Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (проект № 727330–8)

Рассмотрев Федеральный закон «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон), принятый Государственной Думой 22 октября 2024 года, комитет отмечает следующее.

Проект федерального закона разработан Правительством Российской Федерации в рамках формирования параметров федерального бюджета на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов, в том числе в целях исполнения отдельных поручений Правительства Российской Федерации.

Законом вносятся изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации (далее – НК РФ), касающиеся налогового администрирования, налога на добавленную стоимость (далее – НДС), акцизов, налога на доходы физических лиц (далее – НДФЛ), налога на прибыль организаций, государственной пошлины, налога на добычу полезных ископаемых (далее – НДПИ), системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единого сельскохозяйственного налога) (далее – ЕСХН), упрощенной системы налогообложения (далее – УСН), патентной системы налогообложения (далее – ПСН), системы налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции, налога на имущество организаций, туристического налога и страховых взносов.

При рассмотрении законопроекта во втором чтении были приняты
в том числе поправки сенаторов Российской Федерации А.А. Шевченко, О.Е. Голова, А.Н. Епишина, Н.В. Любимова, С.Н. Рябухина.

Основные изменения состоят в следующем.

В части налогового администрирования Законом закрепляется
в НК РФ норма, согласно которой не начисляются пени на сумму недоимки в размере, не превышающем размера положительного сальдо единого налогового счета налогоплательщика в соответствующий календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налогов, увеличенного на сумму денежных средств, зачтенную в счет исполнения предстоящей обязанности этого налогоплательщика по уплате конкретного налога. Данное правило применялось в 2024 году в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2023 года № 500 «О мерах по урегулированию задолженности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, в 2023 и 2024 годах».

Законом также корректируется порядок начисления пени в отношении недоимки в зависимости от срока просрочки исполнения обязанности по уплате налогов. Так, в течение первых 30 календарных дней пени будут начисляться в размере 1/300 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, начиная с 31-го дня по 90-й день – 1/150 указанной ключевой ставки, начиная с 91-го дня – 1/300 указанной ключевой ставки.

В части НДС Законом предусматривается освобождение налогоплательщиков, применяющих УСН либо ЕСХН и не являющихся плательщиками НДС, от составления счетов-фактур.

Помимо этого, Законом уточняется порядок учета сумм НДС по приобретенным (ввезенным) до 1 января 2025 года товарам (работам, услугам), которые были не использованы при применении УСН до указанной даты, а также по приобретенным (ввезенным) до 1 января 2025 года основным средствам или нематериальным активам, в случае если до указанной даты такие основные средства не были введены в эксплуатацию (нематериальные активы не были приняты к учету).

В целях поддержки отрасли животноводства Законом устанавливается ставка НДС в размере 10% при реализации племенной продукции и племенных животных, а также ввозе данной продукции на территорию Российской Федерации, при условии выполнения оснований, подтверждающих право на применение ставки НДС 10% при ввозе указанной продукции.

Кроме того, налогоплательщикам, применяющим УСН и уплачивающим НДС по налоговым ставкам 10% или 20%, Законом предоставляется право не уплачивать НДС при выпуске товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области.

В части акцизов Законом с учетом уточненного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации предусматривается индексация ставок акцизов на сидр, пуаре, медовуху и пиво, сигареты, папиросы, автомобильный бензин, дизельное топливо и моторные масла,
а также дополнительно к индексации, предусмотренной Федеральным законом от 12 июля 2024 года № 176-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 176-ФЗ), увеличение ставок акцизов на этиловый спирт, спиртосодержащую продукцию, алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 18%. Данная мера, как следует из сопроводительных материалов к законопроекту, будет способствовать реализации положений Концепции сокращения потребления алкоголя в Российской Федерации на период до 2030 года и дальнейшую перспективу, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации
от 11 декабря 2023 года № 3547-р, а также сокращению потребления гражданами табачной и никотинсодержащей продукции. Изменение ставок акцизов на алкогольную продукцию позволит получить дополнительные доходы в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации
в 2025–2027 годах в сумме порядка 180 млрд рублей, в том числе
около 39 млрд рублей в федеральный бюджет. В результате изменения ставок акцизов на сигареты, папиросы дополнительные доходы в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации составят в 2025–2027 годах порядка 30 млрд рублей ежегодно.

Также предусматривается изменение ставок акцизов на нефтепродукты с корректировкой демпфирующей составляющей на нефтяное сырье, направленное на переработку, и введение фиксированных ставок акцизов на прямогонный бензин и на бензол, параксилол, ортоксилол. Согласно пояснительной записке и финансово-экономическому обоснованию данная мера позволит привлечь дополнительные доходы, которые в 2025 году составят 131 млрд рублей, в 2026 году – 167,6 млрд рублей, в 2027 году – 216,7 млрд рублей и будут направлены на финансирование проектов в сфере дорожного строительства.

Помимо этого, Законом повышается с 1 января 2025 года ставка акциза на сахаросодержащие напитки с 7 до 10 рублей за 1 литр (индексация на 42,9%) и уточняются критерии определения подакцизных сахаросодержащих напитков. Так, к ним будут относиться обогащенная пищевая продукция и квасы с содержанием этилового спирта до 1,2%, которые в настоящее время прямо исключены из перечня подакцизных товаров, а также сахаросодержащие напитки, упакованные не только в потребительскую, но и в транспортную упаковку. В соответствии с пояснительной запиской такая корректировка направлена на сокращение потребления населением сахаросодержащих напитков, а также на исключение случаев уклонения от налогообложения и получение дополнительных средств, которые планируется направить на финансирование здравоохранения, в том числе на борьбу с сахарным диабетом.

В части НДФЛ Законом освобождаются от налогообложения единовременные компенсационные выплаты работникам культуры, финансовое обеспечение которых осуществляется в соответствии с программой «Земский работник культуры». Данная мера направлена на реализацию поручения Президента Российской Федерации.

Законом вводится обязанность профессионального участника рынка ценных бумаг, признаваемого налоговым агентом, учитывать фактически осуществленные и документально подтвержденные расходы налогоплательщика, связанные с приобретением и хранением соответствующих ценных бумаг, на основании сведений, переданных ему другим профессиональным участником рынка ценных бумаг, если иные сведения не были представлены налогоплательщиком, а также хранить данные сведения в течение 5 лет.

Законом также уточняется, что доходы в виде материальной выгоды от приобретения долей участия в уставном капитале российских организаций, ценных бумаг и производных финансовых инструментов подлежат учету в одной налоговой базе соответственно с доходами от реализации (погашения) долей участия в уставном капитале российских организаций, доходами по операциям с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами.

Помимо этого, Законом освобождается от обложения НДФЛ материальная выгода, полученная от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами, предоставленными на приобретение (строительство) жилья или на рефинансирование банками таких займов (кредитов) по соответствующим договорам, заключенным до конца 2024 года, при условии наличия у налогоплательщика подтвержденного в установленном порядке права на имущественный налоговый вычет.

Кроме того, к доходам, облагаемым НДФЛ, Закон относит доходы от доверительного управления имуществом, составляющим паевой инвестиционный фонд.

В части налога на прибыль организаций Закон уточняет порядок налогообложения сделок (операций) с акциями (долями в уставном капитале) экономически значимых организаций в части распространения возможности не учитывать в налоговой базе по налогу на прибыль и по НДФЛ доходов в виде замещающих еврооблигаций Российской Федерации, полученных при обмене (замещении) государственных ценных бумаг Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, если они принадлежали налогоплательщику по состоянию на 1 марта 2022 года. При этом расходы в виде стоимости таких облигаций также не будут учитываться в целях налогообложения доходов организаций и физических лиц. Данные изменения связаны с Указом Президента Российской Федерации от 8 августа 2024 года № 677, устанавливающим обязанность заменить ранее выпущенные еврооблигации Российской Федерации на замещающие облигации Российской Федерации.

Также расширяется возможность применения освобождения от обложения налогом на прибыль организаций и НДФЛ доходов от акций (долей в уставном капитале), принадлежащих иностранной холдинговой компании, полученных экономически значимой организацией
(ее взаимозависимым лицом), в случае получения указанных доходов частично. Такие правила в настоящее время установлены Указом Президента Российской Федерации от 27 января 2024 года № 73
«О временном порядке раскрытия и предоставления информации хозяйственными обществами, являющимися экономически значимыми организациями, и некоторыми иными лицами». В связи с этим новые положения НК РФ распространяются на правоотношения, возникшие
с 1 января 2024 года.

Законом продлевается на 5 лет срок действия особого режима налогообложения добычи углеводородного сырья на разрабатываемых новых морских месторождениях, расположенных в российской части (российском секторе) дна Каспийского моря, с одновременным снижением с 50% до 34% ставки налога на прибыль организаций. При этом исключается положение об уплате такими организациями данной ставки налога на прибыль в федеральный бюджет.

Также Законом увеличивается с 15% до 20% ставка налога на прибыль организаций в отношении доходов в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам и обращающимся облигациям российских организаций.

Кроме того, уточняются параметры применения федерального инвестиционного налогового вычета (далее – ФИНВ), введение которого предусмотрено Федеральным законом № 176-ФЗ, в части установления
к объектам основных средств (нематериальным активам), в отношении которых было принято решение об использовании права на применение ФИНВ, механизма амортизации.

Так, объекты амортизируемого имущества будут включаться в амортизационные группы (подгруппы) по своей первоначальной стоимости, уменьшенной на определенный по соответствующему объекту амортизируемого имущества ФИНВ. Также подлежат уменьшению на ФИНВ суммы расходов, на которые изменяется первоначальная стоимость таких объектов в случаях их достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения при формировании суммарного баланса амортизационных групп (подгрупп). При этом предусматриваются ограничение применения ФИНВ к объектам основных средств (нематериальных активов), при формировании первоначальной стоимости которых соответствующие расходы учитываются с применением повышающего коэффициента, а также условия определения расходов при реализации амортизируемого имущества, полученного с применением ФИНВ.

Закон уточняет виды расходов, связанные с приобретением права на использование программ для ЭВМ и баз данных, включенных в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин, учитываемых при налогообложении прибыли организации с повышающим коэффициентом, в части включения расходов на приобретение прав на программно-аппаратные комплексы, а также исключает обязательное требование отнесения таких расходов к сфере искусственного интеллекта.

Кроме того, продлевается до 1 января 2028 года срок действия временных норм, устанавливающих особенности исчисления и уплаты налога на прибыль с доходов, полученных иностранной организацией от источников в Российской Федерации, удерживаемого налоговым агентом.

В части НДПИ Законом отменяется в 2025 году увеличение НДПИ при добыче газа горючего природного на величину 50 млрд рублей ежемесячно для налогоплательщиков, являющихся собственниками объектов Единой системы газоснабжения.

Уточняются условия отмены действующего ограничения значения коэффициента КМКР, при котором ставка НДПИ устанавливается не менее 2 555 рублей за тонну при добыче многокомпонентной комплексной руды с низким содержанием в ней полезных компонентов на новых участках недр, расположенных на территории Красноярского края.

Исключается дополнительная надбавка к налоговой ставке НДПИ при добыче драгоценных металлов, содержащих золото, при налогообложении нормативных потерь при его добыче, а также уточняются положения, применение которых было необходимо для завершения «налогового маневра» в нефтяной отрасли.

Также Законом уточняется порядок определения цены на нефть, используемой при расчете ставки НДПИ при добыче нефти и газового конденсата, налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья, а также при выполнении соглашений о разделе продукции в части исключения положений, устанавливающих скидку (дисконт) при определении уровня цен нефти сорта «Юралс» и показателя цены на нефть, определяемого ФАС России («национальный индекс цен на нефть»).

Кроме того, продлевается на 5 лет срок применения ставки НДПИ
в размере 0 рублей при добыче нефти из залежей углеводородного сырья, степень выработанности запасов которых на 1 января 2020 года составляет более 1%. Также продлевается на 5 лет срок действия особого налогового режима по НДПИ при добыче углеводородного сырья на новых морских месторождениях, расположенных в российской части (российском секторе) дна Каспийского моря.

Законом расширяется возможность применения ставки НДПИ
в размере 0 рублей при добыче природного газа и газового конденсата, используемого для производства аммиака и водорода, до достижения накопленного объема добычи газа в объеме 250 млрд куб. метров (газового конденсата 20 млн тонн) или истечения 12 лет с даты реализации первой партии аммиака и водорода.

Увеличивается с 2 818 до 2 934 рублей цена отсечения на олово на мировых рынках, при которой не будет применяться налоговый вычет по НДПИ при добыче кондиционных руд олова на участках недр, расположенных полностью или частично на территории Дальневосточного федерального округа.

В целях установления единого подхода к исчислению и уплате государственной пошлины за совершение юридически значимых действий в отношении объектов недвижимости Законом уточняется порядок уплаты и размеры государственной пошлины за государственную регистрацию права общей долевой собственности владельцев инвестиционных паев на недвижимое имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд, ограничения данного права и обременения такого имущества или сделок с ним. Так, согласно действующей редакции НК РФ размер данной государственной пошлины составляет 22 тыс. рублей, согласно Федеральному закону № 176-ФЗ с 1 января 2025 года в отношении дорогостоящего (более 22 млн рублей) имущества ее размер составит 0,1% кадастровой стоимости такого объекта недвижимости, но не менее 0,1% цены сделки и не более 1 млн рублей. Закон повышает указанные размеры государственной пошлины в два раза, за исключением максимального размера, который сохраняется в размере 1 млн рублей. Аналогичные размеры государственной пошлины предусматриваются за регистрационные действия в отношении предприятия как имущественного комплекса.

Законом также вводится государственная пошлина за государственную регистрацию договоров аренды, уступки прав требования по договорам аренды, если такие договоры подлежат регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Для физических лиц она составит 4 тыс. рублей, для организаций – 44 тыс. рублей.

Кроме того, предусматривается уточнение перечня и увеличение размеров государственной пошлины в области оборота оружия. При этом предусматривается 50% льгота для граждан, относящихся к коренным малочисленным народам Российской Федерации, ведущим традиционный образ жизни, а также для лиц, принимающих (принимавших) участие в специальной военной операции (далее – СВО) и обеспечивающих (обеспечивавших) выполнение в ходе СВО задач, и граждан, направленных для прохождения службы по мобилизации в войска национальной гвардии Российской Федерации на должностях, по которым предусмотрено присвоение специальных званий полиции. Реализация данной меры согласно финансово-экономическому обоснованию позволит привлечь дополнительно порядка 4,3 млрд рублей.

Помимо этого, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, Законом освобождаются истцы по искам, связанным с защитой прав и законных интересов не только детей-сирот, но и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя. Данная мера направлена на приведение норм НК РФ в соответствие с нормами Федерального закона от 21 декабря
1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В части УСН Законом предусматриваются особенности применения пониженных ставок по УСН, установленных субъектами Российской Федерации, в случае перерегистрации налогоплательщика с территории одного субъекта Российской Федерации на территорию другого. Так, если налоговая ставка по новому месту установлена в меньшем размере, чем ставка, установленная субъектом Российской Федерации, на территории которого налогоплательщик ранее применял УСН, то в течение трех последовательных налоговых периодов, начиная с налогового периода, в котором было изменено место нахождения организации (место жительства индивидуального предпринимателя), применению подлежит налоговая ставка, которая применялась до изменения места нахождения организации (места жительства индивидуального предпринимателя). Реализация данной меры позволит исключить практику необоснованной перерегистрации бизнеса в субъектах Российской Федерации, в которых действуют пониженные налоговые ставки по УСН.

В целях устранения коллизии норм пункта 8 статьи 164 и пункта 4 статьи 34613 НК РФ уточняется, что переход налогоплательщиков, применяющих УСН, на общую систему налогообложения осуществляется с 1-го числа месяца, в котором допущено превышение предельной величины дохода (450 млн рублей), а не квартала, как это предусмотрено действующей редакцией пункта 4 статьи 34613 НК РФ.

Также в отношении предельных величин дохода и остаточной стоимости основных средств налогоплательщиков, применяющих УСН, Законом устанавливается коэффициент-дефлятор на 2025 год равный 1.

В части ПСН в целях исключения необоснованной налоговой оптимизации по избежанию уплаты НДС предусматривается, что налогоплательщик утрачивает право на применение ПСН также в случае превышения предельной величины доходов в размере 60 млн рублей, полученных в предшествующем календарном году при применении ПСН
и УСН.

В части налога на имущество организаций Законом освобождаются от налогообложения территориальные сетевые организации – в отношении линий электропередачи, трансформаторных и иных подстанций, распределительных пунктов классом напряжения до 35 кВ, кабельных линий электропередачи и оборудования, предназначенного для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии,
а также организации, основным видом деятельности которых является производство электроэнергии, получаемой из возобновляемых источников энергии, – в отношении имущества, входящего в состав солнечных электростанций.

Также продлевается на 5 лет (до 1 января 2030 года) возможность уменьшения налоговой базы по налогу на имущество организаций, определяемой как среднегодовая стоимость имущества,
на сумму законченных капитальных вложений на строительство, реконструкцию и (или) модернизацию вводимых, реконструируемых и (или) модернизируемых судоходных гидротехнических сооружений, расположенных на внутренних водных путях Российской Федерации, портовых гидротехнических сооружений, сооружений инфраструктуры воздушного транспорта (за исключением системы централизованной заправки самолетов, космодрома), учтенных в балансовой стоимости данных объектов.

В части туристического налога Законом устанавливается возможность взимания его в качестве единого налогового платежа,
что существенно упростит его администрирование и снизит издержки налогоплательщиков. При этом суммы туристического налога исключаются из состава расходов налогоплательщиков, применяющих ЕСХН, УСН.

Также Закон включает средства размещения, в которых оказываются услуги по санаторно-курортному лечению, в реестр классифицированных средств размещения с уплатой туристического налога в размере минимального налога (100 рублей) и исключает необходимость выделения суммы туристического налога в расчетных документах.

В части страховых взносов корректируется условие применения пониженных тарифов страховых взносов в совокупном размере 15% субъектами малого и среднего предпринимательства (далее – МСП), организациями-резидентами инновационного центра «Сколково» и организациями-резидентами инновационных научно-технологических центров, а также в размере 7,6% – субъектами МСП, осуществляющими деятельность в обрабатывающих отраслях. По действующей редакции НК РФ данные льготы применяются в отношении части выплат в пользу физического лица, определяемой по итогам каждого календарного месяца как превышение над величиной минимального размера оплаты труда
(далее – МРОТ), установленного федеральным законом на начало расчетного периода. Законом увеличивается данное пороговое значение
с 1 до 1,5 МРОТ.

Данная мера направлена на «обеление» заработных плат и выравнивание параметров налогового регулирования налогоплательщиков и согласуется с предложением Совета Федерации о повышении указанного порогового значения (содержится, в частности, в постановлении Совета Федерации от 17 февраля 2021 года № 47-СФ «О реализации мер налоговой политики, направленных на стимулирование экономического роста»). Согласно финансово-экономическому обоснованию к законопроекту ее реализация приведет к увеличению доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в 2025 году на 182,5 млрд рублей, в 2026 году – на 201,7 млрд рублей, в 2027 году – на 218,6 млрд рублей. При этом дополнительные доходы бюджета Социального фонда России составят в 2025 году 149,1 млрд рублей, в 2026 году – 164,8 млрд рублей, в 2027 году – 178,6 млрд рублей, бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в 2025 году – 33,4 млрд рублей, в 2026 году – 36,9 млрд рублей, в 2027 году – 40,0 млрд рублей.

Помимо этого, Законом уточняется порядок обложения страховыми взносами вознаграждений членам совета многоквартирных домов (далее – МКД). Обложению страховыми взносами будут подлежать такие вознаграждения, выплачиваемые в рамках заключенных с управляющими компаниями трудовых договоров или гражданско-правовых договоров. Данное уточнение обусловлено тем, что члены совета МКД и председатель совета МКД в соответствии с положениями Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) избираются собственниками помещений в МКД с целью осуществления управленческих, контрольных, представительских функций и иных полномочий, установленных ЖК РФ,
и получают за это вознаграждение (в случае принятия решения о его выплате), и поэтому возникновение трудовых отношений (в связи с избранием на должность) или заключение гражданско-правовых договоров на оказание управленческих услуг приводит к признанию таких лиц застрахованными лицами в системе обязательного социального страхования в Российской Федерации и, соответственно, обложению вознаграждений в их пользу страховыми взносами на основании положений НК РФ.

Кроме того, Законом вносятся изменения в Федеральный закон
от 25 февраля 2022 № 17-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Автоматизированная упрощенная система налогообложения», предусматривающие распространение с 1 января
2025 года эксперимента на территории всех субъектов Российской Федерации, а также на территорию города Байконура.

В связи с этим предусматривается, что доходы, получаемые налогоплательщиком в рамках применения автоматизированной упрощенной системы налогообложения, включаются в состав доходов, учитываемых при определении совокупного размера дохода, ограничивающего право на освобождение от обязанностей плательщика НДС, право на применение пониженных ставок НДС.

Закон вступает в силу со дня его официального опубликования,
за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления в силу.

Коррупциогенных факторов в Законе не выявлено. В соответствии
со статьей 106 Конституции Российской Федерации Закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации.

Учитывая изложенное, комитет рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».