Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О внесении изменений в Федеральный закон „О банках и банковской деятельности“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (проект № 676816–8)

Рассмотрев Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон „О банках и банковской деятельности“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон), принятый Государственной Думой 31 июля 2024 года, комитет отмечает следующее.

Проект федерального закона был внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации в целях установления возможности открытия на территории Российской Федерации филиалов иностранных банков (далее – филиалы), определения порядка и условий осуществления их деятельности.

Федеральным законом устанавливаются требования к иностранному банку, открывающему филиал. В частности, иностранный банк должен иметь право на осуществление банковской деятельности в своей стране и осуществлять такую деятельность в течение не менее трех лет, а также иметь уровень кредитного рейтинга, не ниже установленного Банком России.

Иностранный банк вправе осуществлять деятельность на территории Российской Федерации не более чем через один филиал и только при наличии соглашения между Банком России и уполномоченным органом надзора соответствующего иностранного государства об обмене информацией в форме, принятой в международной практике. Банковские операции осуществляются иностранным банком в рублях, а при наличии соответствующей лицензии Банка России — в иностранной валюте.

Также устанавливается, что иностранный банк должен иметь официальный сайт своего филиала в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», сетевой адрес которого размещен в российской национальной доменной зоне. Количество работников филиала, являющихся иностранными гражданами и лицами без гражданства, должно составлять не более 50 процентов от общего количества работников филиала.

Кроме того, иностранный банк обязан сформировать гарантийный депозит филиала в целях обеспечения исполнения иностранным банком обязательств по договорам, заключенным при осуществлении деятельности филиала.

Общий размер гарантийного депозита филиала определяется как совокупность минимального гарантийного депозита и расчетного гарантийного депозита филиала, общий размер которого должен соответствовать размеру, обеспечивающему соблюдение филиалом обязательных нормативов, установленных Банком России. Минимальный гарантийный депозит филиала должен составлять 1 млрд рублей.

Гарантийный депозит филиала может состоять из денежных средств, размещенных на корреспондентском счете в рублях, открытом иностранным банком в Банке России, вложений в облигации федерального займа или ценные бумаги, эмиссию которых от своего имени осуществляет Банк России в целях реализации денежно-кредитной политики.

Также Федеральным законом определяются порядок аккредитации филиала иностранного банка на территории Российской Федерации и получения иностранным банком лицензии Банка России на осуществление банковских операций, перечень оснований для принятия Банком России решения об отказе в выдаче лицензии. Кроме того, устанавливаются основания и последствия отзыва (аннулирования) у иностранного банка лицензии на осуществление банковских операций, в том числе особенности деятельности временной администрации иностранного банка и порядок осуществления выплат за счет денежных средств гарантийного депозита филиала.

Федеральным законом определяется перечень банковских операций и сделок, которые вправе осуществлять филиал. При этом устанавливаются запреты и ограничения в отношении деятельности филиалов, в том числе филиал не вправе:

— осуществлять банковские операции и сделки с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, за исключением осуществления переводов денежных средств без открытия банковских счетов, в том числе электронных денежных средств, и купли-продажи иностранной валюты в наличной и безналичной формах. При этом в безналичной форме куплю-продажу иностранной валюты можно осуществлять только для целей переводов без открытия банковских счетов;

— привлекать денежные средств физических и юридических лиц во вклады;

— открывать счета в драгоценных металлах и привлекать драгоценные металлы во вклады;

— осуществлять операции с драгоценными металлами, монетами из драгоценных металлов, обработанными природными алмазами;

— осуществлять доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договору с физическими и юридическими лицами;

— заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью (за исключением заключения договоров, которые являются производными финансовыми инструментами с базисным активом в виде товара, продажи имущества, приобретенного иностранным банком через свой филиал для обеспечения своей деятельности, продажи имущества в случае обращения взыскания на предмет залога из‑за неисполнения должником обязательства);

При этом филиал может осуществлять профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, за исключением управления ценными бумагами и денежными средствами для совершения сделок с производными финансовыми инструментами.

Также Федеральный закон вносит корреспондирующие поправки в ряд законодательных актов, а именно:

изменения в Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» наделяют Банк России полномочием по регулированию и надзору за деятельностью филиалов иностранных банков, в том числе в части установления обязательных нормативов, правил проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности, проведения проверок, применения мер воздействия;

дополнения в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» касаются распространения на филиалы иностранных банков положений законодательства в сфере противодействия отмыванию доходов, финансированию терроризма, финансированию распространения оружия массового уничтожения.

Кроме того, Федеральным законом вносятся изменения в Федеральный закон «О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств» и Федеральный закон «О специальных экономических мерах и принудительных мерах», предусматривающие распространение их действия на российские филиалы иностранных юридических лиц, государства которых ввели ограничительные меры в отношении Российской Федерации.

Реализация Федерального закона будет способствовать созданию условий для развития системы международных расчетов и привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику.

Коррупциогенные факторы в Федеральном законе не выявлены.

Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации на основании статьи 106 Конституции Российской Федерации.

Учитывая изложенное, комитет рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон „О банках и банковской деятельности“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации».