Рассмотрев Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон),
принятый Государственной Думой 17 декабря 2024 года, комитет отмечает
следующее.
Проект федерального закона был внесен сенаторами Российской
Федерации Н.А.Журавлевым, А.Д.Артамоновым, М.М.Ульбашевым,
С.Н.Рябухиным, А.В.Шендерюком-Жидковым, депутатами Государственной
Думы А.Г.Аксаковым, А.Н.Свистуновым в целях реализации положений проекта
федерального закона № 372345–8 «О гарантировании прав по договорам
страхования жизни в целях защиты интересов физических лиц» (принят
Государственной Думой 17 декабря 2024 года), которым предлагается
установление правовых, финансовых и организационных основ
функционирования системы гарантирования прав по договорам добровольного
страхования жизни (далее – система гарантирования).
Федеральным законом вносятся изменения в Закон Российской Федерации
»Об организации страхового дела в Российской Федерации», предусматривающие
обязанность страховщиков, имеющих лицензии на осуществление добровольного
страхования жизни, уплачивать гарантийные взносы в фонд гарантирования прав
по договорам страхования. За счет фонда гарантирования прав по договорам
страхования предполагается осуществление государственной корпорацией
»Агентство по страхованию вкладов» (далее – Агентство) гарантийных выплат
лицу, имеющему право по договору страхования жизни и подлежащее
гарантированию, при наступлении гарантийного случая (прекращение договора
страхования жизни в связи с отзывом у страховщика лицензии на осуществление
добровольного страхования жизни, за исключением отзыва лицензии по
инициативе страховщика).
Также Федеральным законом предусматривается проведение процедуры
принудительной ликвидации страховой организации по иску Банка России в
случае отзыва у нее всех ранее выданных лицензий. При этом устанавливается,
что при отзыве одной лицензии будут подлежать отзыву все ранее выданные
страховой организации лицензии, за исключением отзыва лицензии в связи с
добровольным отказом от лицензируемой деятельности или неосуществления
страховой организацией лицензируемой деятельности в течение первого года до
дня получения лицензии либо в течение любого финансового года.
Кроме того, Федеральным законом возлагаются на Агентство функции
ликвидатора страховых компаний, лишенных лицензии. Агентство приступает к
осуществлению своих полномочий со дня вступления в силу решения
арбитражного суда о ликвидации страховой организации и назначении
ликвидатора страховой организации и действует до дня внесения в единый
государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации страховой
организации.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального
опубликования и распространяется в отношении страховых организаций и
иностранных страховых организаций, у которых лицензии отозваны
Центральным банком Российской Федерации после 1 января 2025 года.
Коррупциогенные факторы в Федеральном законе не выявлены.
Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете
Федерации на основании статьи 106 Конституции Российской Федерации.
Комитет Совета Федерации по экономической политике рекомендует
Совету Федерации одобрить Федеральный закон.
Учитывая изложенное, комитет рекомендует Совету Федерации одобрить
Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации».