Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О государственном регулировании оборота метанола и метанолсодержащих жидкостей» (проект № 610892–8)

Рассмотрев Федеральный закон «О государственном регулировании оборота
метанола и метанолсодержащих жидкостей» (далее — Закон), принятый
Государственной Думой 20 мая 2025 года, комитет отмечает следующее.
Проект федерального закона внесен сенаторами Российской Федерации
Н.А. Журавлевым, А.Д. Артамоновым, С.Н. Рябухиным, В.С. Тимченко,
депутатами Государственной Думы Ш.В. Кара-оолом, М.А. Топилиным,
В.В. Гутеневым и другими в целях защиты здоровья, прав и законных интересов
граждан, экономических интересов Российской Федерации, обеспечения
безопасности метанола и метанолсодержащих жидкостей.
На данный момент отсутствует единое, комплексное регулирование оборота
указанной химической продукции, в результате чего отсутствует система,
исключающая бесконтрольный оборот метанола и метанолсодержащих жидкостей
и их выбытие во владение неустановленных лиц, в том числе граждан.
В этих условиях Законом создаются правовые основы оборота метанола
и метанолсодержащих жидкостей, в том числе вводится новый понятийный аппарат.
Кроме того, Правительство Российской Федерации наделяется
обязанностью определить федеральный орган исполнительный власти,
уполномоченный на осуществление функций по выработке государственной
политики и нормативно-правовому регулированию в сфере оборота метанола
и метанолсодержащих жидкостей, что позволит на базе одного органа власти
проводить системную государственную политику в указанной области.
Законом вводится обязанность организаций и индивидуальных
предпринимателей, участвующих в обороте метанола и метанолсодержащих
жидкостей, по включению в соответствующий реестр (далее — Реестр)
для осуществления своей деятельности. Для этого Законом регламентируются
организационные основы по формированию и ведению Реестра, которое будет
осуществляться уполномоченным органом в государственной информационной
системе промышленности.
Включение информации о хозяйствующем субъекте в Реестр будет
осуществляться в уведомительном порядке. Подача уведомления возможна через
государственную информационную систему промышленности и Единый портал
государственных и муниципальных услуг (функций).
При этом информация об отдельных категориях организаций, например
об организациях, деятельность которых направлена на обеспечение обороны
страны и безопасности государства, не будет включаться в Реестр. Одновременно
с этим Правительство Российской Федерации наделяется правом устанавливать
случаи, при которых информация, содержащаяся в Реестре, не подлежит
размещению в открытой части государственной информационной системы
промышленности.
Законом предусматриваются основания исключения информации
из Реестра, связанные с добровольным направлением уведомления о прекращении
деятельности по обороту метанола и метанолсодержащих жидкостей,
а также с прекращением деятельности юридического лица или физического лица
в качестве индивидуального предпринимателя. При этом Правительство
Российской Федерации наделяется полномочием устанавливать дополнительные
случаи исключения информации из Реестра, после наступления которых
организация или индивидуальный предприниматель лишается права повторно
направить уведомление об осуществлении деятельности по обороту метанола
и метанолсодержащих жидкостей на 2 месяца.
Также устанавливается, что оборот метанола и метанолсодержащих
жидкостей лицами, не включенными в Реестр, не допускается. Соответственно,
запрещается оборот метанола и метанолсодержащих жидкостей физическими
лицами. Запрещается розничная продажа метанола и метанолсодержащих
жидкостей. Вводятся иные требования к обороту метанола и метанолсодержащих
жидкостей.
Законом урегулированы отношения, связанные с пресечением незаконного
оборота метанола и метанолсодержащих жидкостей, а именно предусматривается,
что метанол и метанолсодержащие жидкости, изъятые из незаконного оборота,
подлежат вывозу, хранению вне места изъятия до проведения необходимых
исследований и последующим уничтожению либо направлению на переработку
и (или) использование по решению суда в порядке, установленном
Правительством Российской Федерации.
Кроме того, вводится общая норма об ответственности за нарушение
обязательных требований, предусмотренных Законом, в соответствии
с законодательством Российской Федерации.
В настоящее время такая ответственность предусмотрена статьей 2342
Уголовного кодекса Российской Федерации. Также Государственной Думой
в первом чтении принят проект федерального закона № 732839–8
»О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных
правонарушениях», предусматривающий введение административной
ответственности. В некоторых случаях действующими составами
административных правонарушений охватываются отдельные противоправные
деяния (например, в соответствии со статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации
об административных правонарушениях возможно привлечение
к административной ответственности за несоблюдение санитарно-
эпидемиологических требований при организации и проведении работ
с метанолом и метанолсодержащими жидкостями).
При рассмотрении законопроекта во втором чтении в Государственной Думе
было внесено 8 поправок сенаторами Российской Федерации Н.А. Журавлевым,
А.Д. Артамоновым, С.Н. Рябухиным, которыми предусматриваются, в частности,
обязанность по денатурации метанола, а также положение об осуществлении
контроля за некоторыми стадиями оборота метанола, установленного отраслевым
законодательством.
Закон вступает в силу с 1 сентября 2025 года, за исключением положений,
регламентирующих требования о реализации, хранении, уничтожении метанола
и метанолсодержащих жидкостях, которые вступают в силу (применяются)
с 1 марта 2026 года.
Требование об обороте метанола и метанолсодержащих жидкостей
при условии их обязательной денатурации будет применяться после вступления
в силу нормативного правового акта Правительства Российской Федерации,
устанавливающего порядок осуществления денатурации метанола
и метанолсодержащих жидкостей.
Также до 1 ноября 2025 года предусматривается переходный период,
позволяющий включиться в Реестр организациям и индивидуальным
предпринимателям, осуществляющим деятельность по обороту метанола
до 1 сентября 2025 года.
Реализация Закона не окажет влияния на доходы или расходы бюджетов
бюджетной системы Российской Федерации и не повлечет негативных финансово-
экономических последствий.
Коррупциогенные факторы в Законе не выявлены.
Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению Советом
Федерации на основании статьи 106 Конституции Российской Федерации.
Комитет Совета Федерации по экономической политике, Комитет
Совета Федерации по социальной политике, Комитет Совета Федерации
по Регламенту и организации парламентской деятельности рекомендуют
Совету Федерации одобрить Закон.
Учитывая изложенное, комитет рекомендует Совету Федерации одобрить
Федеральный закон «О государственном регулировании оборота метанола
и метанолсодержащих жидкостей».