средств
федерального бюджета в связи с формированием дополнительных нефтегазовых
доходов;
изменения иных остатков средств федерального бюджета на 368,2 млрд
рублей.
При этом предусматривается снижение объема источников внешнего
финансирования дефицита федерального бюджета на 2,4 млрд рублей.
Объем ФНБ прогнозируется со снижением на 126,4 млрд рублей (до 12 757,2
млрд рублей) за счет планируемого использования его средств для обеспечения
сбалансированности федерального бюджета и отрицательной курсовой разницы.
Согласно Законопроекту объем государственного долга Российской
Федерации увеличится с 35 411,2 млрд рублей до 36 549,4 млрд рублей, т. е. на
1 138,1 млрд рублей или на 3,2 %. Это обусловлено в том числе изменением
основных показателей прогноза социально-экономического развития Российской
Федерации на 2025 год и уточнением параметров государственных внутренних
заимствований Российской Федерации в 2025 году.
В соответствии с Законопроектом доходы федерального бюджета
предусматриваются в сумме 38 506,2 млрд рублей, что на 4,4% или на 1 789,9 млрд
рублей меньше по сравнению с суммой, установленной Законом № 419-ФЗ. По
отношению к ВВП доля доходов федерального бюджета в 2025 году составит 17,4%
и уменьшится на 1,4 процентных пункта за счет снижения доли как нефтегазовых,
так и ненефтегазовых доходов.
Уменьшение доходов федерального бюджета главным образом объясняется
значительным сокращением нефтегазовых доходов, которые в 2025 году
ожидаются в сумме 8 317,4 млрд рублей (3,7% к ВВП), что на 23,9% или на 2 619,0
млрд рублей меньше прогнозного значения, учтенного в Законе № 419-ФЗ.
Указанное снижение в значительной степени связано с изменением значений
показателей прогноза социально-экономического развития (цен на нефть и газ,
используемых для расчета налогов, и курса доллара США по отношению к рублю),
а также отдельными уточнениями законодательства Российской Федерации,
принятыми в 2024 году после формирования прогноза доходов.
Базовые нефтегазовые доходы оцениваются в сумме 8 764,6 млрд рублей, что
на 358,8 млрд рублей меньше ранее прогнозировавшегося значения. Таким
образом, дополнительные нефтегазовые доходы по итогам 2025 года не ожидаются.
Влияние указанного снижения на сбалансированность федерального бюджета
нейтрализуется «бюджетным правилом».
Наиболее значительное сокращение планируется в отношении поступлений
налога на добычу полезных ископаемых (далее – НДПИ) в виде нефти (на 29,5%
или на 3 150,5 млрд рублей), НДПИ на газовый конденсат (на 19,7% или на 163,8
млрд рублей), НДПИ на газ (на 10,0% или на 100,4 млрд рублей) и налога на
дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (на 33,0% или на 619,1
млрд рублей). В части законодательных изменений, принятых после подготовки
Закона № 419-ФЗ и вступивших в силу с 1 января 2025 года, влияние оказали
увеличение размера налогового вычета по НДПИ на нефть при добыче нефти для
участка недр, расположенного полностью в границах Красноярского края (- 177,1
млрд рублей), продление срока применения особого налогового режима по НДПИ
на нефть для новых морских месторождений (- 87,8 млрд рублей) и отмена
налогового вычета по НДПИ на газовый конденсат в связи с получением при
переработке газового конденсата широкой фракции легких углеводородов (+ 40,9
млрд рублей).
Ненефтегазовые доходы федерального бюджета в 2025 году оцениваются в
объеме 30 188,8 млрд рублей (13,6 % к ВВП), что на 2,8 % или на 829,2 млрд
рублей больше ранее прогнозировавшегося значения. Рост поступлений
ненефтегазовых доходов ожидается преимущественно за счет увеличения
поступлений отдельных налогов и неналоговых платежей, по которым
наблюдается превышение поступлений за истекший период 2025 года над
учтенными в Законе № 419-ФЗ суммами, а также за счет отражения в прогнозе
доходов отдельных изменений законодательства Российской Федерации и
нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации.
Положительная динамика ненефтегазовых доходов федерального бюджета в
2025 году обусловлена в первую очередь ростом:
налога на добавленную стоимость за счет увеличения номинального объема
ВВП и ожидаемого роста собираемости при одновременном снижении объемов
импорта в рублевом выражении – на 1,6 % или на 250,0 млрд рублей;
внутренних акцизов (главным образом на табачную продукцию) из‑за
прогнозируемого увеличения объемов реализации – на 15,1 % или на 205,8 млрд
рублей;
налога на доходы физических лиц в основном за счет более высокой базы,
сложившейся по итогам 2024 года – на 5,9 % или на 47,7 млрд рублей;
государственной пошлины в связи с повышением ставок по отдельным
видам услуг, как уже вступившим в силу, так и планирующимся в 2025 году – на
38,3 % или на 70,7 млрд рублей;
таможенных пошлин, уплаченных физическими лицами (главным образом
вследствие изменения фактических и прогнозируемых объемов ввоза автомобилей,
а также их средней стоимости) – на 60,1 % или на 79,5 млрд рублей;
доходов по остаткам средств на счетах федерального бюджета и от их
размещения, кроме средств ФНБ (на фоне сложившихся объемов размещения
средств и увеличения уровня ключевой ставки в конце 2024 года) – на 43,2 % или
на 414,7 млрд рублей;
доходов от перечисления части прибыли Центрального банка Российской
Федерации с учетом сложившейся прибыли по итогам 2024 года (ранее получение
Центральным банком Российской Федерации по итогам 2024 года не ожидалось)
– на 149,7 млрд рублей.
Увеличение оценки поступлений указанных доходов компенсирует
снижение прогноза поступлений утилизационного сбора (на 22,3 % или на
448,3 млрд рублей), связанное со снижением прогнозируемых объемов ввоза
транспортных средств на фоне действия повышенных ставок сбора, и ряда других
платежей.
Среди наиболее значимых законодательных и нормативных изменений в
части ненефтегазовых доходов, принятых после формирования Закона
№ 419-ФЗ, следует отметить увеличение с 1 января 2025 года размеров
административных штрафов за нарушения Правил дорожного движения при
уменьшении скидки за их быструю уплату и зачисление 25 % поступлений
указанных штрафов в федеральный бюджет (+ 46,0 млрд рублей), расширение
периметра применения повышенных ставок ввозных таможенных пошлин на
отдельные товары из недружественных стран (+ 24,5 млрд рублей) и
проектируемое увеличение с 1 июля 2025 года размера государственной пошлины,
связанной с миграционными действиями, за государственную регистрацию
транспортных средств и иные юридически значимые действия (+ 22,6 млрд
рублей).
Следует иметь в виду, что при формировании уточненной оценки
исключены поступившие доходы федерального бюджета, подлежащие зачислению
в резервный фонд Правительства Российской Федерации, а также доходы,
направленные на расходы путем внесения изменений в сводную бюджетную
роспись.
Общий объем увеличения расходов федерального бюджета, который
согласно Законопроекту составит 829,2 млрд рублей, обусловлен в том числе:
- увеличением бюджетных ассигнований на 121,4 млрд рублей в связи с
изменением основных показателей прогноза социально-экономического развития
Российской Федерации на 2025 год, включая:
73,0 млрд рублей – отдельные обязательства, подлежащие индексации на
уровень инфляции в соответствии с законодательством Российской Федерации;
31,9 млрд рублей – резервирование средств на оплату труда отдельных
категорий работников федеральных государственных учреждений, определенных
указами Президента Российской Федерации;
16,0 млрд рублей – трансферты Фонду пенсионному и социального
страхования Российской Федерации;
5,1 млрд рублей – на закупку энергетических ресурсов;
- увеличением бюджетных ассигнований на 439,0 млрд рублей на реализацию
иных мероприятий, в том числе по поручениям Президента Российской
Федерации и Правительства Российской Федерации, включая:
279,0 млрд рублей – льготные ипотечные программы (семейная ипотека,
льготная ипотека, дальневосточная ипотека, льготная ипотека на территориях
новых субъектов Российской Федерации);
55,4 млрд рублей – льготное кредитование агропромышленного комплекса,
российских организаций в целях снижения затрат на транспортировку
сельскохозяйственной и продовольственной продукции, а также на возмещение
части затрат на создание (модернизацию) объектов агропромышленного
комплекса и на приобретение и ввод в эксплуатацию оборудования для внедрения
обязательной маркировки отдельных видов молочной продукции;
47,6 млрд рублей – имущественные взносы Российской Федерации в
государственную корпорацию развития «ВЭБ.РФ» на возмещение расходов в связи
с предоставлением кредитов и займов в рамках реализации механизма «фабрики»
проектного финансирования;
22,6 млрд рублей – резервирование бюджетных ассигнований на
установление дополнительных выплат к денежному довольствию, а также
обеспечение жильем сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации;
8,8 млрд рублей – обеспечение деятельности Национального центра «Россия»
в рамках Международной выставки-форума «Россия»;
- увеличением на 89,3 млрд рублей расходов, обусловленных поступлением
доходов в 2025 году, в связи с корректировкой прогноза поступления
соответствующих доходов федерального бюджета, в пределах которых
осуществляются указанные расходы (в том числе увеличение на 16,2 млрд рублей
бюджетных ассигнований на оказание медицинской помощи детям с тяжелыми
жизнеугрожающими и хроническими заболеваниями, в том числе редкими
(орфанными) заболеваниями (»Круг добра»).
Также Законопроектом предусматривается перераспределение бюджетных
ассигнований федерального бюджета на 2025 год по предложениям главных
распорядителей средств федерального бюджета в общем объеме 11,7 млрд рублей.
Увеличение бюджетных ассигнований по государственным программам
Российской Федерации составит 344,1 млрд рублей, в том числе:
279,0 млрд рублей — на реализацию государственной программы Российской
Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными
услугами граждан Российской Федерации»;
41,8 млрд рублей — на реализацию Государственной программы развития
сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья
и продовольствия;
26,0 млрд рублей — на реализацию государственной программы Российской
Федерации «Развитие здравоохранения»;
25,6 млрд рублей — на реализацию государственной программы Российской
Федерации «Развитие транспортной системы»;
24,2 млрд рублей — на реализацию государственной программы Российской
Федерации «Обеспечение обороноспособности страны»;
17,8 млрд рублей — на реализацию государственной программы Российской
Федерации «Социальная поддержка граждан».
Снижение бюджетных ассигнований предусмотрено в том числе по
государственным программам Российской Федерации «Развитие промышленности
и повышение ее конкурентоспособности» (на 97,1 млрд рублей), «Научно-
технологическое развитие Российской Федерации» (на 22,1 млрд рублей),
»Развитие авиационной промышленности» (на 9,6 млрд рублей).
Увеличение бюджетных ассигнований по непрограммным направлениям
деятельности предусмотрено в объеме 485,0 млрд рублей.
Увеличение бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение
реализации национальных проектов составит 124,3 млрд рублей, в том числе по
национальным проектам «Семья» – 154,2 млрд рублей, «Инфраструктура для
жизни» – 25,3 млрд рублей, «Международная кооперация и экспорт» – на
22,6 млрд рублей. При этом снижаются бюджетные ассигнования на реализацию
национальных проектов «Промышленное обеспечение транспортной
мобильности» – на 60,1 млрд рублей, «Средства производства и автоматизации» –
на 31,9 млрд рублей, «Туризм и гостеприимство» – на 2,0 млрд рублей,
»Беспилотные авиационные системы» – на 154 млн рублей.
Обеспокоенность комитета вызывает сокращение финансирования
реализации государственных программ Российской Федерации и вновь
утвержденных национальных проектов, направленных на обеспечение научного и
технологического развития государства, что может свидетельствовать об их
недостаточной предварительной проработке.
В части межбюджетных отношений Законопроектом предлагается увеличить
общий объем межбюджетных трансфертов, предоставляемых в 2025 году из
федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, на 37,8 млрд
рублей, или на 1,1 % по сравнению с объемом, предусмотренным Законом № 419-
ФЗ. В результате общий объем межбюджетных трансфертов из федерального
бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на 2025 год составит 3 481,6
млрд рублей.
