Рассмотрев Федеральный закон «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и статьи 14 и 15 Федерального закона „О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации и об установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2025 году“ (далее — Закон), принятый Государственной Думой 8 апреля 2025 года, комитет отмечает следующее.
Проект федерального закона внесен Правительством Российской Федерации.
Закон направлен на совершенствование положений бюджетного законодательства Российской Федерации в целях обеспечения оперативности и качества исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Законом уточнены положения статей 85 и 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – Бюджетный кодекс), касающиеся ограничения ежегодного объема расходов бюджета субъекта Российской Федерации и бюджета муниципального образования — получателей дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований соответственно, в текущем финансовом году, направляемого на исполнение обязательств в том числе перед юридическими лицами, являющимися стороной соглашений о государственно-частном партнерстве (в размере платы публичного партнера, капитального гранта). Одновременно уточнены положения статьи 107 Бюджетного кодекса, устанавливающие верхние пределы государственного долга субъекта Российской Федерации, муниципального долга и предельные значения показателей долговой устойчивости субъекта Российской Федерации, муниципального образования с учетом объема обязательств перед юридическими лицами, являющимися стороной соглашений о государственно-частном партнерстве (в размере платы публичного партнера, капитального гранта).
Основы исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации дополнены положением об исполнении судебных актов (за исключением судебных актов, вынесенных в целях компенсации вреда, нанесенного лицам), требующих выделения бюджетных ассигнований в текущем финансовом году, в пределах ассигнований, предусмотренных законом (решением) о бюджете по статьям расходов, соответствующим целям, определенным судебным актом.
Кроме того, Законом закреплено в Бюджетном кодексе понятие казначейского мониторинга вместо бюджетного мониторинга в системе казначейских платежей с целью повышения полноты и эффективности проводимого Федеральным казначейством мониторинга для недопущения финансовых нарушений участниками казначейского сопровождения.
Законом также внесены изменения в Федеральный закон от 29 октября 2024 года № 367-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации и об установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2025 году» в части дополнения особенностей исполнения федерального бюджета в текущем финансовом году.
Законом расширены возможности увеличения по решению Правительства Российской Федерации общего объема расходов федерального бюджета без внесения изменений в Федеральный закон от 30 ноября 2024 года № 419-ФЗ «О федеральном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов» с соответствующим увеличением бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации в случае и в пределах поступлений от ненефтегазовых доходов сверх объемов, учтенных в прогнозе общего объема доходов федерального бюджета.
Субъектам Российской Федерации, уровень расчетной бюджетной обеспеченности которых в 2024 году до выравнивания составлял от 0,65 до 0,85, предоставлено право направить средства, высвобождаемые до 2029 года в результате списания двух третей задолженности по бюджетным кредитам, на реализацию национальных проектов, утвержденных на основании и для достижения национальных целей, определенных Указом Президента Российской Федерации «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года», и в виде расходов, связанных с проведением специальной военной операции.
Плата за пользование средствами федерального бюджета, начисляемая в 2025 – 2029 годах на две трети задолженности по бюджетным кредитам, переносится для субъектов Российской Федерации на 2030 год. При этом указанная плата подлежит погашению в 2030 году в случае ненаправления регионами в 2025–2029 годах средств, высвобождаемых в результате списания задолженности по бюджетным кредитам, на предусмотренные бюджетным законодательством Российской Федерации направления расходов.
Законом предусмотрено зачисление в 2025 году в бюджеты субъектов Российской Федерации по нормативу 100 процентов сумм административных штрафов, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП) за нарушение Правил дорожного движения, правил эксплуатации транспортного средства, в случае, если постановления о наложении указанных административных штрафов вынесены судьей, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав по результатам рассмотрения постановлений о возбуждении дел об административных правонарушениях, вынесенных прокурорами, протоколов об административных правонарушениях или постановлений о наложении указанных административных штрафов, составленных (вынесенных) должностными лицами исполнительных органов субъектов Российской Федерации (за исключением случаев осуществления исполнительным органом субъекта Российской Федерации переданных полномочий в соответствии со статьей 23.79 КоАП).
Кроме того, в соответствии с Законом до 1 января 2026 года на субсидии и бюджетные инвестиции, предоставляемые российским юридическим лицам на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с предотвращением влияния ухудшения геополитической и экономической ситуации на развитие отраслей экономики, не распространяются положения о непредоставлении таких субсидий российским юридическим лицам, в уставном (складочном) капитале которых доля участия офшорных компаний в совокупности превышает 25 процентов, в случаях, предусмотренных отдельными решениями Правительства Российской Федерации, или в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Согласно финансово-экономическому обоснованию к законопроекту реализация Закона не потребует дополнительных расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Коррупциогенные факторы в Законе не выявлены.
Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
В соответствии со статьей 106 Конституции Российской Федерации Закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации.
Комитет Совета Федерации по экономической политике и Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера рекомендуют Совету Федерации одобрить Закон.
Учитывая изложенное, комитет рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и статьи 14 и 15 Федерального закона „О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации и об установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2025 году“.