Рассмотрев Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации и об установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2025 году» (далее – Закон), принятый Государственной Думой 22 октября 2024 года, комитет отмечает следующее.
Проект федерального закона внесен Правительством Российской Федерации.
Закон направлен на создание правовых условий для организации исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2025 году.
Закон продлевает действие ряда установленных ранее в бюджетном законодательстве Российской Федерации норм временного характера, предусматривающих, в частности:
возможность направления доходов от управления средствами Фонда национального благосостояния на финансовое обеспечение расходов федерального бюджета, а также перечень видов финансовых активов, в которые могут размещаться средства указанного фонда;
право Правительства Российской Федерации принимать решения о предоставлении государственных кредитов, не предусмотренных программой предоставления государственных финансовых и экспортных кредитов в пределах общего объема бюджетных ассигнований на реализацию этой программы и (или) за счет уменьшения остатков средств федерального бюджета.
С 1 января 2025 года по 1 января 2028 года приостанавливается действие пункта 2 статьи 1794 Бюджетного кодекса в части базового объема Федерального дорожного фонда с продлением положения о применении временного коэффициента 0,36 при его формировании на период с 1 января 2028 года по 1 января 2031 года.
Также приостанавливается действие ряда норм Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее — Бюджетный кодекс), включая требование о прогнозировании доходов бюджета на основе принятого на день внесения проекта закона (решения) о бюджете законодательства о налогах и сборах, бюджетного законодательства, а также законодательных актов, устанавливающих неналоговые доходы (до 1 января 2025 года), а также требование о присвоении уникальных кодов классификации расходов бюджетов отдельно по каждому виду публичных нормативных обязательств для бюджетных ассигнований на исполнение таких обязательств, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в области обороны.
На период с 1 февраля 2025 года по 1 января 2031 года предусматривается корректировка нормативов зачисления акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации, согласно которой указанные доходы зачисляются в федеральный бюджет по нормативу 31,5 процента, а в региональные бюджеты — 68,5 процента.
Также продлевается на 2025 год возможность предоставления из федерального бюджета иных межбюджетных трансфертов на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при оказании медицинской помощи, протезно-ортопедической помощи военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, являющимся участниками специальной военной операции, медицинскими организациями, подведомственными исполнительным органам субъектов Российской Федерации, в период проведения специальной военной операции.
Согласно Закону, при формировании проекта федерального закона «О федеральном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов» субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, распределяемых по результатам ежегодных конкурсных отборов, могут не распределяться на плановый период.
Устанавливается возможность для внесения изменений в сводную бюджетную роспись федерального бюджета без внесения изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов» в случае перераспределения (увеличения) на основании решений, принимаемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, бюджетных ассигнований на цели, связанные с финансовым обеспечением реализации национальных проектов, в том числе с перераспределением соответствующих бюджетных ассигнований между текущим финансовым годом и плановым периодом, в совокупности в течение года в пределах 10 процентов общего годового объема бюджетных ассигнований федерального бюджета на реализацию соответствующего национального проекта без увеличения предусмотренного в федеральном законе о федеральном бюджете общего объема бюджетных ассигнований на соответствующий финансовый год.
Кроме того, предусматривается продолжение в 2025 году работы Комиссии Федерального Собрания Российской Федерации по перераспределению бюджетных ассигнований в текущем финансовом году и плановом периоде в части рассмотрения проектов нормативных правовых актов (решений), предусмотренных пунктом 9 статьи 130 Бюджетного кодекса и соответствующими законодательными актами Российской Федерации.
На 2025 год продлеваются особенности исполнения региональных и местных бюджетов, в том числе возможность принятия расходных обязательств, не отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации (органов местного самоуправления), в части мероприятий по предотвращению влияния ухудшения геополитической и экономической ситуации на развитие отраслей экономики и дополнительных мероприятий в сфере национальной обороны и национальной безопасности, мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального и межрегионального характера и их последствий, направленных на проведение неотложных аварийно-восстановительных работ и оказание мер социальной поддержки граждан, в том числе граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены (далее – поддерживающие мероприятия).
Кроме того, устанавливается, что в ходе исполнения бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) в 2025 году в соответствии с решениями высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации (местной администрации) в сводную бюджетную роспись бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) могут быть внесены изменения в случае перераспределения бюджетных ассигнований, направленных на финансовое обеспечение поддерживающих мероприятий без внесения изменений в закон субъекта Российской Федерации о региональном бюджете или муниципальный правовой акт о местном бюджете.
Внесение изменений в сводную бюджетную роспись бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) (независимо от уровня их дотационности) по указанным основаниям может осуществляться с превышением общего объема расходов, утвержденных законом субъекта Российской Федерации о региональном бюджете или муниципальным правовым актом о местном бюджете.
При этом сохраняется право регионов и муниципальных образований превышать отдельные ограничения по размеру дефицита бюджета и объему государственного (муниципального) долга на объем расходов, связанных с реализацией указанных мероприятий. Так, в 2025 году объем государственного долга субъекта Российской Федерации (муниципального долга) сможет превысить установленный законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации (муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования о местном бюджете) верхний предел государственного долга субъекта Российской Федерации (муниципального долга), в том числе показатели программы государственных внутренних заимствований, на сумму, не превышающую объема бюджетных ассигнований, направленных на финансовое обеспечение поддерживающих мероприятий.
Законом устанавливается возможность увеличения платы за пользование бюджетными кредитами за счет временно свободных средств единого счета федерального бюджета, предоставленными Федеральным казначейством в рамках осуществления операций по управлению остатками средств на едином счете федерального бюджета, на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов в два раза в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Закон содержит положения, направленные на оптимизацию расчетов при казначейском сопровождении. Так, продлевается действие положения об осуществлении территориальными органами Федерального казначейства казначейского сопровождения средств, определенных Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации на основании обращений юридических лиц, с распространением его также на финансовые органы субъектов Российской Федерации.
Предусматривается возможность не признавать государственное (муниципальное) задание на 2025 год невыполненным в случае недостижения установленных в нем показателей в случае приостановления деятельности государственных (муниципальных) учреждений из‑за введения на отдельных территориях (объектах) уровней террористической опасности, что позволит не привлекать должностных лиц к административной ответственности в случае невыполнения государственного (муниципального) задания по указанным основаниям. Аналогичная норма установлена в 2024 году.
Также Законом регламентируются вопросы, связанные с безвозмездной передачей государственной корпорации (государственной компании) активов, поступивших в федеральную собственность на основании судебных решений. Так, устанавливается требование о перечислении в федеральный бюджет денежных средств в размере 50 процентов рыночной стоимости переданного актива, определенной на основании отчета независимого оценщика.
Изменения в сфере обязательного пенсионного и социального страхования направлены на урегулирование ряда вопросов, включая продление на 2025 год действующего порядка индексации страховых пенсий — стоимости одного пенсионного коэффициента в размере 142,76 рубля и размера фиксированной выплаты к страховой пенсии 8 728,73 рубля.
Предусматривается предоставление начиная с 2025 года единого межбюджетного трансферта из федерального бюджета бюджету Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, объем которого будет определяться в том числе с учетом валоризации величины расчетного пенсионного капитала, выпадающих доходов бюджета указанного внебюджетного фонда в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов, возмещения расходов в связи с зачетом в страховой стаж отдельных периодов, реализации прав при установлении страховых пенсий отдельным категориям граждан, повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, а также компенсации выпадающих доходов в связи с установлением пенсий гражданам с учетом начисленных, но неуплаченных страховых взносов.
Также предусматривается установление начиная с 2026 года федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период величины прожиточного минимума. Величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в субъекте Российской Федерации на очередной год будет устанавливаться до 15 ноября текущего года субъектом Российской Федерации с учетом коэффициента региональной дифференциации, который рассчитывается как соотношение величины прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации и величины прожиточного минимума на душу населения в соответствующем субъекте Российской Федерации в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Комитет отмечает, что приостановление расчета величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации из величины медианного среднедушевого дохода за предыдущий год устанавливается без ограничения срока действия.
В федеральные законы «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» вносятся изменения в части исключения выплат компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации для обеспечения инвалидов, в том числе инвалидов из числа ветеранов, с сохранением механизмов бесплатного предоставления таких технических средств Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации либо получения электронного сертификата на них. При этом право на выплату компенсации сохраняется в отношении технических средств реабилитации, приобретенных до 1 января 2025 года, и осуществляется в порядке, действовавшем до дня вступления в силу данного положения.
В Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» вносится изменение, в соответствии с которым при определении права на ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка необходимо учитывать наличие у заявителя и членов его семьи доходов от трудовой, предпринимательской и иных видов деятельности, а также иных доходов. Данное положение направлено на усиление критериев нуждаемости при предоставлении указанного пособия, которые будут определены Правительством Российской Федерации.
Закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых установлен иной срок их вступления в силу.
Закон подлежит обязательному рассмотрению Советом Федерации на основании статьи 106 Конституции Российской Федерации.
Коррупциогенные факторы в Законе не выявлены.
Учитывая изложенное, комитет рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации и об установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2025 году».