Рассмотрев Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон), принятый
Государственной Думой 20 мая 2025 года, комитет отмечает следующее.
Проект федерального закона внесен сенаторами Российской Федерации
Н.А. Журавлевым, М.М. Ульбашевым, А.В. Шендерюком-Жидковым,
А.Г. Шейкиным, А.В. Синициным, депутатами Государственной Думы
А.Г. Аксаковым, К.М. Бахаревым, В.С. Макаровым и другими в целях создания
правовых основ применения платформы цифрового рубля для предупреждения,
выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием)
доходов, полученных преступным путем, финансированием терроризма
и финансированием распространения оружия массового уничтожения.
В связи с этим вносится ряд изменений в Федеральный закон от 7 августа
2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов,
полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
Прежде всего, предусматривается, что операции по переводу денежных
средств с банковского счета или уменьшению остатка электронных денежных
средств в целях их зачисления на счет цифрового рубля и зачислению
переводимых со счета цифрового рубля денежных средств на банковский счет
или по зачислению таких денежных средств в целях увеличения остатка
электронных денежных средств подлежат обязательному контролю, если они
совершаются на сумму, равную или превышающую 1 миллион рублей либо
эквивалентную сумму в иностранной валюте.
Кроме того, устанавливаются особенности организации деятельности
по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным
путем, финансированию терроризма оператором платформы цифрового рубля,
участниками платформы цифрового рубля.
Так, определяются обязанности и права оператора платформы цифрового
рубля, которым является Банк России, участников платформы цифрового рубля.
В частности, закрепляются обязанности Банка России разрабатывать
и применять политику платформы цифрового рубля по противодействию
легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем,
финансированию терроризма и финансированию распространению оружия
массового уничтожения; при приеме на обслуживание и обслуживании
пользователей платформы цифрового рубля оценивать степень (уровень) риска
совершения ими подозрительных операций и относить каждого пользователя
платформы (за исключением кредитных организаций) к одной из трех групп риска
совершения подозрительных операций (низкая, средняя, высокая); применять
меры по замораживанию (блокированию) денежных средств.
Одновременно с этим Законом регламентируется административный
порядок обжалования решений оператора платформы цифрового рубля об отказе
в совершении операций с цифровыми рублями.
В этом случае пользователь платформы цифрового рубля вправе представить
оператору платформы цифрового рубля заявление об отсутствии оснований
для принятия соответствующего решения с прилагаемыми к нему документами
по установленному перечню, а также при необходимости иными документами
и (или) сведениями. Требования к такому заявлению, указанный перечень документов,
а также описание процедуры их рассмотрения оператором платформы цифрового
рубля определяются Банком России и размещаются на его сайте в сети «Интернет».
В дальнейшем если оператор платформы цифрового рубля не найдет
оснований для принятия положительного решения по обращению пользователя
платформы цифрового рубля, такой пользователь вправе обратиться с заявлением
уже в межведомственную комиссию, в состав которой входят представители
Банка России и уполномоченного органа, рассматривающую заявления с участием
представителей ФТС России и Уполномоченного при Президенте Российской
Федерации по защите прав предпринимателей, и только после этого — в суд.
Контроль выполнения оператором платформы цифрового рубля функций
в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных
преступным путем, финансированию терроризма, экстремистской деятельности и
финансированию распространения оружия массового уничтожения
осуществляется главным аудитором Банка России. Главный аудитор и служба
главного аудитора в своей профессиональной деятельности являются
независимыми от структурных подразделений Банка России.
Кроме того, при рассмотрении законопроекта в Государственной Думе
во втором чтении были приняты поправки следующего характера.
Законом вносятся изменения в Федеральный закон от 10 июля 2002 года
№ 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»,
устанавливающие полномочие Государственной Думы по принятию решения
о проверке Счетной палатой Российской Федерации выполнения Банком России
функций в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных
преступным путем, финансированию терроризма, экстремистской деятельности
и финансированию распространения оружия массового уничтожения
при организации и обеспечении функционирования платформы цифрового рубля.
Одновременно с этим информация о выполнении Банком России таких
функций и соответствующее заключение Счетной палаты Российской Федерации
включаются в годовой отчет Банка России, представляемый ежегодно
в Государственную Думу.
Реализация Закона не окажет влияния на доходы или расходы бюджетов
бюджетной системы Российской Федерации и не повлечет негативных финансово-
экономических последствий.
Коррупциогенные факторы в Законе не выявлены.
В соответствии со статьей 106 Конституции Российской Федерации Закон
подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации.
Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности, Комитет Совета
Федерации по конституционному законодательству и государственному
строительству, Комитет Совета Федерации по экономической политике
рекомендуют Совету Федерации одобрить Закон.
Учитывая изложенное, комитет рекомендует Совету Федерации одобрить
Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации».