Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О внесении изменений в Федеральный закон «О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении Российской Федерации» (проект № 253843–8)

Рассмотрев Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный
закон «О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения
о населении Российской Федерации» (далее — Закон), принятый Государственной
Думой 12 декабря 2024 года, комитет отмечает следующее.
Проект федерального закона был внесен Правительством Российской
Федерации.
Закон направлен на обеспечение возможности получения физическим
лицом сведений о себе из единого федерального информационного регистра,
содержащего сведения о населении Российской Федерации (далее — федеральный
регистр сведений о населении), а также на оптимизацию процедуры изменения
таких сведений по обращению физического лица.
Действующая редакция Федерального закона «О едином федеральном
информационном регистре, содержащем сведения о населении Российской
Федерации» предоставляет возможность изменения сведений по заявлению
физического лица или его законного представителя только при обращении
в Федеральную налоговую службу органов и организаций, являющихся
поставщиками сведений в федеральный регистр сведений о населении.
Законом предусматривается, что при направлении физическим лицом
обращения об изменении сведений, содержащихся в федеральном регистре
сведений о населении, в отношении которого они составлены, и последующее
информирование о ходе и результатах его обработки обеспечиваются в том числе
с использованием федеральной государственной информационной системы
«Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее −
2
единый портал услуг) и при наличии технической возможности с использованием
региональных порталов государственных и муниципальных услуг. При этом
порядок направления и обработки такого обращения, включая сроки его
обработки, будет определяться Правительством Российской Федерации.
Законом предусмотрен перенос срока вступления в силу положений
Федерального закона от 8 июня 2020 года № 168-ФЗ «О едином федеральном
информационном регистре, содержащем сведения о населении Российской
Федерации» о предоставлении из федерального регистра сведений о населении с
использованием единого портала услуг с 1 января 2026 года на 1 марта 2025 года.
Также Законом перечень идентификаторов, включаемых в федеральный
регистр сведений о населении, дополняется данными водительского
удостоверения; документа о прохождении обязательной государственной
дактилоскопической регистрации и фотографирования иностранными
гражданами и лицами без гражданства, прибывшими в Российскую Федерацию
в целях, не связанных с осуществлением трудовой деятельности, на срок свыше
90 календарных дней, либо в целях осуществления трудовой деятельности;
сведениями о лишении родительских прав, восстановлении в родительских
правах, об ограничении (отмене ограничения) родительских прав; сведениями об
опекунах и о попечителях; сведениями об ограничении дееспособности
гражданина или о признании гражданина недееспособным, а также об отмене
ограничения гражданина в дееспособности и признании недееспособного
гражданина дееспособным, об объявлении несовершеннолетнего полностью
дееспособным (эмансипации).
При этом Министерство внутренних дел Российской Федерации будет
обязано направлять для формирования и ведения федерального регистра
сведений о населении наряду с иными сведениями также сведения о выдаче и
прекращении действия водительского удостоверения; о выдаче документов о
прохождении обязательной государственной дактилоскопической регистрации и
фотографирования иностранными гражданами и лицами без гражданства; о
выдаче, замене либо аннулировании временных удостоверений личности лиц без
гражданства в Российской Федерации.
На оператора государственной информационной системы «Единая
централизованная цифровая платформа в социальной сфере» возлагается
обязанность направления для формирования и ведения федерального регистра
3
сведений о населении сведений о лишении родительских прав, восстановлении в
родительских правах, об ограничении (отмене ограничения) родительских прав,
об опекунах и попечителях, а также об ограничении дееспособности гражданина
или о признании гражданина недееспособным, либо отмене ограничения
гражданина в дееспособности и признании недееспособного гражданина
дееспособным и объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным
(эмансипации).
Реализация Закона потребует принятия нормативных правовых актов
Правительства Российской Федерации.
Согласно финансово-экономическому обоснованию реализация Закона не
потребует дополнительных расходов федерального бюджета.
Закон вступает в силу со дня его официального опубликования,
за исключением отдельных положений, вступающих в силу с 1 июля 2025 года.
Закон не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации,
поскольку не содержит вопросы, предусмотренные статьей 106 Конституции
Российской Федерации.
Коррупциогенных факторов в Законе не выявлено.
Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и
государственному строительству, Комитет Совета Федерации по экономической
политике, Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности, Комитет
Совета Федерации по социальной политике рекомендуют одобрить Федеральный
закон.
Учитывая изложенное, комитет рекомендует Совету Федерации
рассмотреть и одобрить Федеральный закон «О внесении изменений
в Федеральный закон «О едином федеральном информационном регистре,
содержащем сведения о населении Российской Федерации».