Рассмотрев Федеральный закон «О внесении изменений в Бюджетный
кодекс Российской Федерации и статьи 12 и 15 Федерального закона „О внесении
изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации,
приостановлении действия отдельных положений законодательных актов
Российской Федерации, признании утратившими силу отдельных положений
законодательных актов Российской Федерации и об установлении особенностей
исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2025 году“
(далее – Закон), принятый Государственной Думой 17 декабря 2024 года, комитет
отмечает следующее.
Проект федерального закона внесен Правительством Российской
Федерации.
Закон предусматривает распространение на субсидии, предоставляемые из
федерального бюджета государственным корпорациям (компаниям) и публично-
правовым компаниям, требований, аналогичных общим требованиям к порядкам
предоставления субсидий юридическим лицам.
В настоящее время правила предоставления субсидий государственным
корпорациям (компаниям), публично-правовым компаниям устанавливаются
нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
В соответствии с Законом в правила предоставления субсидий,
предоставление которых не осуществляется единовременно при условии
достижения результатов предоставления субсидии, может включаться информация
о последовательном достижении результатов предоставления субсидии (иных
показателей) и порядок предоставления этой информации.
Предлагаемые изменения обеспечат условия для включения результатов
мониторинга деятельности корпораций (компаний) в государственную
интегрированную информационную систему управления общественными
финансами „Электронный бюджет“.
Законом закрепляется новая форма предоставления бюджетных кредитов –
казначейские инфраструктурные кредиты, которые предоставляются
Федеральным казначейством бюджетам субъектов Российской Федерации на
финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов за счет
временно свободных средств единого счета федерального бюджета на срок до
пятнадцати лет в случае, если предоставление таких кредитов предусмотрено
федеральным законом о федеральном бюджете.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 30 ноября 2024 года
№ 419-ФЗ „О федеральном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и
2027 годов“ предусмотрено предоставление таких кредитов в объеме до 250 млрд
рублей ежегодно по ставке 3% годовых.
Согласно Закону порядок предоставления, использования и возврата
субъектами Российской Федерации казначейских инфраструктурных кредитов
устанавливается Правительством Российской Федерации и должен
предусматривать в том числе направления их использования.
Проекты правовых актов Правительства Российской Федерации,
устанавливающие указанный порядок, и распределение казначейских
инфраструктурных кредитов бюджетам субъектов Российской Федерации
направляются в Совет Федерации и Государственную Думу и в установленных
Бюджетным кодексом Российской Федерации случаях и порядке подлежат
рассмотрению трехсторонней комиссией по вопросам межбюджетных отношений.
Отбор (одобрение) инфраструктурных проектов, на реализацию которых
предоставляются казначейские инфраструктурные кредиты, изменение
параметров отобранных (одобренных) инфраструктурных проектов
осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской
Федерации.
Также Законом устанавливается, что государственный финансовый контроль
за соблюдением условий предоставления и использования казначейских
инфраструктурных кредитов осуществляет Федеральное казначейство в порядке,
установленном Правительством Российской Федерации.
В случае несвоевременного погашения субъектом Российской Федерации
казначейского инфраструктурного кредита или процентов за его использование
взыскание задолженности по такому кредиту, включая проценты, штрафы и пени,
осуществляется в порядке, установленном Министерством финансов Российской
Федерации:
1) за счет доходов от уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей,
подлежащих распределению в соответствующий бюджет, имеющий
задолженность;
2) путем обращения взыскания на средства, предусмотренные для
перечисления в соответствующий бюджет, имеющий задолженность.
По аналогии с другими бюджетными кредитами на казначейские
инфраструктурные кредиты не распространяется принцип общего совокупного
покрытия расходов, а также ограничения по предельному объему заимствований
и по размещению средств бюджета субъекта Российской Федерации на банковских
депозитах на срок свыше одного месяца.
Законом устанавливается возможность превышения предельного показателя
дефицита бюджета субъекта Российской Федерации, а также предельного объема
его государственного долга субъекта на сумму полученного казначейского
инфраструктурного кредита.
Кроме того, к целям осуществления государственных внутренних
заимствований субъектов Российской Федерации и муниципальных внутренних
заимствований отнесено в том числе финансовое обеспечение реализации
инфраструктурных проектов с привлечением инфраструктурных бюджетных
кредитов и казначейских инфраструктурных кредитов.
Положениями Закона предусматривается изменение нормативов
распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации
поступлений от уплаты штрафов за нарушение Правил дорожного движения с
учетом изменений в Кодекс Российской Федерации об административных
правонарушениях в части повышения на 50% размеров штрафов за нарушение
Правил дорожного движения и сокращения скидки к величине штрафа с 50% до
25% при оплате в течение 30 дней, вступающих в силу с 1 января 2025 года.
В Бюджетный кодекс Российской Федерации вносятся изменения, согласно
которым суммы штрафов, установленных Кодексом Российской Федерации об
административных правонарушениях за нарушение Правил дорожного движения,
правил эксплуатации транспортного средства, подлежат зачислению в
федеральный бюджет по нормативу 25%, в бюджет субъекта Российской
Федерации — по нормативу 75%.
Комитет отмечает, что согласно пункту 19 статьи 21 Федерального закона от
30 ноября 2024 года № 419-ФЗ „О федеральном бюджете на 2025 год и на плановый
период 2026 и 2027 годов“ по решению Правительства Российской Федерации
дополнительные средства федерального бюджета могут быть направлены на
реализацию мероприятий национального проекта „Экономика данных и цифровая
трансформация государства“ и государственной программы Российской
Федерации „Информационное общество“ при внесении изменений в бюджетное
законодательство Российской Федерации в случае увеличения размера штрафа и
уменьшения размера скидки по уплате штрафа за нарушение Правил дорожного
движения, правил эксплуатации транспортного средства в пределах поступления
соответствующих дополнительных доходов федерального бюджета.
Изменения касаются также норматива зачисления платы за негативное
воздействие на окружающую среду. Так, в соответствии с Законом норматив
зачисления платы за негативное воздействие на окружающую среду в бюджеты
субъектов Российской Федерации увеличивается с 40% до 100% (в настоящее
время плата за негативное воздействие на окружающую среду по нормативу 60%
зачисляется в бюджеты городских (муниципальных) округов и муниципальных
районов и по нормативу 40% — в бюджеты субъектов Российской Федерации).
При этом органам государственной власти субъекта Российской Федерации
дается право установить дифференцированные или единые нормативы отчислений
в местные бюджеты от платы за негативное воздействие на окружающую среду,
подлежащей зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации.
Кроме того, Законом предусмотрено, что в целях финансирования
самоокупаемых инфраструктурных проектов, перечень которых утверждается
Правительством Российской Федерации, средства Фонда национального
благосостояния могут размещаться на субординированных депозитах в российских
кредитных организациях на основании отдельных решений Правительства
Российской Федерации.
В соответствии с Законом Правительство Российской Федерации наделяется
правом распределять между субъектами Российской Федерации иные
межбюджетные трансферты, увеличенные в результате изменений в сводную
бюджетную роспись при перераспределении бюджетных ассигнований,
предусмотренных на финансовое обеспечение реализации государственных
программ Российской Федерации, а также источником финансового обеспечения
которых являются бюджетные ассигнования, зарезервированные федеральным
законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый
период.
Законом органы публичной власти федеральной территории „Сириус“
наделяются полномочием осуществлять капитальные вложения в федеральные
объекты капитального строительства и недвижимого имущества, переданные
федеральной территории „Сириус“, в отношении которых органы публичной
власти федеральной территории „Сириус“ осуществляют полномочия
собственника.
На 2025 год продлевается норма о возможности в рамках исполнения
государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений) о
предоставлении субсидий, договоров о предоставлении бюджетных инвестиций,
концессионных соглашений и соглашений о государственно-частном партнерстве
(муниципально-частном партнерстве) при казначейском сопровождении
перечисления авансовых платежей поставщикам строительных материалов и
оборудования с лицевых счетов, открытых в территориальных органах
Федерального казначейства, на расчетные счета, открытые таким поставщикам в
кредитных организациях.
Закон вступает в силу со дня его официального опубликования,
за исключением положений, для которых установлен иной срок их вступления в
силу. В частности, изменения в части нормативов зачисления штрафов за
нарушение Правил дорожного движения, полномочий органов публичной власти
федеральной территории „Сириус“, отражения информации о последовательном
достижении результатов предоставления субсидий государственным корпорациям
(компаниям) вступают в силу с 1 января 2025 года. Изменения в части нормативов
зачисления платы за негативное воздействие на окружающую среду вступают в
силу с 1 января 2026 года.
Закон подлежит обязательному рассмотрению Советом Федерации
на основании статьи 106 Конституции Российской Федерации.
Коррупциогенные факторы в Законе не выявлены.
Комитет Совета Федерации по экономической политике, Комитет Совета
Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному
самоуправлению и делам Севера, Комитет Совета Федерации по аграрно-
продовольственной политике и природопользованию рекомендуют одобрить
Федеральный закон.
Учитывая изложенное, комитет рекомендует Совету Федерации одобрить
Федеральный закон „О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской
Федерации и статьи 12 и 15 Федерального закона „О внесении изменений в
отдельные законодательные акты Российской Федерации, приостановлении
действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации,
признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов
Российской Федерации и об установлении особенностей исполнения бюджетов
бюджетной системы Российской Федерации в 2025 году“.