Рассмотрев Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 13 и 14
Федерального закона «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» (далее
– Закон), принятый Государственной Думой 17 декабря 2024 года, комитет
отмечает следующее.
Проект федерального закона был внесен в Государственную Думу
сенаторами Российской Федерации Н.А.Журавлевым, А.Д.Артамоновым,
М.М.Ульбашевым, А.Н.Епишиным, А.А.Салпагаровым, П.В.Таракановым (в
период исполнения им полномочий сенатора Российской Федерации),
С.В.Калашником, депутатами Государственной Думы А.Г.Аксаковым,
А.Н.Свистуновым, О.Д.Димовым, В.С.Макаровым, В.Б.Сениным с целью
усиления государственного контроля за обращением драгоценных металлов и
драгоценных камней.
Законом устанавливается, что определенные Правительством Российской
Федерации операции с драгоценными металлами, драгоценными камнями могут
осуществляться при условии подтверждения характеристик драгоценных
металлов, классификационных характеристик драгоценных камней.
Подтверждение данных характеристик осуществляется при вводе в оборот
драгоценных металлов и драгоценных камней на территории Российской
Федерации. При этом установлен ряд исключений в части необходимости
подтверждения характеристик драгоценных металлов и драгоценных камней,
которые касаются, в частности:
монет из драгоценных металлов, прошедших эмиссию;
драгоценных металлов и драгоценных камней, приобретаемых в
Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней
Российской Федерации России и отпускаемых из него;
драгоценных металлов, характеристики которых определены или
подтверждены в процессе опробования и анализа в соответствии со статьей 121
Федерального закона от 26 марта 1998 года № 41-ФЗ «О драгоценных металлах
и драгоценных камнях»;
ограненных драгоценных камней, характеристики которых определены в
процессе проведения государственного контроля;
необработанных драгоценных камней, частично обработанных природных
алмазов, характеристики которых определены в процессе сортировки,
первичной классификации и первичной оценки, в процессе пересортировки и
аттестации, проведения государственного контроля.
Подтверждение характеристик драгоценных металлов будет
осуществляться федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим функции по государственному контролю (надзору),
(Федеральной пробирной палатой), а также юридическими лицами и
индивидуальными предпринимателями, аккредитованными в соответствии с
законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной
системе аккредитации, в порядке, утверждаемом уполномоченным федеральным
органом исполнительной власти.
Подтверждение классификационных характеристик драгоценных камней
будет осуществляться федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим функции по государственному контролю (надзору); судебно-
экспертными учреждениями федерального органа исполнительной власти,
осуществляющего функции по выработке и реализации государственной
политики и нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции;
подведомственным уполномоченному федеральному органу исполнительной
власти государственным учреждением.
Порядок подтверждения классификационных характеристик драгоценных
камней, содержащий виды драгоценных камней, диапазоны значений их масс,
перечень документов по стандартизации, а также минимальные объемы отбора
проб драгоценных камней, будет определен уполномоченным федеральным
органом исполнительной власти.
Законом также установлено, что за осуществление федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим функции по государственному
контролю (надзору), действий по подтверждению характеристик драгоценных
металлов, классификационных характеристик драгоценных камней взимается
государственная пошлина. За осуществление указанных действий
юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также
учреждениями, подведомственными федеральным органам исполнительной
власти, взимается плата, размер которой устанавливается договором либо
решением Правительства Российской Федерации.
Реализация положений Закона потребует принятия нормативных
правовых актов Правительства Российской Федерации и Министерства
финансов Российской Федерации. С учетом этого вступление Закона в силу
предусмотрено с 1 марта 2026 года.
При этом устанавливается, что драгоценные металлы, характеристики
которых, драгоценные камни, классификационные характеристики которых
определены в соответствии с Федеральным законом от 26 марта 1998 года №
41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» до дня вступления в
силу Закона, могут обращаться без проведения процедур подтверждения
характеристик драгоценных металлов, классификационных характеристик
драгоценных камней при условии, что информация о данных драгоценных
металлах, драгоценных камнях, а также о документах, подтверждающих
характеристики драгоценных металлов, классификационные характеристики
драгоценных камней, содержится в государственной интегрированной
информационной системе в сфере контроля за оборотом драгоценных металлов,
драгоценных камней и изделий из них на всех этапах этого оборота.
Принятие Закона не потребует дополнительных расходов из федерального
бюджета.
Коррупциогенные факторы в Законе не выявлены.
В соответствии со статьей 106 Конституции Российской Федерации
данный Закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации.
Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и
государственному строительству, Комитет Совета Федерации по экономической
политике и Комитет Совета Федерации по Регламенту и организации
парламентской деятельности, являющиеся соисполнителями по данному
вопросу, рекомендуют одобрить Федеральный закон.
С учетом изложенного комитет рекомендует Совету Федерации одобрить
Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 13 и 14 Федерального
закона «О драгоценных металлах и драгоценных камнях».