Рассмотрев Федеральный закон «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон), принятый Государственной Думой 26 ноября 2024 года, комитет отмечает следующее.
Проект федерального закона разработан Правительством Российской Федерации и направлен на установление с 1 января 2025 года в законодательстве Российской Федерации о налогах и сборах порядка налогообложения операций с цифровой валютой.
При рассмотрении законопроекта во втором чтении были приняты поправки Правительства Российской Федерации, уточняющие исчисление налогов при совершении операций с цифровой валютой.
Основные положения Закона состоят в следующем.
Цифровая валюта (в том числе цифровая валюта, используемая в качестве средства платежа по внешнеторговым договорам в рамках экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций) признается имуществом.
В целях налогового контроля устанавливается обязанность оператора майнинговой инфраструктуры сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения сведения, связанные с осуществлением майнинга цифровой валюты лицом, которому данный оператор оказывает услуги. За несообщение в установленный срок оператором майнинговой инфраструктуры в налоговый орган указанных сведений устанавливается штраф в размере 40 тыс. рублей.
Данные положения вступают в силу с 1 января 2025 года.
Согласно Закону операции по осуществлению майнинга цифровой валюты и операции по реализации цифровой валюты не признаются объектом обложения налогом на добавленную стоимость. Также не подлежит налогообложению реализация на территории Российской Федерации услуг уполномоченной организации, обеспечивающей заключение сделок с цифровой валютой в рамках экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций.
В части налога на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) Закон относит доходы в виде цифровой валюты, полученной в результате осуществления майнинга цифровой валюты в Российской Федерации, к доходам от источников в Российской Федерации в натуральной форме. Стоимость цифровой валюты будет определяться исходя из рыночной котировки такой цифровой валюты.
Налогообложение таких доходов будет осуществляться по общей шкале прогрессии налоговых ставок с учетом налоговых вычетов в размере фактически произведенных и документально подтвержденных расходов налогоплательщика, связанных с осуществлением майнинга такой цифровой валюты. При этом доходы от приобретения, от продажи или иного выбытия цифровой валюты будут облагаться по двухступенчатой шкале ставок НДФЛ (13% в отношении дохода в пределах 2,4 млн рублей и 15% в отношении части дохода, превышающей эту сумму).
В части налога на прибыль организаций Законом предусматривается признание внереализационными доходами в целях налогообложения прибыли организаций доходов в виде цифровой валюты, полученной в результате осуществления майнинга цифровой валюты. При этом вводятся особенности определения налоговой базы по налогу на прибыль по операциям с цифровой валютой, которые включают установление порядка налогообложения доходов и расходов, полученных и понесенных налогоплательщиком в результате осуществления майнинга цифровой валюты. Так, такие доходы будут определяться исходя из рыночной котировки цифровой валюты в пересчете в рубли по официальному курсу Центрального банка Российской Федерации, действовавшему на дату признания дохода. При этом доход от реализации цифровой валюты будет определяться исходя из фактической цены реализации такой цифровой валюты, но не менее рыночной котировки такой цифровой валюты, уменьшенной на 20%. Расходы налогоплательщика, связанные с осуществлением майнинга цифровой валюты, независимо от их состава, будут признаваться косвенными расходами, а убытки по таким операциям могут быть отнесены на уменьшение налоговой базы, исчисленной отдельно от общей налоговой базы по налогу на прибыль.
Законом устанавливаются особенности учета доходов и расходов в общей налоговой базе по налогу на прибыль в отношении операций с цифровыми валютами (за исключением доходов и расходов, связанных с осуществлением майнинга цифровой валюты) в рамках экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций, предусматривающего использование цифровой валюты в качестве средства платежа по внешнеторговым договорам.
Кроме того, к видам доходов, полученных иностранной организацией, которые не связаны с ее предпринимательской деятельностью в Российской Федерации, будут относиться доходы от осуществления майнинга цифровой валюты, полученные в связи с ее участием в деятельности майнинг-пула.
Также устанавливаются особенности определения стоимости цифровой валюты, полученной до 1 января 2025 года, которая приравнивается к сумме расходов налогоплательщика, связанных с осуществлением майнинга этой цифровой валюты, не признанных для целей налогообложения на указанную дату.
Данные положения вступают в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования Закона, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
Законом вводятся ограничения в части осуществления майнинга цифровой валюты. Так, организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие майнинг цифровой валюты, а также реализацию цифровой валюты, не имеют права переходить на уплату единого сельскохозяйственного налога, применять упрощенную систему налогообложения и специальный налоговый режим «Автоматизированная упрощенная система налогообложения». В отношении осуществления майнинга цифровой валюты, а также сделок по реализации (приобретению) цифровой валюты, не применяется патентная система налогообложения и специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход».
Закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу.
Коррупциогенных факторов в Законе не выявлено. В соответствии со статьей 106 Конституции Российской Федерации Закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации.
Комитет Совета Федерации по экономической политике, Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендуют Совету Федерации одобрить Закон.
Учитывая вышеизложенное, комитет рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».