Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О внесении изменений в статью 217.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 8 Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (проект № 730818–8)

Рассмотрев Федеральный закон «О внесении изменений в статью 2171 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 8 Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее – Закон), принятый Государственной Думой 10 декабря 2024 года, комитет отмечает следующее.

Проект федерального закона разработан сенаторами Российской Федерации А.В. Яцкиным, А.В. Двойных, А.Д. Артамоновым, С.Г. Митиным, Б.Б. Хамчиевым, А.В. Наролиным, М.К.-Г. Хапсироковым, А.В. Синицыным, Н.В. Федоровым, Т.А. Сахаровой, В.А. Пушкаревым, депутатами Государственной Думы А.В. Гордеевым, С.А. Гавриловым, В.И. Кашиным, В.Н. Плотниковым в целях уточнения порядка определения минимального предельного срока владения земельными участками, образованными в результате раздела, выдела исходного земельного участка либо в результате объединения, перераспределения исходных земельных участков, применяемого при исчислении налога на доходы физических лиц
(далее – НДФЛ).

Закон с 1 января 2025 года включает в минимальный предельный срок нахождения в собственности налогоплательщика земельного участка, образованного в указанных случаях, также срок владения налогоплательщиком исходным или исходными земельными участками. Данное правило будет распространяться на земельные участки, предназначенные для индивидуального жилищного строительства,
для ведения личного подсобного хозяйства, для размещения гаражей
для собственных нужд, для ведения гражданами садоводства
или огородничества для собственных нужд.

Законом предусматривается ограничение по количеству земельных участков, образованных при разделе исходного земельного участка, выделе доли или долей из земельного участка, находящегося в долевой собственности, – оно не должно превышать двух земельных участков. Также устанавливается, что в случае образования земельного участка в результате объединения исходных земельных участков минимальный предельный срок владения образованным земельным участком исчисляется с даты возникновения права собственности (пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования) на последний из исходных земельных участков.

В соответствии с действующей редакцией Налогового кодекса Российской Федерации доходы, получаемые налогоплательщиком
от продажи объекта недвижимого имущества, освобождаются от обложения НДФЛ при условии, что такой объект находился в собственности налогоплательщика в течение минимального срока владения объектом недвижимого имущества. При этом срок владения исчисляется с момента государственной регистрации прав на соответствующий объект недвижимости.

Согласно нормам Земельного кодекса Российской Федерации
в случае раздела земельного участка из него образуются один или несколько новых земельных участков, а исходный земельный участок, находившийся
в частной собственности, либо прекращает свое существование,
либо сохраняется в измененных границах. Указанные обстоятельства подлежат отражению в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН) в порядке, предусмотренном Федеральным законом
от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Причем для целей исчисления НДФЛ внесение в ЕГРН записи как о возникновении у собственника исходного земельного участка права собственности на новый земельный участок (в случае прекращения существования исходного земельного участка и снятия его с кадастрового учета), так и об изменении параметров земельного участка (в случае сохранения исходного участка в измененных границах), находящегося
в частной собственности, является основанием исчисления срока владения объектом недвижимого имущества сначала.

Федеральным законом от 22 июля 2024 года № 193-ФЗ «О внесении изменения в статью 2171 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» скорректировано данное правило в отношении земельных участков, образованных в результате раздела или перераспределения исходных земельных участков в связи с их изъятием для государственных
и муниципальных нужд. По новым правилам в минимальный предельный срок нахождения в собственности налогоплательщика земельного участка
в таком случае включается срок владения налогоплательщиком исходным земельным участком, из которого был образован новый земельный участок.

Однако на практике более частыми случаями являются образование новых земельных участков по инициативе самих собственников таких земельных участков.

Реализация предусмотренной Законом меры позволит обеспечить более справедливое налогообложение доходов граждан, получаемых ими
от продажи принадлежащих им земельных участков.

При рассмотрении Государственной Думой проекта федерального закона во втором чтении были приняты поправки сенаторов Российской Федерации А.В. Двойных, Б.Б. Хамчиева, А.В. Наролина и В.А. Пушкарева, а также ряд поправок, направленных на уточнение порядка акцизного налогообложения фармацевтической субстанции спирта этилового
и спиртосодержащих лекарственных средств (препаратов).

Федеральным законом от 12 июля 2024 года № 176-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 176-ФЗ) с 1 января 2025 года указанные товары признаются подакцизными, а также предусматриваются механизмы, направленные на предотвращение роста налогообложения фармацевтической продукции, в том числе путем предоставления возможности применения налогового вычета при производстве фармацевтической продукции, включенной в соответствующие перечни, утверждаемые Минздравом России.

Вместе с тем в настоящее время такие перечни не сформированы, что может вызвать повышение цен на лекарственные средства (препараты), содержащие в своем составе этиловый спирт или произведенные с использованием этилового спирта.

В связи с этим в целях реализации указанных норм Федерального закона № 176-ФЗ и предотвращения роста цен на фармацевтическую продукцию Законом устанавливается, что такие перечни лекарственных средств (препаратов), должны быть утверждены до 1 января 2025 года.

Кроме того, Федеральным законом № 176-ФЗ предусмотрено освобождение от акцизного налогообложения реализации на территории Российской Федерации организациями, имеющими свидетельство
на производство фармацевтической продукции, произведенных ими лекарственных средств и (или) лекарственных препаратов, при условии,
что в отношении фармацевтической субстанции спирта этилового, использованной для производства указанных лекарственных средств и (или) лекарственных препаратов, исчислена сумма акциза налогоплательщиком.

Законом уточняется, что данный механизм подлежит применению, только если такая фармацевтическая субстанция получена (оприходована) начиная с 1 января 2025 года.

Закон вступает в силу со дня его официального опубликования,
за исключением положений, для которых установлен иной срок вступления в силу. Коррупциогенных факторов в Законе не выявлено. В соответствии со статьей 106 Конституции Российской Федерации Закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации.

Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию и Комитет Совета Федерации по экономической политике рекомендуют Совету Федерации одобрить Закон.

Учитывая изложенное, комитет рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в статью 2171 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 8 Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».