Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «Об администраторах финансовых и товарных индикаторов» (проект № 406984–8)

Рассмотрев Федеральный закон «Об администраторах финансовых и товарных индикаторов» (далее – Федеральный закон), принятый Государственной Думой 10 декабря 2024 года, комитет отмечает следующее.

Проект федерального закона был внесен сенаторами Российской Федерации Н.А.Журавлевым, А.Д.Артамоновым, С.Н.Рябухиным, М.М.Ульбашевым, Д.И.Оюн, а также депутатами Государственной Думы А.Г.Аксаковым, А.Н.Свистуновым и другими с целью установления правовых основ осуществления деятельности администраторов финансовых и товарных индикаторов, а также полномочий Банка России по регулированию, контролю и надзору в сфере деятельности администраторов финансовых и товарных индикаторов.

Федеральным законом вводится новый субъект правового регулирования — администратор индикаторов. Администратор индикаторов — юридическое лицо, осуществляющее деятельность по определению, предоставлению индикатора, сведения о котором внесены Банком России в реестр администраторов индикаторов.

В соответствии с Федеральным законом индикатор — определяемый на регулярной основе показатель цены финансовых инструментов и имущественных прав, показатель величины процентной ставки, показатель величины риска, показатель курса валюты, значение, рассчитываемое на основании совокупности указанных показателей (далее — финансовый индикатор), а также показатель цены драгоценных металлов, вещей (за исключением наличных денег, в том числе иностранной валюты, документарных ценных бумаг), услуг, связанных с транспортировкой указанных вещей, значение, рассчитываемое на основании совокупности указанных показателей (далее — товарный индикатор).

Федеральным законом устанавливается, что включение положений, предусматривающих использование индикатора, в нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, нормативные правовые акты федеральной территории, нормативные акты Банка России допускается только при условии, что сведения об администраторе индикаторов и о методологии определения, предоставления такого индикатора внесены в реестр администраторов индикаторов.

Также устанавливается, что включение положений, предусматривающих использование индикатора, определяемого, предоставляемого иностранным лицом, в нормативные акты допускается при условии отсутствия аналогичного индикатора, сведения о методологии определения, предоставления которого внесены в реестр администраторов индикаторов, а также в случаях, установленных Правительством Российской Федерации.

Кроме того, Федеральным законом устанавливаются требования к деятельности администратора индикаторов, а именно к: размеру собственных средств (не менее 5 млн рублей); акционерам (участникам); органам управления и должностным лицам; организации системы внутреннего контроля; управлению конфликтом интересов; методологии определения и предоставления индикатора; хранению и раскрытию информации и документов.

Также Федеральный закон наделяет Банк России полномочиями по ведению реестра администраторов индикаторов. Банк России в отношении администраторов индикаторов получает право запрашивать информацию и документы, связанные с осуществлением их деятельности, проводит проверку соответствия методологии определения индикатора, направляет обязательные для исполнения предписания, в том числе предписания об ограничении деятельности, устанавливать требования к системе управления рисками и к отчетности.

Помимо этого, Федеральным законом устанавливается полномочие Правительства Российской Федерации по согласованию с Банком России в области оценки методологии товарного индикатора:

— утверждать положение о межведомственной комиссии, принимающей решение о согласовании методологии определения товарного индикатора или об отзыве такого решения, а также ее состав;

— устанавливать порядок и сроки проведения межведомственной комиссией оценки методологии определения и предоставления товарного индикатора.

Комитет отмечает, что реализация Федерального закона позволит создать финансовую инфраструктуру для развития внутреннего ценообразования и формирования ценовых индикаторов на отечественные товарно-сырьевые активы, будет способствовать развитию рынка производных финансовых инструментов.

Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2025 года.

Коррупциогенные факторы в Федеральном законе не выявлены.

Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации на основании статьи 106 Конституции Российской Федерации.

Комитет Совета Федерации по экономической политике, Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера и Комитет Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности рекомендуют Совету Федерации одобрить Федеральный закон.

Учитывая изложенное, комитет рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон «Об администраторах финансовых и товарных индикаторов».