Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (проект № 671687–8)

Рассмотрев Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон
»О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным
путем, и финансированию терроризма» и отдельные законодательные акты
Российской Федерации» (далее — Федеральный закон), принятый Государственной
Думой 12 декабря 2024 года, комитет отмечает следующее.
Проект федерального закона был внесен Правительством Российской
Федерации в целях включения в сферу применения Федерального закона
от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию)
доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее -
Закон № 115-ФЗ) направления, связанного с противодействием финансированию
экстремистской деятельности.
В частности, Федеральным законом закрепляется понятие финансирования
экстремистской деятельности, под которым понимается предоставление или сбор
средств либо оказание финансовых услуг, заведомо предназначенных
для финансирования организации, подготовки и совершения хотя бы одного
из преступлений экстремистской направленности, признаваемых таковыми
в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации, либо для обеспечения
деятельности экстремистского сообщества или экстремистской организации.
Следует отметить, что в настоящее время субъекты исполнения требований
Закона № 115-ФЗ уже реализуют отдельные направления, связанные
с противодействием финансированию экстремистской деятельности, в том числе
связанные с применением мер по замораживанию (блокированию) денежных
средств или иного имущества в отношении организаций и физических лиц,
включенных в перечень организаций и физических лиц, в отношении
которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности
или терроризму.
Таким образом, новые обязанности финансовых организаций,
предусмотренные Федеральным законом, уже частично связаны с текущими
обязанностями и будут касаться предоставления информации о финансовых
операциях проверяемых лиц по запросу Росфинмониторинга.
Одновременно с этим в целях имплементации положений Шанхайской
Конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, подписанной
в г. Шанхае 15 июня 2001 года, Конвенции Шанхайской организации
сотрудничества по противодействию экстремизму, заключенной в г. Астане
9 июня 2017 года, Федеральным законом уточняются положения Закона
№ 115-ФЗ, регулирующие обмен информацией и правовой помощи,
распространив их так же на функции, связанные с противодействием
финансированию экстремистской деятельности.
Также расширяются основания включения физических лиц в перечень
организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения
об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму.
Кроме того, корреспондирующие изменения предлагается внести
в 47 законодательных актов.
По мнению комитета, реализация Федерального закона позволит снизить
экстремистские проявления в обществе.
Коррупциогенные факторы в Федеральном законе не выявлены.
Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству
и государственному строительству, Комитет Совета Федерации по обороне
и безопасности, Комитет Совета Федерации по экономической политике, Комитет
Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности
рекомендуют одобрить Федеральный закон.
Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению Советом
Федерации на основании статьи 106 Конституции Российской Федерации.
Учитывая изложенное, комитет рекомендует Совету Федерации одобрить
Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон
»О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным
путем, и финансированию терроризма» и отдельные законодательные акты
Российской Федерации».