Рассмотрев Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и о приостановлении действия пункта 2 части 6 статьи 102 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон), принятый Государственной Думой 2 октября 2024 года, комитет отмечает следующее.
Проект федерального закона разработан Правительством Российской Федерации во исполнение Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 28.04.2023 г. № 22-П в части необходимости внесения изменений в таможенное законодательство Российской Федерации в целях обеспечения права проверяемого лица (его представителя) быть ознакомленным с материалами таможенной проверки и предусматривает внесение изменений в Федеральный закон от 3 августа 2018 года № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 289-ФЗ).
В соответствии с Постановлением Конституционного суда действующая редакция пункта 2 статьи 235 Федерального закона № 289-ФЗ не соответствует отдельным статьям Конституции Российской Федерации, так как не обеспечивает право проверяемого лица (его представителя) в ходе ознакомления с материалами таможенной проверки осуществлять выписки и использовать технические средства, предназначенные для их копирования.
Вносимые Законом изменения устраняют данное несоответствие и устанавливают порядок ознакомления проверяемого лица (его представителя) с материалами таможенной проверки с обязательной фиксацией результата ознакомления в акте об ознакомлении с материалами таможенной проверки, форма которого утверждается Федеральной таможенной службой. Кроме этого, исключается норма, устанавливающая необходимость получения разрешения начальника или заместителя начальника таможенного органа на ознакомление с материалами дела, как ограничивающая право проверяемого лица. Законом устанавливается возможность ознакомления с материалами дела представителем проверяемого лица только при наличии нотариально заверенной доверенности (ее копии), а также определяются особенности ознакомления с материалами проверки в случае наличия в документах сведений, составляющих государственную, коммерческую, налоговую и банковскую тайну.
В целях противодействия санкционным мерам Законом в отношении участников, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность менее одного года, приостанавливается до 1 января 2027 года действие положения в отношении временного периодического декларирования товаров. Внесенное изменение позволит правопреемникам участников внешнеэкономической деятельности, находящихся под санкциями иностранных государств, осуществляющих недружественные действия, продолжить работу в плановом режиме.
В соответствии со статьей 106 Конституции Российской Федерации Закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации. Коррупциогенных факторов в Законе не выявлено.
Закон вступает в силу по истечении тридцати дней после дня его официального опубликования.
Учитывая изложенное, комитет считает возможным рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и о приостановлении действия пункта 2 части 6 статьи 102 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».