При этом увеличение объема субвенций бюджетам субъектов Российской
Федерации, предоставляемых в рамках 9 государственных программ Российской
Федерации, в основном «Развитие здравоохранения» и «Социальная поддержка
граждан», на общую сумму 2,8 млрд рублей, или на 0,9 %, обусловлено изменением
индекса потребительских цен в прогнозе социально-экономического развития.
Увеличение объема единой субвенции составит 0,1 млрд рублей, или на 0,7 %.
В частности, объем субвенций на оказание отдельным категориям граждан
социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами для
медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты,
медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также
специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов,
предлагается увеличить на 2,2 млрд рублей, или на 3,5 %.
Увеличение объема дотаций на поддержку мер по обеспечению
сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации составит
0,2 млрд рублей.
Учитывая сохраняющиеся в текущем финансовом году ограничения в
бюджетных ресурсах для повышения объемов дотаций на частичную компенсацию
дополнительных расходов на повышение оплаты труда работников бюджетной
сферы и иные цели субъектам Российской Федерации в связи с увеличением
соответствующих расходов и ростом минимального размера оплаты труда, комитет
полагает необходимым вернуться к данному вопросу при формировании
параметров федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый
период, рассмотрев при этом вопрос о сокращении ограничений для доступа
субъектов Российской Федерации к этому виду государственной поддержки.
Общий объем субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов
Российской Федерации предлагается увеличить на 34,8 млрд рублей, или на 2,1 %.
Так, Законопроектом предусмотрено распределение нового вида субсидий в
объеме 8,1 млрд рублей в целях софинансирования расходов регионов по
возмещению части прямых понесенных затрат на создание, модернизацию
объектов агропромышленного комплекса, приобретение и ввод в промышленную
эксплуатацию маркировочного оборудования для внедрения обязательной
маркировки отдельных видов молочной продукции. Предоставление указанных
субсидий предусматривается бюджетам 43 субъектов Российской Федерации.
Дополнительно предусматривается 2,8 млрд рублей на субсидии бюджету
Новосибирской области в целях софинансирования строительства мостового
перехода в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие
транспортной системы», 1,3 млрд рублей – бюджету Магаданской области в рамках
государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения»,
в том числе на строительство областного родильного дома в г. Магадане, 0,49 млрд
рублей – бюджету Рязанской области на завершение строительства объектов
образования.
Увеличение объемов субсидий бюджетам регионов в целях
софинансирования мероприятий по расширенному неонатальному скринингу
составит 0,4 млрд рублей, или на 18,9 %.
Предусматривается также перераспределение объемов между регионами-
получателями по ряду субсидий и субвенций без изменения общего объема в связи
с изменением численности получателей выплат и фактическим использованием
предоставленных средств.
Кроме того, Законопроектом предлагается изменить наименования ряда
межбюджетных трансфертов с целью приведения их в соответствие с
утвержденными правилами их предоставления из федерального бюджета
бюджетам субъектов Российской Федерации.
Следует отметить, что Законопроектом предусматривается возможность
предоставления в 2025 году и в плановом периоде 2026 и 2027 годов из бюджета
Сахалинской области субсидии федеральному бюджету в целях софинансирования
исполнения расходного обязательства Российской Федерации по строительству
(реконструкции) объектов инфраструктуры морского порта Корсаков
(Сахалинская область) в части осуществления дноуглубительных работ в
соответствии со статьей 1381 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Учитывая тенденцию замедления роста основных макроэкономических
показателей, комитет обращает внимание на необходимость при формировании
параметров федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый
период дополнительно проработать вопрос о мерах, направленных на повышение
эффективности расходов федерального бюджета. При этом особого внимания
требуют подходы к прогнозированию основных макроэкономических показателей,
а также вопросы совершенствования подходов к управлению формированием и
реализацией государственных программ Российской Федерации и национальных
проектов, в том числе в части более детального планирования бюджетных
ассигнований на их реализацию.
Законопроектом предусматривается вступление основной части его
положений в силу со дня официального опубликования.
Согласно финансово-экономическому обоснованию изменения,
предусматриваемые Законопроектом, обеспечивают сбалансированность
федерального бюджета в 2025 году.
Учитывая изложенное, комитет поддерживает концепцию проекта
федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон
»О федеральном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов».