Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и  отдельные законодательные акты Российской Федерации» (проект № 746277–8)

Рассмотрев Федеральный закон «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон), принятый Государственной Думой 26 ноября 2024 года, комитет отмечает следующее.

Проект федерального закона разработан Правительством Российской Федерации и первоначально направлен на приведение норм законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в соответствие с действующим законодательством в области регулирования табачной продукции в части уточнения наименования вида подакцизной табачной продукции.

Для приведения норм Налогового кодекса Российской Федерации в соответствие с Федеральным законом от 13 июня 2023 года
№ 203-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота табачных изделий, табачной продукции, никотинсодержащей продукции и сырья для их производства» Законом уточняется понятие «табак (изделия с нагреваемым табаком), предназначенный для потребления путем нагревания» в целях исчисления акциза на табачную продукцию, а также порядок определения налоговой базы по данному виду подакцизной продукции. Так, в налоговой базе по акцизу будет учитываться как масса самого табака, так и масса добавленных в него при изготовлении ингредиентов (масса нетто нагреваемого табака).

При рассмотрении проекта федерального закона в Государственной Думе во втором чтении был принят ряд поправок в части урегулирования отдельных вопросов, возникающих при исчислении налога на добавленную стоимость (далее – НДС), акцизов, налога на доходы физических лиц
(далее – НДФЛ), налога на прибыль организаций, налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (далее – НДД), налога на добычу полезных ископаемых (далее – НДПИ), страховых вносов и туристического налога.

Основные изменения, вносимые Законом, состоят в следующем.

В части НДС уточняются условия освобождения от НДС ветеринарных услуг.

В части акцизов Законом предусматривается возможность
до 1 июля 2025 года вносить изменения в соглашения о модернизации нефтеперерабатывающих мощностей, предусматривающих увеличение производства автомобильного бензина класса 5, продлеваются на три года сроки исполнения соглашений о модернизации нефтеперерабатывающих мощностей и применения «нулевой» ставки акциза на нефтяное сырье
по таким соглашениям. При этом на период 2026–2028 годов вводятся понижающие коэффициенты к величине «обратного» акциза, направленные на ускорение завершения модернизационных соглашений. Также уточняется порядок исчисления величины Кдемп, раздельно учитывающий колебания цен на автомобильный бензин и дизельное топливо.

Помимо этого, корректируются условия предоставления инвестиционной надбавки. В частности, устанавливается, что объем инвестиций в инвестиционные соглашения по нефтепереработке
не может быть менее объема полученной инвестиционной надбавки.
Также на 2031–2032 годы продлевается действие инвестиционной надбавки для тех соглашений по инвестиционным соглашениям, по которым сумма инвестиций превысит 100 млрд рублей.

Законом также на один год продлеваются сроки исполнения соглашения о модернизации нефтехимических производств.

Кроме того, на 2025 год продлевается право на освобождение
от уплаты акциза при экспорте произведенного никотинового сырья
(без представления банковской гарантии или договора поручительства, но при наличии лицензии на производство, а также связанные с производством хранение и поставку произведенных никотинсодержащей продукции и никотинового сырья).

По НДФЛ Законом, в частности, увеличивается с 2 500 до 3 500 рублей необлагаемый налогом размер суточных, выплачиваемых работникам, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, и работникам, работающим в полевых условиях или участвующим в работах экспедиционного характера, за каждый день выполнения указанной работы (нахождения в пути) за пределами Российской Федерации.

В части налога на прибыль организаций Законом предусматривается не учитывать при определении налоговой базы по налогу на прибыль расходы на рекламу в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – сеть «Интернет») в случае, если информация о такой рекламе не соответствует Федеральному закону от 13 марта 2006 года
№ 38-ФЗ «О рекламе», либо такая реклама была распространена на запрещенном информационном ресурсе в сети «Интернет», или на информационном ресурсе иностранного лица, не исполнившего установленные обязательные требования, запреты и ограничения.

Законом увеличивается с 34% до 40% размер налоговой ставки по налогу на прибыль для организаций, разрабатывающих новые морские месторождения, расположенные в российской части (российском секторе) дна Каспийского моря. На период 2025–2030 годы устанавливается налоговая ставка по налогу на прибыль в размере 40% для организаций, являющихся субъектами естественной монополии и осуществляющих транспортировку нефти и нефтепродуктов по системе магистральных трубопроводов, включая их компании, доля участия в которых составляет 50% и более. При этом сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 23%, будет зачисляеться в федеральный бюджет, а сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 17%, в бюджеты регионов.

Кроме того, устанавливается ставка по налогу на прибыль в размере 5% в отношении реализации акций и долей участия в организациях, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, применяющих пониженные ставки страховых взносов в случае, если срок владения такими акциями превысил 3 года.

В части НДД Законом уточняется порядок признания фактических расходов по добыче углеводородного сырья на участке недр в части установления возможности при исчислении НДД не учитывать в фактических расходах на приобретение, сооружение, изготовление, доставку амортизируемого имущества сумм федерального инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль организаций.

В части НДПИ Законом устанавливается на 10 лет, начиная
с 1 января 2028 года, налоговая ставка в размере 0 рублей при добыче трудноизвлекаемых запасов газа горючего природного и газового конденсата, используемого исключительно для производства сжиженного природного газа, из залежей углеводородного сырья, отнесенных к ачимовским и юрским продуктивным отложениям на полуострове Ямал в Ямало-Ненецком автономном округе.

Уточняется порядок определения цены на нефть, используемой в расчете НДПИ, НДД и акциза на нефтяное сырье, согласно которому
с 1 января 2025 года при определении уровня цены нефти сорта «Юралс» будут использоваться средневзвешенные котировки на российскую нефть в западных и южных портах Российской Федерации в соотношении 78% и 22% соответственно.

Также Законом на период 2025–2029 годов приостанавливается применение налогового вычета по НДПИ в отношении газового конденсата, направленного на переработку для получения широкой фракции легких углеводородов.

Кроме того, уточняются условия применения налогового вычета по НДПИ в отношении нефти, добываемой на участках недр севернее
67 градуса северной широты и южнее 69 градуса северной широты в границах Красноярского края, в части отмены формульного подхода по ограничению величины налогового вычета с одновременным установлением предела налогового вычета, равного сумме исчисленного НДПИ в отношении такой нефти. А также устанавливается возможность учета в сумме налогового вычета капитальных вложений при условии предоставления налоговому органу последующего подтверждения их фактической оплаты.

По налогу на имущество организаций Законом уточняется перечень организаций-получателей льготы по данному налогу, предусмотренной в отношении отельных объектов электросетевого комплекса.

В целях возможности исчисления туристического налога Законом устанавливается право исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований направлять сведения о расположенных на их территориях средствах размещения в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление регионального государственного контроля (надзора) в сфере туристской индустрии, и в территориальный орган, ответственный за формирование и ведение единого реестра объектов классификации в сфере туристской индустрии. Данная норма будет действовать в течение 2025 года в связи с отсутствием реестра классифицированных средств размещения, определенного Федеральным законом от 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности».

Также исключается уплата туристического налога в случае оказания услуг по санаторно-курортному лечению, оплата которых осуществляется в рамках государственных заданий за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.

В части страховых взносов Законом уточняется порядок применения российскими организациями, осуществляющими деятельность в области информационных технологий и российскими организациями, включенными в реестр организаций, осуществляющих деятельность в сфере радиоэлектронной промышленности, единого пониженного тарифа страховых взносов. Так, предусматривается, что такими компаниями будет применяться тариф в размере 7,6% ко всей сумме выплат, тогда как сейчас предусмотрено применение льготного тарифа только в пределах установленной единой предельной величины базы для исчисления страховых взносов, свыше нее подлежит применению «нулевой» тариф.

Закон вступает в силу со дня его официального опубликования,
за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу.

В соответствии со статьей 106 Конституции Российской Федерации Закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации. Коррупциогенных факторов в Законе не выявлено.

Комитет Совета Федерации по экономической политике, Комитет Совета Федерации по социальной политике, Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера и Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендуют Совету Федерации одобрить Закон.

Учитывая изложенное, комитет рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».