Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (проект № 442970–8)

Рассмотрев Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон), принятый
Государственной Думой 13 мая 2025 года, комитет отмечает следующее.
Проект федерального закона разработан сенаторами Российской Федерации
Н.А. Журавлевым, А.Д. Артамоновым, М.М. Ульбашевым, а также депутатами
Государственной Думы А.Г. Аксаковым, О.В. Савченко, А.Н. Свистуновым,
А.В. Терентьевым.
Закон направлен на дальнейшее развитие инфраструктуры финансового
рынка, а также на уточнение условий заключения договоров долгосрочных
сбережений граждан.
Законом устанавливается возможность передачи от управляющей компании
акционерного инвестиционного фонда или от управляющей компании паевого
инвестиционного фонда специализированному депозитарию обязанности по
осуществлению учета операций с имуществом, составляющим активы
акционерного инвестиционного фонда и (или) активы паевого инвестиционного
фонда, учета денежных средств, ценных бумаг и иного имущества, переданных в
оплату инвестиционных паев, а также обязанности по определению стоимости
чистых активов акционерного инвестиционного фонда, стоимости чистых
активов паевого инвестиционного фонда, расчетной стоимости инвестиционного
пая, стоимости чистых активов акционерного инвестиционного фонда в расчете
на одну акцию. При этом на специализированный депозитарий возлагается
административная ответственность за некорректное осуществление указанных
функций и сохраняется гражданско-правовая ответственность перед владельцами
паев за управляющей компанией. Реализация указанных положений Закона
позволит управляющим компаниям сконцентрироваться на управлении фондами,
а также исключить дублирование выполнения учетных и расчетных функций и
снизить издержки, которые в конечном итоге несут акционеры акционерных
инвестиционных фондов и владельцы инвестиционных паев паевых
инвестиционных фондов.
В связи с тем, что у специализированных депозитариев, не являющихся
кредитными организациями, отсутствуют условия, позволяющие обеспечить
надлежащий уровень сохранности слитков драгоценных металлов,
принадлежащих акционерному инвестиционному фонду или входящих в состав
паевого инвестиционного фонда, Законом предусматривается возможность
исключить обязанность хранения специализированным депозитарием таких
драгоценных металлов в слитках. Одновременно вводится обязанность
управляющей компании в таком случае передавать данное имущество на
хранение в кредитные организации.
В целях повышения скорости операций с ценными бумагами, а также
оптимизации временных и операционных затрат Законом предусматривается
возможность зачисления депозитарием ценных бумаг без поручения депонента-
получателя таких ценных бумаг, в частности, для перечисления ценных бумаг
между счетами одного депонента. Основания, порядок, срок и условия
проведения указанных операций будут устанавливаться Банком России.
Для сокращения сроков обмена документами между эмитентами ценных
бумаг и Банком России, а также снижения издержек, сопутствующих обмену
бумажными документами, Законом устанавливается переход к обязательному
электронному взаимодействию эмитентов с Банком России по вопросам,
связанным с государственной регистрацией выпусков ценных бумаг, посредством
информационных ресурсов, размещенных на официальном сайте Банка России
в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в том числе путем
предоставления таким лицам доступа к личному кабинету.
В целях дальнейшего развития программы долгосрочных сбережений
Законом предусматривается возможность заключения гражданами договоров
долгосрочных сбережений с использованием единого портала государственных и
муниципальных услуг, а также сохраняется право на получение средств
государственной поддержки формирования долгосрочных сбережений в случае
прекращения договора долгосрочных сбережений в течение определенного
времени (в «период охлаждения») после его заключения, что должно повысить
привлекательность и доступность программы долгосрочных сбережений для
граждан.
Кроме того, на негосударственные пенсионные фонды возлагается
обязанность предоставлять администратору софинансирования информацию о
назначении участнику выплаты по договору долгосрочных сбережений или об
осуществлении выплаты выкупной суммы по договору долгосрочных
сбережений, если это влечет за собой прекращение права на получение
государственной поддержки формирования долгосрочных сбережений. Также
уточняется перечень оснований для аннулирования лицензии на осуществление
деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию
негосударственными пенсионными фондами.
Законом уточняются положения, регламентирующие открытие банковских
счетов и покрытых (депонированных) аккредитивов, заключение договоров
банковского счета, договоров банковского вклада (депозита), приобретение
ценных бумаг кредитных организаций федеральными унитарными
предприятиями, имеющими стратегическое значение для оборонно-
промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, а также
хозяйственными обществами, находящимися под их прямым или косвенным
контролем.
Реализация Закона не приведет к дополнительным расходам бюджетов
бюджетной системы Российской Федерации, а также не повлечет отрицательных
социально-экономических, финансовых и иных последствий.
Коррупциогенные факторы в Законе не выявлены.
Закон вступает в силу с 1 марта 2026 года, за исключением положений, для
которых Законом установлены иные сроки вступления их в силу.
В соответствии со статьей 106 Конституции Российской Федерации Закон
подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации.
Комитет Совета Федерации по экономической политике, Комитет Совета
Федерации по социальной политике и Комитет Совета Федерации по
федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и
делам Севера рекомендует Совету Федерации одобрить Закон.
Учитывая изложенное, комитет рекомендует Совету Федерации одобрить
Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации».