Рассмотрев Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов» (далее – Федеральный закон), принятый Государственной Думой 21 ноября 2024 года, комитет отмечает следующее.
Комитетом были проведены парламентские слушания «О параметрах проекта федерального бюджета на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов», по итогам которых подготовлены рекомендации. Кроме того, комитет рассмотрел проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов» (далее – законопроект). Заключение комитета на законопроект было направлено в Государственную Думу в соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Приоритетами федерального бюджета на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов обозначены поддержка граждан, финансовое обеспечение расходов на оборону и безопасность государства, обеспечение технологического лидерства и расширение инфраструктуры.
В основу его формирования положен базовый вариант прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов (далее – прогноз). Он основывается на следующих основных предпосылках: возврат на умеренную траекторию роста экономики; снижение экспортной цены на российскую нефть; ослабление курса рубля к доллару США; снижение показателя инфляции (с учетом жесткой денежно-кредитной политики в 2024 году).
Согласно прогнозу, ожидается незначительное снижение экспортной цены на российскую нефть с 70 долл. США за баррель в 2024 году до 69,7 долл. США за баррель в 2025 году, с более существенным ее сокращением до 66,0 долл. США за баррель в 2026 году и до 65,5 долл. США за баррель в 2027 году на фоне завершения процесса переориентации цепочек поставок с учетом продолжения санкционных ограничений в отношении российской нефти, а также восстановления спроса на альтернативные источники энергии. При этом прогнозируется сокращение дисконта экспортной цены на российскую нефть к цене нефти марки «Брент».
При ожидаемом в 2024 году курсе рубля к доллару США на уровне 91,2 рубля за доллар США прогнозируется ослабление курса рубля к доллару США до 96,5 рубля за доллар США в 2025 году, 100,0 рублей за доллар США в 2026 году и 103,2 рубля за доллар США в 2027 году в соответствии с межстрановой разницей в параметрах инфляции.
По сравнению с ожидаемым согласно прогнозу по итогам 2024 года показателем инфляции на уровне 7,3% (в диапазоне 8,0–8,5% в 2024 году по оценкам Банка России по состоянию на конец октября 2024 года) к концу 2025 года инфляция прогнозируется на уровне 4,5% (с учетом реализации жесткой денежно-кредитной политики в 2024 году) с последующим выходом на целевой уровень 4% в 2026 и 2027 годах, чему будет способствовать проведение ответственной денежно-кредитной и бюджетной политики.
В связи с окончанием восстановительной фазы экономического роста при ожидаемом в 2024 году росте ВВП на 3,9% прогнозируется возврат на умеренную траекторию роста экономики (в 2025 году темп роста ВВП прогнозируется на уровне 2,5%, в 2026 году — 2,6%, в 2027 году — 2,8%). Согласно прогнозу, динамика ВВП в трехлетнем периоде будет обеспечена ростом в отраслях, ориентированных на экономику предложения, которые обеспечивают импортозамещение и переход на инвестиционно-инновационную модель развития, в том числе обрабатывающей промышленности.
Комитет обращает внимание на наличие рисков реализации прогноза, в том числе на существующие риски сокращения реальных располагаемых доходов населения по сравнению с параметрами прогноза. При этом рост ключевой ставки Банка России и процентных ставок по депозитам в кредитных организациях способствует усилению склонности населения к сбережению, что может сказаться на уровне потребительской активности в сторону ее понижения.
В целях обеспечения возможности оперативного реагирования на существующие риски недостижения ожидаемых параметров экономического роста необходим мониторинг ситуации и принятие в случае необходимости соответствующих мер, направленных на обеспечение макроэкономической стабильности, а также на поддержание потребительского и инвестиционного спроса.
Доходы федерального бюджета определены на 2025 год в размере 40 296,1 млрд рублей, на 2026 год — 41 840,9 млрд рублей и на 2027 год — 43 154,2 млрд рублей. По отношению к ВВП доходы увеличатся с 18,4% ВВП в 2024 году до 18,8% в 2025 году, а затем снизятся до 18,1% ВВП в 2026 году и 17,4% ВВП в 2027 году.
Общий объем расходов федерального бюджета на 2025 год определен в сумме 41 469,5 млрд рублей, на 2026 год — 44 022,2 млрд рублей, на 2027 год — 45 915,6 млрд рублей. По отношению к ВВП расходы федерального бюджета снижаются с 20,1% по оценке 2024 года до 19,3% в 2025 году, до 19,1% в 2026 году и до 18,5% в 2027 году.
Дефицит федерального бюджета составит в 2025 году 1 173,4 млрд рублей (0,5% ВВП), в 2026 и 2027 годах — 2 181,2 млрд рублей (0,9% ВВП) и 2 761,4 млрд рублей (1,1% ВВП) соответственно. Основными источниками финансирования дефицита федерального бюджета в 2025–2027 годах будут государственные заимствования.
С учетом роста заимствований в 2025 – 2027 годах увеличивается объем государственного долга Российской Федерации. Он составит 35 411,2 млрд рублей (16,5% ВВП), 40 028,6 млрд рублей (17,4% к ВВП) и 44 927,6 млрд рублей (18,1% к ВВП) по годам соответственно, с ростом к концу 2027 года по сравнению с началом 2025 года на 46,0%.
В ходе рассмотрения законопроекта в Государственной Думе во втором чтении к нему было принято 888 поправок (открытая часть), в том числе 841 цифровая и 47 текстовых, предусматривающих перераспределение бюджетных ассигнований в пределах общего объема расходов федерального бюджета, утвержденного на каждый год трехлетнего периода в первом чтении (с учетом перераспределения из закрытой или в закрытую часть): 2 121,9 млрд рублей в 2025 году, 1 204,3 млрд рублей в 2026 году и 1 365,2 млрд рублей в 2027 году, или 4 691,3 млрд рублей на три года.
В результате перераспределения расходов между разделами, подразделами классификации расходов во втором чтении по сравнению с показателями, установленными законопроектом, внесены изменения в объемы финансирования по всем разделам в открытой части, за исключением раздела «Обслуживание государственного (муниципального долга)». Наиболее существенное увеличение расходов предусмотрено по разделу «Национальная оборона» (открытая часть) в 2025 году — на 37,5%. Расходы по остальным разделам изменились несущественно.
На реализацию с 2025 года нового перечня национальных проектов предусмотрено с учетом принятых поправок в 2025 году 5 891,8 млрд рублей, в 2026 году — 6 440,3 млрд рублей и в 2027 году — 6 603,2 млрд рублей, что выше значений, установленных законопроектом, соответственно по годам на 126,3 млрд рублей, на 137,4 млрд рублей и на 246,8 млрд рублей.
Наибольший объем ассигнований приходится на национальный проект «Семья»: 2 837,6 млрд рублей в 2025 году, 2 885,5 млрд рублей в 2026 году и 2 845,8 млрд рублей в 2027 году, а также на национальный проект «Инфраструктура для жизни»: 1 226,8 млрд рублей в 2025 году, 1 456,8 млрд рублей в 2026 году и 1 619,6 млрд рублей в 2027 году. При этом на реализацию данного национального проекта поправками было предусмотрено дополнительно 58,5 млрд рублей в 2025 году, 97,7 млрд рублей в 2026 году и 206,5 млрд рублей в 2027 году.
Также поправками увеличены бюджетные ассигнования на реализацию в 2025 году национальных проектов «Международная кооперация и экспорт» (на 22,3 млрд рублей), «Молодежь и дети» (на 9,2 млрд рублей), «Эффективная транспортная система» (на 8,0 млрд рублей), «Экономика данных и цифровая трансформация государства» (на 7,2 млрд рублей), «Беспилотные авиационные системы» (на 3,5 млрд рублей) и «Семья» (на 4,8 млрд рублей).
Комитет отмечает необходимость оперативного распределения зарезервированных бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение национальных проектов (программ), обеспечивающих достижение целей и целевых показателей, определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 года № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года».
Поправками сенаторов Российской Федерации и депутатов Государственной Думы предусмотрено увеличение бюджетных ассигнований в том числе на следующие направления:
— на развитие автомобильных дорог общего пользования регионального значения на территориях субъектов Российской Федерации — дополнительно 20,0 млрд рублей ежегодно;
— на предоставление субсидий на обеспечение комплексного развития сельских территорий — дополнительно 7,06 млрд рублей в 2025 году;
— на программы льготного лизинга сельскохозяйственной техники — 1,88 млрд рублей в 2025 году, 4,09 млрд рублей в 2026 году и 5,43 млрд рублей в 2027 году;
— на программы льготного лизинга для сельскохозяйственных товаропроизводителей — дополнительно 2,97 млрд рублей в 2025 году;
— на субсидии производителям специализированной и сельскохозяйственной техники — дополнительно 9,0 млрд рублей в 2025 году и по 12,0 млрд рублей в 2026 и в 2027 годах;
— на поддержку проектов, направленных на разработку конструкторской документации на комплектующие изделия, необходимые для отраслей промышленности, — дополнительно 3,0 млрд рублей в 2025 году;
— на создание сети научно-производственных центров испытаний и компетенций в области развития технологий беспилотных авиационных систем — дополнительно 7,0 млрд рублей в 2026 году и 2,0 млрд рублей в 2027 году;
— на реализацию в вузах и научных организациях научных проектов под руководством ведущих ученых — дополнительно 7,08 млрд рублей на три года;
— на программу комплексного развития молодежной политики в субъектах Российской Федерации «Регион для молодых» — по 5,0 млрд рублей ежегодно;
— на создание инфраструктуры для отдыха детей и их оздоровления — дополнительно по 1,0 млрд рублей ежегодно;
— на оснащение объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием и капитальный ремонт таких объектов — 1,91 млрд рублей в 2025 году, 3,08 млрд рублей в 2026 году и 2,80 млрд рублей в 2027 году;
— на мероприятия субъектов Российской Федерации в сфере реабилитации и абилитации инвалидов — дополнительно 1,19 млрд рублей на три года;
— на обеспечение проведения Всероссийской олимпиады студентов «Я — профессионал» — 1,05 млрд рублей на три года;
— на проведение практико-ориентированных мероприятий для обучающихся 8–11 классов в рамках реализации проекта «Билет в будущее» — по 1,0 млрд рублей ежегодно.
Финансирование деятельности Государственного фонда поддержки участников специальной военной операции «Защитники Отечества» увеличивается на 2,25 млрд рублей суммарно на три года.
Предусмотрены также субсидии бюджетам отдельных субъектов Дальневосточного федерального округа в целях поддержки семей, имеющих трех и более детей, на погашение обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) в объеме 1,63 млрд рублей на 2025 и 2026 годы.
Поправками Правительства Российской Федерации предусмотрено в том числе распределение ранее зарезервированных бюджетных ассигнований, направленных на реализацию решений, принятых Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации, перераспределение бюджетных ассигнований в связи с утверждением структуры национальных проектов.
Средства федерального бюджета были перераспределены на льготное кредитование в рамках федерального проекта «Стимулирование инвестиционной деятельности в АПК» в целях реализации национального проекта «Технологическое обеспечение продовольственной безопасности» предусмотрено дополнительно 5,6 млрд рублей в 2025 году, 11,0 млрд рублей в 2026 году и 18,4 млрд рублей в 2027 году.
На субсидии российским кредитным организациям на возмещение части затрат по кредитам, выданным в 2023–2026 годах физическим лицам на приобретение автомобилей, предусмотрено по 18,0 млрд рублей ежегодно.
Также увеличены субсидии российским производителям узлов и агрегатов для колесных транспортных средств и специализированной техники на финансовое обеспечение погашения займов, привлеченных ими в Российском фонде технологического развития, на 18,1 млрд рублей в 2025 году, на 27,8 млрд рублей в 2026 году и на 8,4 млрд рублей в 2027 году.
На субсидии на финансовое обеспечение мероприятий по модернизации реабилитационных организаций для инвалидов и детей-инвалидов выделяется 1,2 млрд рублей в 2025 году и по 1,85 млрд рублей в 2026 и 2027 годах.
На субсидии в целях софинансирования расходов, возникающих при оказании гражданам Российской Федерации высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования предусмотрено дополнительно по 0,65 млрд рублей ежегодно.
В целях закупки вакцин в рамках национального календаря профилактических прививок предусмотрено дополнительно 1,3 млрд рублей в 2025 году и по 1,0 млрд рублей в 2026 и 2027 годах.
На реализацию проектов комплексного развития территорий предусмотрено 4,6 млрд рублей в 2025 году и по 11,6 млрд рублей в 2026 и 2027 годах.
На строительство, реконструкцию, ремонт, содержание автомобильных дорог федерального значения предусмотрено дополнительно 47,3 млрд рублей в 2025 году, 58,4 млрд рублей в 2026 году и 106,1 млрд рублей в 2027 году.
В целях строительства (реконструкции) объектов обеспечивающей инфраструктуры в рамках создания круглогодичного морского курорта на территории Каспийского прибрежного кластера выделяется 4,0 млрд рублей в 2025 году, 5,0 млрд рублей в 2026 году и 4,4 млрд рублей в 2027 году.
На создание системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе, предусмотрено дополнительно 2,7 млрд рублей в 2025 году.
На реализацию федерального проекта «Модернизация первичного звена здравоохранения Российской Федерации» в субъектах Российской Федерации распределены ранее зарезервированные бюджетные ассигнования на реализацию национального проекта «Продолжительная и активная жизнь» в объеме 51,1 млрд рублей в 2026 году и 59,2 млрд рублей в 2027 году.
На обеспечение деятельности советников директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями в общеобразовательных организациях выделяется дополнительно по 2,9 млрд рублей ежегодно.
Также поправками предусмотрены дополнительные ассигнования на цели, связанные с проведением специальной военной операции.
Кроме того, были приняты поправки, предусматривающие перераспределение бюджетных ассигнований по предложениям главных распорядителей средств федерального бюджета, перераспределение по годам, а также связанные с уточнением отражения бюджетных ассигнований по кодам классификации расходов бюджетов.
Федеральным законом на реализацию послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 29 февраля 2024 года бюджетные ассигнования на 2025, 2026 и 2027 годы предусмотрены в полном объеме, в том числе:
на реализацию программы материнского капитала — 537,5 млрд рублей, 575,8 млрд рублей и 612,9 млрд рублей соответственно;
на программу семейной ипотеки — 637,0 млрд рублей, 454,1 млрд рублей и 358,3 млрд рублей соответственно;
на погашение ипотечного кредита в размере 450 тысяч рублей при рождении третьего ребенка — 94,2 млрд рублей, 98,9 млрд рублей и 103,8 млрд рублей соответственно;
на строительство, ремонт и оснащение объектов здравоохранения — 199,8 млрд рублей, 112,6 млрд рублей и 112,3 млрд рублей соответственно;
на федеральные проекты по борьбе с диабетом, с сердечно-сосудистыми, онкологическими и инфекционными заболеваниями, включая гепатит С — 174,8 млрд рублей, 170,4 млрд рублей и 170,4 млрд рублей соответственно;
на строительство дополнительно не менее 150 школ — 16,6 млрд рублей, 37,7 млрд рублей и 37,7 млрд рублей соответственно;
на капитальный ремонт школ — 69,4 млрд рублей, 71,9 млрд рублей и 71,9 млрд рублей соответственно;
на капитальный ремонт не менее 800 общежитий вузов и университетов — 7,7 млрд рублей, 25,5 млрд рублей и 25,5 млрд рублей соответственно;
на создание к 2036 году не менее 40 университетских кампусов — 29,3 млрд рублей, 56,7 млрд рублей и 53,6 млрд рублей соответственно;
на увеличение до 10 тысяч рублей федеральной выплаты за классное руководство и кураторство в населенных пунктах с населением менее 100 тысяч человек — 136,9 млрд рублей, 138,0 млрд рублей и 138,1 млрд рублей соответственно;
на реализацию нового национального проекта «Туризм и гостеприимство» — 45,9 млрд рублей, 72,8 млрд рублей и 83,9 млрд рублей соответственно;
на реализацию национального проекта «Экология» — 48,4 млрд рублей, 109,0 млрд рублей и 123,8 млрд рублей соответственно;
на проекты в сфере благоустройства набережных, парков, скверов и исторических центров городов — по 25,0 млрд рублей ежегодно;
на формирование современной городской среды — по 35,0 млрд рублей ежегодно;
на модернизацию коммунальной инфраструктуры — 46,6 млрд рублей, 56,4 млрд рублей и 66,3 млрд рублей соответственно;
в связи с продлением до 2030 года реализации федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» — 39,4 млрд рублей, 57,4 млрд рублей и 57,4 млрд рублей соответственно;
на реализацию новых национальных проектов технологического суверенитета по ключевым направлениям — 324,5 млрд рублей, 499,5 млрд рублей и 525,0 млрд рублей соответственно;
на внедрение новой модели оплаты труда работников бюджетной сферы — по 80,0 млрд рублей в 2025 и 2026 годах;
на реализацию программы обновления общественного транспорта — 27,8 млрд рублей, 15,4 млрд рублей и 17,7 млрд рублей соответственно;
на строительство не менее 50 автомобильных обходов городов к 2030 году (Сочи-Джубга) — 589,8 млрд рублей, 674,9 млрд рублей и 629,2 млрд рублей соответственно;
на модернизацию инфраструктуры не менее 75 аэропортов к 2030 году — 25,8 млрд рублей, 52,5 млрд рублей и 74,1 млрд рублей соответственно;
на поддержание в нормативном состоянии не менее 85% федеральных автомобильных дорог и дорог в крупнейших агломерациях — 380,3 млрд рублей, 481,2 млрд рублей и 573,9 млрд рублей соответственно;
на предоставление в 2025–2030 годах инфраструктурных бюджетных кредитов субъектам Российской Федерации — по 250,0 млрд рублей ежегодно;
на увеличение отечественных высокотехнологичных товаров и услуг на внутреннем рынке в 1,5 раза, а объема несырьевого неэнергетического экспорта не менее чем на 2/3 к 2030 году — 45,3 млрд рублей, 49,4 млрд рублей и 52,5 млрд рублей соответственно;
субсидии компаниям для проведения научно-исследовательских и опытно-констукторских работ — по 24,0 млрд рублей в 2025 и 2026 годах и 28,0 млрд рублей в 2027 году;
на пополнение Фонда развития промышленности — 37,8 млрд рублей, 43,7 млрд рублей и 45,1 млрд рублей соответственно;
на обеспечение доступа к высокоскоростному интернету на всей территории Российской Федерации, в том числе за счет кратного наращивания спутниковой группировки — 23,3 млрд рублей, 27,8 млрд рублей и 21,6 млрд рублей соответственно;
на субсидирование процентных ставок для проектов по выпуску приоритетной промышленной продукции в рамках комплексной инвестиционной платформы — 32,0 млрд рублей, 38,0 млрд рублей и 45,0 млрд рублей соответственно.
В Федеральном законе также нашли свое решение и вопросы, отраженные в рекомендациях вышеуказанных парламентских слушаний.
В частности, Федеральным законом установлены особенности реализации механизма списания двух третей задолженности субъектов Российской Федерации по бюджетным кредитам, уровень расчетной бюджетной обеспеченности которых в 2024 году до выравнивания не превышает значения 0,65. Таким субъектам Российской Федерации дается право направить высвобождаемые средства в виде расходов инвестиционного характера на реализацию национальных проектов, утвержденных на основании и для достижения национальных целей, определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 года № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года», и в виде расходов, связанных с проведением специальной военной операции.
Кроме того, от страховых взносов освобождены вознаграждения председателям и другим членам советов многоквартирных домов, не превышающие минимального размера оплаты труда, в целях снижения административной нагрузки на налогоплательщиков территория проведения эксперимента по установлению специального налогового режима «Автоматизированная упрощенная система налогообложения» распространена на всю территорию Российской Федерации.
Существенная часть поправок касается межбюджетных трансфертов. Предварительно соответствующие поправки были детально рассмотрены комитетом.
Так, в ходе второго чтения были распределены межбюджетные трансферты бюджетам субъектов Российской Федерации, не распределенные внесенным в Государственную Думу законопроектом. В этой связи приложение 31 к Федеральному закону дополнено соответствующими таблицами.
Принятые во втором чтении поправки в части распределения межбюджетных отношений предусматривают уточнение объемов бюджетных ассигнований, распределяемых между субъектами Российской Федерации и годами, а также состава субъектов Российской Федерации – получателей межбюджетных трансфертов.
Объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации составляет 1 098,9 млрд рублей на 2025 год (+4,7% к законодательно установленному на 2025 год объему), 1 098,9 млрд рублей на 2026 год (+1,9% к законодательно установленному на 2026 год объему) и 1 098,9 млрд рублей на 2027 год (на уровне 2025 года). Распределение указанных дотаций на 2025–2027 годы одобрено трехсторонней комиссией по вопросам межбюджетных отношений.
Комитет обращает внимание на необходимость дальнейшего совершенствования подходов к формированию и распределению дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации.
Объем дотаций на частичную компенсацию дополнительных расходов на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы и иные цели бюджетам субъектов Российской Федерации составит 114,6 млрд рублей ежегодно. Распределение указанных дотаций на 2025 год осуществлено трехсторонней комиссией по вопросам межбюджетных отношений с учетом резерва в объеме 14,0 млрд рублей, который предусматривается к распределению в течение финансового года.
Комитет отмечает необходимость в ходе исполнения федерального бюджета в 2025 году рассмотреть возможность уточнения подходов к предоставлению бюджетам субъектов Российской Федерации дотаций на частичную компенсацию дополнительных расходов на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы, предусмотрев возможность увеличения общего объема дотации с учетом роста минимального размера оплаты труда опережающими темпами, финансового обеспечения в полном объеме указанных расходов субъектов Российской Федерации с низким уровнем бюджетной обеспеченности, а также предоставления указанной дотации субъектам Российской Федерации, не являющимся получателями дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, с уровнем бюджетной обеспеченности ниже 1.
Федеральным законом на 2025 год предусмотрено предоставление 10 дотаций в общем объеме 1 280,1 млрд рублей, из которых по субъектам Российской Федерации распределено 7 дотаций в объеме 1 239,0 млрд рублей (или 96,8 % общего объема дотаций). Не распределены 3 дотации, которые будут распределяться в течение 2025 года в рамках компенсации региональных расходов или по итогам конкурсов, в том числе дотации на премирование победителей Всероссийского конкурса «Лучшая муниципальная практика» в объеме 1,0 млрд рублей и дотации (гранты) бюджетам субъектов Российской Федерации за достижение показателей деятельности органов исполнительной власти субъектов в объеме 13,0 млрд рублей.
Общий объем дотаций на 2026 и 2027 годы составляет соответственно 1 280,8 млрд рублей и 1 294,4 млрд рублей.
Общий объем субсидий составит в 2025 году 1 658,7 млрд рублей, в 2026 году 1 746,2 млрд рублей и в 2027 году 1 782,3 млрд рублей. Определенные во втором чтении объемы выше значений законопроекта на 184,2 млрд рублей в 2025 году, на 238,4 млрд рублей в 2026 году и на 282,1 млрд рублей в 2027 году.
В том числе на создание современной инфраструктуры для отдыха детей и их оздоровления путем возведения некапитальных строений, сооружений (быстровозводимых конструкций) объем субсидий увеличен на 1 млрд рублей ежегодно и составит в 2025–2027 годах по 3 млрд рублей.
На 2025 год предусматривается и распределено дополнительно 5,0 млрд рублей на реализацию программы комплексного развития молодежной политики в субъектах Российской Федерации «Регион для молодых».
На мероприятия в сфере реабилитации и абилитации инвалидов поправками предусмотрено увеличение субсидий субъектам Российской Федерации в 2025–2027 годах на 0,9 млрд рублей ежегодно, в результате общий объем указанных субсидий составит 1,6 млрд рублей в 2025 году и по 1,5 млрд рублей в 2026 и в 2027 годах.
Объем субвенций составляет в 2025 году 328,6 млрд рублей, в 2026 году 343,7 млрд рублей и в 2027 году 351,3 млрд рублей.
На 2025 год распределены 202 субсидии из 206 (98,1%), субвенции — в полном объеме.
Кроме этого, в рамках второго чтения законопроекта были приняты решения в части предоставления и распределения ряда иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации.
Общий объем иных межбюджетных трансфертов в 2025 году составит 176,4 млрд рублей, в 2026 году — 159,0 млрд рублей и в 2027 году — 159,2 млрд рублей, что ниже показателей законопроекта на 3,8 млрд рублей, на 0,3 млрд рублей и на 0,3 млрд рублей по годам соответственно.
На 2025 год распределено 11 иных межбюджетных трансфертов на сумму 174 млрд рублей, или 98,5 % их общего объема. Нераспределенными остались два иных межбюджетных трансфертов из одиннадцати. Их распределение в основном осуществляется в ходе исполнения федерального бюджета на возмещение фактически осуществленных расходов региональных бюджетов.
Общий объем межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации в 2025 году составит 3 443,8 млрд рублей, в 2026 году — 3 529,6 млрд рублей и в 2027 году — 3 587,2 млрд рублей, что в 2025–2027 годах выше значений законопроекта на 182,0 млрд рублей, на 239,2 млрд рублей и на 282,9 млрд рублей соответственно.
В целом по результатам второго чтения на 2025 год предусматривается распределение 253 межбюджетных трансфертов на сумму 3 367,8 млрд рублей, или 97,8% общего объема.
Нераспределенными остались межбюджетные трансферты, которые распределяются на конкурсной основе или предоставляются в целях компенсации фактически осуществленных расходов субъектов Российской Федерации.
Распределение основного объема межбюджетных трансфертов Федеральным законом позволит субъектам Российской Федерации до конца текущего года заключить соглашения о предоставлении межбюджетных трансфертов и приступить к работе с начала финансового года.
При этом комитет обращает внимание на необходимость продолжения проведения мониторинга исполнения консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в 2025 году и оказания с учетом результатов указанного мониторинга дополнительной финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению Советом Федерации на основании статьи 106 Конституции Российской Федерации.
Коррупциогенных факторов в Федеральном законе не выявлено.
Учитывая вышеизложенное, комитет рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов».