Рассмотрев Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон), принятый Государственной Думой 24 июля 2024 года, комитет отмечает следующее.
Проект федерального закона был внесен в Государственную Думу сенатором Российской Федерации Н.А. Журавлевым, депутатом Государственной Думы А.Г. Аксаковым в целях совершенствования регулирования в области создания, реорганизации, финансового оздоровления и ликвидации кредитных потребительских кооперативов.
Федеральный закон устанавливает специальный порядок приобретения юридическим лицом права на осуществление деятельности кредитного потребительского кооператива (далее – КПК). Вновь созданное юридическое лицо в организационно-правовой форме потребительского кооператива приобретает право на осуществление деятельности КПК со дня внесения сведений о нем в государственный реестр КПК (далее – реестр, реестр КПК), ведение которого осуществляет Банк России.
До дня внесения сведений в реестр для КПК устанавливаются ограничения на прием новых членов (пайщиков), предоставление займов и привлечение денежных средств, а также рекламу деятельности КПК.
Банк России вправе принять решение об отказе во внесении сведений о КПК в реестр по следующим основаниям:
— несоответствие требованиям, предъявляемым к КПК;
— несоответствие должностных лиц квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации;
— предоставление недостоверной информации в документах и несоответствие документов требованиям Банка России.
Устанавливаются основания для признания органов управления КПК не соответствующими требованиям к деловой репутации, в частности: осуществление лицами значимых функций в финансовых организациях в течение года до отзыва лицензии/исключения из реестра финансовой организации при условии неистечения пятилетнего срока со дня отзыва лицензии/исключения из реестра ко дню представления для внесения сведений в реестр КПК; привлечение к административной ответственности с назначением наказания в виде дисквалификации; противодействие проверке или неисполнение предписаний в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (далее — ПОД/ФТ); фиктивное или преднамеренное банкротство, неправомерные действия при банкротстве; привлечение к уголовной ответственности за незаконное осуществление деятельности по предоставлению потребительских займов и за организацию финансовой пирамиды; предоставление недостоверных сведений о соответствии квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации; принятие решения Межведомственной комиссией по противодействию финансированию терроризма о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества.
КПК в течение трех лет со дня приобретения права на осуществление деятельности кредитного кооператива вправе осуществлять деятельность по территориальному принципу объединения членов (пайщиков) КПК на территориях одного или двух граничащих муниципальных образований, определенных уставом кредитного кооператива. По истечении трех лет со дня приобретения права на осуществление деятельности КПК вправе осуществлять деятельность по территориальному принципу объединения членов (пайщиков) КПК на территориях одного или двух граничащих субъектов Российской Федерации.
В случае, если КПК, число членов которого не превышает три тысячи физических и (или) юридических лиц, имеет официальный сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», его доменное имя должно входить в одну из групп доменных имен, составляющих российскую национальную доменную зону, и владельцем данного официального сайта должен являться этот КПК.
Федеральным законом устанавливаются допустимые формы реорганизации КПК, а именно слияние, присоединение, разделение и выделение. Все юридические лица, участвующие в реорганизации, обязаны иметь (приобрести) право на осуществление деятельности КПК. При неисполнении указанного требования, организация обязана осуществить возврат членам паенакоплений и привлеченных денежных средств, при этом в случае неисполнении обязанности организация должна быть ликвидирована, а при наличии признаков несостоятельности (банкротства) обратиться в арбитражный суд с заявление о признании ее банкротом.
Устанавливаются основания для исключении сведений о наличии у юридического лица права на осуществление деятельного кредитного кооператива из реестра КПК, среди них: получение Банком России заявления КПК о прекращении им деятельности кредитного кооператива; нарушение требования о минимальном числе членов КПК; неоднократное нарушение требований законодательства, в том числе в сфере ПОТ/ФТ; незаключение кредитным кооперативом в течение одного года ни одного из договоров; неоднократное неисполнение предписания о замене должностного лица КПК; внесение в ЕГРЮЛ сведений о прекращении юридического лица.
В случае прекращения у юридического лица права на осуществление деятельности КПК, юридическое лицо обязано вернуть паевые взносы и привлеченные средства в течение 360 дней в полном объеме, а в случае неисполнения указанного условия и до истечения 410 дней после прекращения права на осуществление деятельности КПК заявить о банкротстве и ликвидироваться.
В соответствии с Федеральным законом КПК обязан соблюдать финансовые нормативы:
— достаточности собственных средств;
— текущей ликвидности;
— максимального размера риска на одного члена кредитного кооператива (пайщика) или группу связанных членов кредитного кооператива (пайщиков);
— сбалансированности деятельности;
— долгосрочной ликвидности.
При возникновении оснований для применения мер по предупреждению банкротства КПК с момента получения Банком России плана восстановления платежеспособности КПК, соответствующего требованиям Федерального закона № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» и нормативных актов Банка России, до окончания применения этого плана Банк России вправе не применять в отношении указанного КПК мер воздействия за нарушение финансовых нормативов.
В случае наличия у КПК обязательств, возникших в связи с привлечением денежных средств членов (пайщиков) по договорам займа и договорам передачи личных сбережений, такой КПК в обязательном порядке формирует резервный фонд, размер которого должен составлять не менее 5% от общей величины привлеченных средств.
Также Федеральным законом устанавливается обязательное членство КПК в саморегулируемой организации (далее – СРО). До вступления КПК в члены СРО ему запрещено предоставлять займы, вносить изменения в ранее заключенные договоры и рекламировать деятельность.
Размещение средств компенсационного фонда СРО КПК разрешается Федеральным законом на банковских счетах и вкладах только в системно значимых кредитных организациях. СРО КПК обязаны обеспечивать имущественную ответственность КПК, прекративших членство в данной СРО, в течение одного года после утраты членства.
Реализация Федерального закона будет способствовать усилению защиты прав потребителей и пресечению недобросовестных практик с использованием организационно-правовой формы КПК.
Коррупциогенные факторы в Федеральном законе не выявлены.
Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации на основании статьи 106 Конституции Российской Федерации.
Учитывая изложенное, комитет рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».